Содержание
- 1 Текст главы в Библии, Русский синодальный перевод
- 2 Основные темы главы — смысл любви, свойства любви, состояние сейчас и потом
- 3 Толкования на 13 главу 1 послания коринфянам
- 3.1 Феофилакт Болгарский доказывал, что только любовь может сделать человека зрелым
- 3.2 Жан Кальвин говорит, что самое сильное, что мы имеем — вера
- 3.3 Мэтью Генри говорил о том, что главная сила — любовь, а не вера
- 3.4 Александр Лопухин говорил, что любовь — нить, по которой можно перейти в другую жизнь
- 3.5 Джон Ф. МакАртур говорит о любви в историческом и литературном смысле
В 54-55 годах апостол Павел навещал греческий город Коринф и наставлял отошедших от праведности христиан. 13 глава его первого обращения к коринфянам – самая лиричная, самая романтичная и самая известная.
Текст главы в Библии, Русский синодальный перевод
Новый Завет от Павла, Первое послание к коринфянам, глава 13:
- Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
- Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.
- И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
- Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.
- Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла.
- Не радуется неправде, а сорадуется истине.
- Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
- Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
- Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем.
- когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
- Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
- Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
- А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
Основные темы главы — смысл любви, свойства любви, состояние сейчас и потом
1 коринфянам 13 глава условно делится на три части:
- Без любви всё бессмысленно (1-3). Без любви никакое дело не будет угодно Богу, даже если поступать строго по Библии и обладать внечеловеческими способностями.
- Свойства любви (4-7). Что нужно испытывать любящему, а что – нет, чтобы любить по-настоящему, чтобы это чувство пережило даже саму смерть и открыло путь в вечность.
- Сейчас и потом (8-13). Сейчас мы несовершенны, даже если нам кажется иначе. Потом мы выйдем из духовного младенчества и будем видеть мир совершенно иначе. Однако, чтобы дожить до «потом», нужно любить, потому что любовь всего прочнее и только она поможет перейти из «сейчас» в «потом» и не потеряться по дороге.
Толкования на 13 главу 1 послания коринфянам
Многомерность библейских слов даёт простор для толкований. 5 самых подробных толкований дали
- Феофилакт Болгарский;
- Жан Кальвин;
- Мэтью Генри;
- Александр Лопухин;
- Джон МакАртур.
Феофилакт Болгарский доказывал, что только любовь может сделать человека зрелым
Феофилакт Болгарский разбирает главу истинно филологически (то есть словолюбиво).
Он находит внутренние связи короткого текста и показывает противопоставления:
- ангельские языки (то есть самые совершенные языки) — медь звенящая (звук, не несущий смысла);
- горы свернуть, все тайны, всякое познание, вся вера – ничто;
- всё имение, сожжение – никакой пользы.
Феофилакт Болгарский ссылается на греческий язык, комментирует оттенки перевода и подбирает ряды синонимов, чтобы разъяснить, что такое любовь. Раз любовь бесконечна, то, наполняя ею себя, мы сможем пережить смерть и продолжить жить по-новому, когда и знания будут полными, и само наше естество изменится.
Феофилакт и здесь находит связи с первой частью:
- По-младенчески говорил – ангельские языки;
- По-младенчески мыслил – дар пророчества;
- По-младенчески рассуждал – знания;
И только любовь способна вывести из младенчества, то есть на новый уровень. Там уже не нужны будут вера и надежда, так как не от чего станет спасаться, не нужно будет противостоять злу, а вот любовь пребудет и после.
Жан Кальвин говорит, что самое сильное, что мы имеем — вера
Жан Кальвин начинает с последнего предложения предыдущей главы:
«И показываю вам ещё более превосходный путь».
Кальвин считает, что эта строчка ошибочно исчезла из главы 13 и должна быть сюда возвращена.
Что бы мы ни делали, какие бы богоугодные поступки ни совершали, если мы делаем это не из любви (к Богу, к Его слову, к ближнему), а по каким-либо иным мотивам, то всё совершённое не имеет никакой ценности абсолютно:
- Говоришь на всех человеческих и даже ангельских языках? Ерунда, если не имеешь любви.
- Творишь чудеса? Без любви они пусты.
- Раздаёшь деньги? Бесполезно без любви.
- Жертвуешь собой? Без любви — чего ради?
Кальвин расшифровывает обязанности любви (1 кор 13: 4-8), уточняя значения слов многогранными переводами с греческого, а также кое-где спорит с переводами Эразма и папистов (разбивает их в пух и прах).
В конце проводит мысль о нашем несовершенстве, неполном знании и непонимании того, что будет впереди. Высшее, что сейчас нам доступно, — это вера, надежда и любовь, причём всего достойнее — любовь, а сильнее — вера (эта вольная перетрактовка доказывается цитатами из других мест и более-менее увязывается с библейскими строками).
Мэтью Генри говорил о том, что главная сила — любовь, а не вера
Мэтью Генри, в отличие от Жака Кальвина, убеждён, что главной силой всё-таки является любовь, а не вера. Он большое место уделяет детальному разбору свойств любви, рассматривает перечисленные признаки со всех сторон и очень много восторгается. Он жаждет обещанного «потом», когда мы станем видеть ясно и знать полно, когда в мире будет только любовь и никакого зла, бед и разочарований.
Александр Лопухин говорил, что любовь — нить, по которой можно перейти в другую жизнь
Александр Павлович Лопухин отмечает градацию даров Святого Духа: языки – дар пророчества – тайны – знания – жизнь. Дойди до последнего пункта – и всё равно без любви это ничто.
А.П. Лопухин очень подробно разбирает 15 свойств любви (1 коринфянам 13: 4-8) и даёт интересные культурологические пояснения:
- О двух видах любви: αγάπη (агапэ) и έρως (эрос). В Библии – о первой, а вторая – плотская, страстная;
- о зеркале в древности, которое было тусклым, хуже мутного ручья, поэтому оригинальное «зеркало» заменено в переводе на «тусклое стекло».
Он подытоживает: пророчества прекратятся, дары закончатся, а вот вера, надежда и любовь останутся навечно. Будет переход от младенчества к зрелости – а любовь всё переживёт, и любовь – та нить, по которой можно пройти в другую жизнь.
Джон Ф. МакАртур говорит о любви в историческом и литературном смысле
Поэтизирует главу о любви, подходя как с исторической точки зрения (экскурс в быт меркантильных коринфян), так и с литературной. Любовь-агапэ, такая редкая в греческой литературе по сравнению с любовью-эросом (романтичной) и любовью-филиа (дружеской), именно в Библии описывается наилучшим образом.
Это идеальная любовь, Любовь с большой буквы, вечная и нерушимая, и как сделать её такой, написано всего в 4 стоках (1 коринфянам 13: 4-7). Причём эта любовь – активная, она описана глаголами (что делает и чего не делает). Получается, что для настоящей любви недостаточно просто пассивно чувствовать, важны движения души.
Также МакАртур утверждает, что понимать 13 главу нужно в совокупности с главами 12 и 14, также посвящёнными духовным дарам. При всей желанности и значительности даров, о которых Павел рассказывает очень подробно в следующих главах, важно не то, какие дары у вас есть.
Главный дар – любовь, он даётся всем, и горе тому, кто его не развивает, пусть даже внешне он всех превосходит.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение