Содержание
- 1 Румыния — это православная страна
- 2 Религия в Румынии отделена от государства, при этом православная церковь им поддерживается
- 3 Румынская православная церковь — это основная форма организации православных в стране
- 4 Османская империя завоевала Румынию, но богослужения проводились там по-прежнему
- 5 В 1859 году князь Александр Куза, осуществил реформы против Православной церкви
- 6 В 1925 году Румынской православной церкви дарован Патриарх
- 7 При коммунистах православие в Румынии не подвергалась особым гонениям
Христианство в Румынии признано господствующей религией. Появилось в стране оно много веков назад и поэтому имеет свой национальный колорит. Так, например, во всем мире известна церковь деревни Бьертан в Трансильвании её специальная церковь. В ней устроена «комната примирения разводящихся». Сюда приходят перед тем, как получить документ о расторжении брака.
Местные супружеские пары живут здесь две недели в тесноте и спят на одной кровати, питаются за одним столом, довольствуются одной ложкой, одно тарелкой и одним столом. В результате за 300 лет здесь только один раз зафиксирован случай развода.
Румыния — это православная страна
Какая вера у румын главная жители соседних стран прекрасно знают. Дело в том, что большинство румын, а это 86,7% относят себя к православным. При этом большинство из них принадлежит к Румынской православной церкви.
При этом отвечая на вопрос: какая религия в Румынии самая распространённая, необходимо помнить о том, что существует неурегулированный вопрос взаимоотношений Румынской православной церкви с Молдавской церковью.
Именно поэтому по данным переписи 2002 года православных в стране почти что 90%, но цифра может меняться в большую или же меньшую сторону. Всё зависит о того, входят ли в это число православные Молдавии или же нет.
Католики — это вторая по численности религиозная деноминация в стране. Их количество составляет 1 028 401 или 4,7%, при этом 191 556 или 0,9% принадлежит к греко-католикам. Подавляющее большинство католиков латинского обряда сосредоточенно в Трансильвании, на западе страны.
Из 1,2 миллионов католических верующих 770 000 человек — это этнические венгры, 360 000 происходит из этнических румын и ещё 70 000 составляли этнические немцы. Греко-католики проживают в северо-западных районах Румынии. Их количество, по данным переписи 2002 года, составляет 191 556 человек.
В Румынии также присутствуют протестанты. Это англикане, баптисты, адвентисты, евангельские христиане, пятидесятники и т.д. Крупнейшими протестантскими конфессиями являются реформаторы 560 000 и пятидесятники 450 000.
В стране также действуют приходы баптистов 140 000, адвентистов 67 000, унитариан 57 000, лютеран 44 000 человек. Крупнейшими же протестантскими конфессиями в Румынии признаны реформаторы — 560 000 человек и пятидесятники — 450 000 человек.
Кроме того, религия Румынии также представлена Армянской апостольской церковью. Количество верующих составляет 1 200 000 человек размещённых в 6 приходах. Также насчитывается 70 000 представителей маргинального христианства различных направлений. Это последователи Церкви Иисуса Христа святых последних дней, мормоны, Свидетели Иеговы и т.д.
Религия в Румынии отделена от государства, при этом православная церковь им поддерживается
Румынских мусульман в стране немного. В основном это этнические турки, проживающие в районе Добружи. Их насчитывается 67 тысяч человек. Есть в стране и последователи иудаизма, число их не превышает 7 000 человек.
Стоит также сказать о том, что в стране живут также люди, не относящие себя ни к какой религии. Их количество составляет 23 105 человек и это последствия господства в течение длительного времени в стране коммунистического режима.
Вероисповедание в Румынии основывается не только на религиозных предпочтениях её граждан, но и регулируется законом. Так в румынской конституции закреплено, что Румыния представляет собой светское государство.
В ней задекларирован принцип свободы совести, а также равенство все официально признанных религий перед законом. При этом статья 7 Закона о свободе вероисповедания говорит о том, что:
«Румынское государство признает важную роль Румынской православной церкви и других церквей и культов, признанных в национальной истории Румынии и в жизни румынского общества».
Так Церковь поддерживает государство, а высокопоставленное духовенство получает зарплату из государственной казны.
Румынская православная церковь — это основная форма организации православных в стране
Румынская православная церковь удерживает первенство в стране по числу паствы. На 2011 год их количество составляет 86,45% населения или 16 307 004 человека. Это автокефальная поместная церковь, занимающая 7-е место в диптихе автокефальных поместных церквей.
По версии Московского патриархата это место восьмое. Её юрисдикция — территория Румынии и румынская диаспора. Она, как и прочие официально зарегистрированные религиозные организации в Румынии, имеет де-факто государственный статус: жалованье духовенству выплачивается из государственной казны.
Христианская религия у румын известна с IV века. Ранее на территории страны существовала римская провинции Дакия, входившая в область Иллирика. Именно поэтому дакийские епископы находились в ведении архиепископа Сирмийского, который подлежал юрисдикции Римского епископа.
В V веке гунны разрушили Сирмию и церковная область Дакии перешла в юрисдикцию архиепископа Солунского. Позже она подчинялась то Риму, то Константинополю. В VI веке император Юстиниан I учредил в своём родном городе — первой Юстиниане, центр церковной администрации, при этом Дакию подчинили ему.
Митрополия Валахии входила в состав Охридской архиепископии, а затем Тырновского патриархата (1234—1393), вследствие чего восприняла кириллический алфавит и церковнославянский язык в качестве литургического. В 1324 году Валалахия приобрела статус самостоятельного государства.
В 1359 году в неё учреждена митрополия Константинопольского патриархата. При этом её деятельность до XVIII века носила в основном формальный характер.
Османская империя завоевала Румынию, но богослужения проводились там по-прежнему
После завоевания румынских земель Османской империей, В Валахии и Молдове сохранилась полная свобода богослужения. Так дозволялось строить новые храмы и основывать монастыри, а также созывать церковные Соборы.
Так как местные господари покровительствовали православной церкви, восточные Патриархаты, а также Афонские монастыри приобретали здесь имения и открывали. Их имения и подворья — это основная статья доходов православной церкви в то время.
В 1711 году Молдавия, а в 1716 году Валахия перешли под управление князей, назначаемых султаном из нескольких семей греков-фанариотов. В результате церковная жизнь Румынии значительно эллинизировалась, церковнославянский язык в городах заменили на греческий, а в деревнях его вытеснил румынский язык.
В 1776 году Валашскому митрополиту был пожалован титул «Наместника Кесарии Каппадокийской» — самой старшей по чести кафедры Константинопольского патриархата, которую в IV веке возглавлял святитель Василий Великий.
После победы России в XVIII веке в русско-турецкой войне русские стали покровительствовать православным, проживающим, на завоеванных территориях. В результате в 1789 году российский Святейший синод учредил «Молдо-Валахскую экзархию».
Её местоблюстителем 22 декабря этого года стал бывший архиепископ Екатеринославский и Херсонеса Таврического Амвросий (Серебреников). 1792 году митрополитом Молдо-Влахийским с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии назначен Гавриил (Бэнулеску-Бодони).
В 1793 году его заточили в тюрьму в Константинополе и после осуждения Синодом Константинопольской церкви его назначили на Екатеринославскую кафедру, при этом его сохранили титул «экзарха».
В 1859 году князь Александр Куза, осуществил реформы против Православной церкви
Вначале XIX прославился Митрополит Молдавский Вениамин (Костаки). Он выступал против фанариотов и приветствовал переход Молдавии под власть в России.
В 1808—1812 году территории княжеств переподчинили, а когда был заключён в 1813 году Бухарестский мирный договор, в отошедшей к России Бессарабии учредили Кишневскую и Хотинскую епархию, во главе которой стал митрополит Гавриил.
В 1859 году княжества Валахия и Молдовы объединились в составе Молдавского княжества. Правившей в то время Румынией князь Александр Куза, под влиянием
Франции осуществил реформы, направленные против Православной церкви. Им быль создан новый орган церковного управления «Генеральный национальный синод», включавший всех румынских епископов и по три депутата от духовенства и мирян каждой епархии. Синод мог собираться всего лишь один раз в год и светская власть его полностью контролировала.
Князь осуществлял также назначение архиерея. Закон 1863 года установил полную конфискацию (секуляризацию) все церковного и монастырского имущества. Против этого активно выступили такие представители Православной церкви как: братья Скрибаны: епископ Филарет; постриженик Киево-Печерской лавры и епископ Неофит.
В 1865 году местная Церковь провозгласила себя автокефальной, но Константинопольский патриархат признал это только в 1885 году.
После того, как Румыния аннексировала Бессарабию в 1918, через год Состоялся Собор. Он объединил епархии Румынии, Трансильвании и Буковины. 1 февраля вновь образованная церковь, а за ней и вся страна перешла на григорианский календарь.
Конституция Румынии 1923 года признавала Румынскую православную церковь национальной церковью страны. В 1924 году Румынская православная церковь официально перешла на новоюлианский календарь.
В 1925 году Румынской православной церкви дарован Патриарх
4 февраля 1925 года Румынская православная церковь решением Священного синода провозглашена Патриархатом. Оно признанно каноническим, о чем свидетельствует томос Константинопольского патриарха от 30 июля 1925 года.
Тогда же торжественно возвели митрополита–примаса Мирона в сан Блажейнешего Патриарха всей Румынии, наместника Кесарии Каппадокийской, митрополита Унгро-Влахийского, архиепископа Бухарестского. Когда в июне 1940 года Бессарабия вошла в состав СССР, церковные структуры переподчинили Московскому патриархату. На Кишинёвскую епархию направили епископа Алексия (Сергеева) с возведением в сан архиепископа.
Королевство Румыния вместе с гитлеровской Германией 22 июня 1941 года напало на СССР. В результате в Бендерах 30 августа 1941 года было заключено румыно-германское соглашение, согласно которому ей отходила область, расположенная между реками Днестр и Южный Буг.
Новая область получила название Транснистрия. Здесь открыли православную миссию во главе с архимандритом Юлием (Скрибаном). В Транснистрии запретили деятельность иных православных организаций, включая Украинскую автокефальную церковь. После восстановления советского контроля над Транснистрией в августе 1944 года территория перешла под юрисдикцию Московского патриархата.
При коммунистах православие в Румынии не подвергалась особым гонениям
После установления в 1948 году коммунистического режима Румынская Православная церковь не подверглась значительным гонениям, при этом государство жёстко контролировало церковную жизнь. Так Церковь была обязана исполнять указания государственного Министерства культов.
При этом юридически Румынская православная церковь не была отделена от государства. Коммунисты также платили жалование румынскому духовенству. С 1948 по 1977 год Церковь возглавлял патриарх Юстиниан.
После падения я 1990 году коммунистического режима восстановлена запрещенная Грекокатолическая церковь. 30 июля 2002 года правительство Владимира Воронина предоставило Бессарабской митрополии официальный статус.
Митрополия в составе Румынского патриархата признана правопреемницей Бессарабской митрополии, существовавшей в Бессарабии со времени её аннексии Румынией в 1918 году до вхождения в состав СССР в 1940 году.
1992 году бывший епископ Московского патриархата Петр (Пэдурару) возглавил восстановленную Бессарабскую митрополию в качестве местоблюстителя; в 1995 году был возведён в сан митрополита. В 2018 году Вселенский патриарх Варфоломей освятил новый кафедральный собор Румынского Патриархата — собор Национального спасения.
В наше время Румынская Православная церковь имеет трения с Московским патриархатом из-за политики Румынского патриархата на территории Молдовы. РумПЦ насчитывает в своих рядах 1 425 044 человек и 13527 культовых сооружений. Церковь разделена на 10 митрополий. Высший орган власти — Священный Синод, состоящий из Предстоятеля (Патриарха) и всех архиереев Церкви.
Наиболее распространенное в Румынии православие представлено и за рубежом среди румынской диаспоры. Существует, например, Австралийская и Новозеландская епархия РумПЦ.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение