Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Послания апостола Павла

28.07.2019
3 553

Послания апостола Павла не так популярны, как Евангельские рассказы или Пятикнижие Моисея. Человек, который из любопытства открывает Библию, обычно ищет там знакомые всем истории. А кому интересно читать поучения каким-то ефесянам или коринфянам? Немногим. А жаль. Труды эти недооценены людьми, ведь именно письменная деятельность Павла легла в основу христианской церкви.

Апостол Павел был гонителем христиан, но одумался и стал проповедовать

История апостола Павла широко известна. Его звали Савл. Это был образованный фарисей, чуть моложе Иисуса Христа. Вряд ли он видел Спасителя при жизни. По крайней мере, такая информация до нас не дошла.

Из Священного Писания очевидно, что Савл собирался связать жизнь с раввинской деятельностью. Также он владел ремеслом шитья палаток, так как было запрещено брать деньги за деятельность раввина.

Апостол Павел, автор посланий
Апостол Павел, автор посланий

Савл очень хорошо знал греческую культуру и владел приёмами риторики. Впрочем, не исключено, что в его уста это вкладывают поздние интерполяторы.

После того, как Христос умер и воскрес из мёртвых, Савл присоединился к гонителям христиан, но однажды по пути в Дамаск ослеп и услышал слова Господа нашего Иисуса Христа: «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?». После этого эпизода будущий апостол встретился с христианами, прозрел, раскаялся и крестился, получив имя Павел.

Всю оставшуюся жизнь он вёл активную христианскую проповедь в путешествиях и получил прозвище «апостол язычников» (то есть посланник к язычникам). Вклад Павла сравним только с деятельностью апостола Петра.

В итоге Павла казнили — ему отрубили голову мечом.

Послания святых апостолов — это письма к христианским общинам или конкретным людям

Когда Церковь Христово уже получила некоторое развитие и утвердилась в ряде городов в качестве религиозных общин, появилась традиция писать послания.

Цели таких посланий разные — кого-то поддержать, кого-то предостеречь, кого-то осудить. В любом случае тексты апостолов имели преимущественно религиозное содержание. Особенно отличился апостол Павел, который написал рекордное число посланий — 14.

Послание
это письмо, которое авторитетная в христианстве фигура, апостол, направляет в такую религиозную общину.

По количеству книг в Библии он поставил рекорд, но куда важнее то, что послания Павла содержат описание важнейших для христиан идей, на которых сегодня базируется Христианская Церковь.

Читателям посланий следует помнить, что все они были написаны в определённых обстоятельствах и к конкретным лицам. Это не какое-то объективное исследование, а письмо человека, который имел свои интересы и мог по-своему интерпретировать различные события.

Поэтому читать такие тексты следует с осторожностью, ведь мы же не станем всецело доверять сведениям из чужой переписки? Нужно быть готовыми к различным неточностям.

Кроме того, как и всегда в Библии, есть вопросы авторства посланий. Некоторые послания святых апостолов могут иметь не тех авторов, которым они приписаны. К этому стоит быть готовыми.

Также среди трудов Павла есть два послания не к общинам, а к конкретным людям — к Филимону, Титу и Тимофею.

Послание к римлянам — главный труд апостола Павла

Это самое важное из посланий, ибо здесь мы почти со 100% достоверностью можем говорить, что написал его именно апостол Павел. В этом сходятся и богословы и исследователи. Даже дату называют приблизительно одну и ту же — 58 год. Но, как это бывает, есть те, кто не согласен с ней.

Послание к римлянам примечательно своей подробностью. Это фактически краткое изложение христианского мировоззрения Павла. Здесь важную роль сыграли обстоятельства.

Из Рима выселили всех иудеев, так что христианская община сохранялась только за счёт обращённых язычников. Это была угрожающая ситуация. Отягощалось всё тем, что Павел сомневался в том, что сможет попасть в Рим.

В отчаянии он обращает к римлянам не только слова поддержки, но и составляет для них обстоятельную проповедь, на которую впоследствии смогла опираться христианская Церковь.

Среди прочего апостол Павел здесь пишет, что язычники смогли быть более угодны Богу, чем непреданный Израиль:

«То же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится».

Рим. 9:30–33

А вот Павел рассуждает о праведности:

«Братья, желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего».

Рим. 10:1–4
До миссионерской деятельности апостол Павел был гонителем христиан, но Господь ослепил его и позволил образумиться. На этой картине ослеплённый Павел лежит и, вероятно, слышит, как Бог обращается к нему (Картина Караваджо «Обращение Савла»)
До миссионерской деятельности апостол Павел был гонителем христиан, но Господь ослепил его и позволил образумиться. На этой картине ослеплённый Павел лежит и, вероятно, слышит, как Бог обращается к нему (Картина Караваджо «Обращение Савла»)

А здесь о Церкви в качестве тела Христова:

«Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены»

Рим. 12:4–5

Апостол рассказывать про смерть Христа и сообщает, что Тот воскрес и смерть отныне уже не имеет над Ним власти. Также именно это послание содержит известное высказывание, что нет власти не от Бога.

До нас дошло 2 послания к коринфянам, но их было больше

В Новом Завете есть два послания к коринфянам, но то, которое называется первым, таковым не является. Из текста ясно, что апостол и прежде направлял письма общине греческого города Коринф. Однако до нас они не дошли.

«1-ое послание к коринфянам» содержит много упрёков к этой общине. Дело в том, что она раскололась на приверженцев различных христианских проповедников.

Павел осуждает это явление и призывает верующих держаться друг друга во Христе Иисусе. Но начинает апостол с напоминания о роли Христа в жизни верующего:

«Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! Я всегда благодарю Бога моего за вас, потому что вам дан великий дар Его благодати через Христа Иисуса, благодаря которому Бог обогатил вас всеми сокровищами слова и знания и тем подтвердил для вас истинность нашего свидетельства о Христе . И теперь у вас нет недостатка ни в одном из благодатных даров, пока вы дожидаетесь, когда явится Господь наш Иисус Христос. Это Он укрепит вас до конца, чтобы вы предстали непорочными в День Господа нашего Иисуса Христа. Потому что верен Бог, призвавший вас к общению со Своим Сыном, Иисусом Христом, Господом нашим».

1 Кор. 1:13–9
Древний Коринф. В этот город апостол Павел написал не меньше 3 посланий
Древний Коринф. В этот город апостол Павел написал не меньше 3 посланий

Важное место в тексте занимает проповедь любви:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».

1 Кор. 13 

«2-ое послание к коринфянам» написано около 57 года. Этот же текст известен настойчивыми призывами апостола делать пожертвования для проповедников. Также интересно, что он довольно разнородный, что даёт повод утверждать, будто послание собрали из разных источников.

Особую сложность для богословов представляет этот фрагмент текста:

«Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать».

2 Кор. 12:2–4

Послание к галатам — возможно, самое старое из писем Павла

Возможно, это самое старое послание апостолов, ибо датой его написания некоторые считают 48 год. Авторство Павла не оспаривают.

По тексту видно, что апостол пишет его на заре своей проповеди: он излагает христианское учение подобно тому, как сделает в Послании к римлянам, сообщает факты о себе, старается разграничить христианскую и иудейскую традицию. Это послание известно афоризмом: Что посеет человек, то и пожнет (6:7).

2 послания к фессалоникийцам — одни из ранних посланий Павла

Около 51 года Павел написал 1-ое послание к Фессалоникийцам, а за ним и 2-ое.

В обоих текстах силён дух потустороннего. Первое письмо, среди прочего, рассказывает о судном дне и воскресении мёртвых, а второе сообщает, что в время Второго пришествия Господа появится некий «человек греха», по-видимому, лжеучитель или антихрист.

Но в то же время тут находится место и позитивным эпизодам. В третьей главе апостол призывает:

«Не унывайте, делая добро».

К слову, призывы совершать доброе дело встречается и в других его посланиях.

Второе послание написано при участии учеников Павла, а возможно, и вовсе без прямого участия апостола.

Послание к ефесянам, возможно, писал не Павел

Ефес — это прибрежный город Эфес, но на старорусский манер. Там тоже действовала христианская община, куда Павел писал послания.

Однако, он ли его писал? По манере письма этот текст близок к посланию к Колоссянм. Ряд исследователей считает, что в основе этой книги библии действительно лежат подлинные письма апостола Павла, но переработанные впоследствии другим человеком.

В этом тексте автор уделяет особое внимание праведной жизни жён, мужей и детей, говорит о спасении благодатью и единстве веры.

Руины древнего Эфеса. Сюда направлял апостол Павел послание к Ефесенянам
Руины древнего Эфеса. Сюда направлял апостол Павел послание к Ефесенянам

Послание к Колоссянам записал Тимофей, как сказано, со слов Павла

Город Колоссы находился близко от Эфеса и существовал до XIII века, когда окончательно пришёл в упадок. Здесь действовала христианская община, но Павел её никогда не посещал. И всё же от его лица написано письмо.

Очень важная тема послания — возражения против некой, по-видимому, гностической философии, которая стала известна в Колоссах.

Автор много говорит об Иисусе Христе, учит правильно молиться и даёт некоторые другие наставления. Он прямо заявляет о цели своих наставлений:

«Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти, дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения».

Кол. 2:1–3

Павел наполняет слово Божие всё новыми откровениями. И вот он рассказывает, как сила Божья проявляется в человеке:

«А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов».

1 Кор. 2:10–16
Тимофей Эфеский, апостол который помогал Павлу писать некоторые послания
Тимофей Эфеский, апостол который помогал Павлу писать некоторые послания

В конце Павел сообщает, что подписал это послание. Вступительная фраза «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат» даёт основания считать, что это послание записал Тимофей Эфеский, апостол от семидесяти. Сделал он это, разумеется, со слов апостола Павла.

Возможно, именно этим вызваны отличия в манере письма. Более того, отсюда можно сделать вывод, что Послание к Ефесянам тоже написал Тимофей. Даты сходятся, а сам апостол Павел в это время находится в римской темнице.

Послание к Филиппийцам — ещё один труд, записанный Тимофеем

Здесь мы наблюдаем ту же картину:

«Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа, Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас».

К Фил. 1:1–3

Похоже, Тимофей записал своей рукой и это послание.

Город Филиппы имел для Павла особое значение, ведь здешнюю общину основал он сам.

Это торжественный и позитивный текст, в котором Павел ставит верующим в пример Христа:

«Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя».

К Фил. 2:1–3

Ещё есть 4 послания к отдельным людям и анонимное к евреям

В разные годы Павел написал 2 послания к своему ученику Тимофею. Это поздние тексты. Относительно подлинности первого из них множество споров. Второе создано в последние дни жизни апостола. Павел предчувствует свою смерть и стремится поделиться последними наставлениями.

Послание к Филимону, апостолу из семидесяти — достоверно подлинное письмо апостола Павла, скорее его частная переписка, а не библейское послание. Умещается в одну главу и насчитывает 335 слов.

Послание к евреям — анонимный текст. Адресовано крещённым евреям. Резко отличается по стилю от других посланий Павла.

Есть много апокрифов, связанных с именем апостола, но не Евангелие от Павла

С именем апостола Павла связано много апокрифических текстов. Вот их названия:

  • Правила апостола Павла;
  • Третье послание апостола Павла к коринфянам;
  • Откровение Павла;
  • Мученичество Павла;
  • Страсти Петра и Павла (краткие);
  • Страсти апостолов Петра и Павла (большие);
  • Деяния Павла и Феклы;
  • Деяния Павла;
  • Послание Павла к лаодикийцам;
  • Послание к Александрийцам (возможно, второе название послания к евреям);
  • Переписка апостола Павла с Сенекой.

В интернете встречается информация про Евангелие от Павла, но такое неизвестно исследователям апокрифов. Скорее всего, это очередная современная мистификация. А вообще послания апостола Павла из-за их важности называют ещё одним Евангелием.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *