Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Апологетика

Заспорили о религии индус, католик и мусульманин. Первый сослался на Бхагават-Гиту, второй процитировал Библию, а последний их не слушал, поскольку верил только Корану. Обычно так и заканчиваются подобные дискуссии.

А чтобы вести их эффективно, нужен правильный подход, например, апологетика. Можно сказать, что это искусство вести спор на религиозные темы с противниками христианства.

Это раздел богословия, который для защиты христианских истин опирается на факты, принимаемые всеми оппонентами спора.

Апологетика — это наука вести полемику с критиками христианства

С греческого апологетика — «защита», «оправдание» или «заступничество». Слово часто употребляли в юридическом контексте, а потому апологетика — защита христианства от разного рода выпадов в его сторону.

Если говорить более конкретно, то апологетика — это специальный раздел богословия. В том или ином виде он ровесник христианства, так как эта религия уже не первых этапах нуждалась в поддержке для противостояния нападкам со стороны её противников.

Известнейший апологет апостол Павел проповедует язычникам («Проповедь св. Павла», Р.Санти)
Известнейший апологет апостол Павел проповедует язычникам («Проповедь св. Павла», Р.Санти)

Но как наука апологетика возникла при появлении христианского образования. Это направление знаний менялось в течение тысячелетий.

Ряд положений опровергался, другие уточнялись, возникали новые идеи, ведь в философии христианского вероучения всегда была необходима живая мысль, а не слепое следование догматам.

Апологетику в разных курсах переименовывали:

  • общее богословие;
  • философская, или основная догматика;
  • умозрительное богословие;
  • введение в богословие;
  • основное богословие;
  • апологетика христианства.

Также апологетику дробили на более мелкие направления знаний. Например, мог существовать «Курс основного богословия, или апологетики», но в него входили следующие дисциплины:

  • библейская история;
  • сравнительное богословие;
  • библейская археология и текстология;
  • история религий.

И т.д. В российской богословской школе известны примеры, когда параллельно преподавали два предмета: апологетику и основное богословие. В таких случаях проводили следующее разграничение:

Основное богословие — предмет, который рассматривает главные вопросы христианской веры, изучает её культурный и моральный фундамент, затрагивает интеллектуальные вопросы религиозной традиции, оценивает её с точки зрения науки.

Апологетика — наука о защите христианкой традиции от критики.

Апологетика имеет ряд задач:

  1. Обоснование христианского вероучения и мировоззрения.
  2. Защита христианских воззрений от критики.
  3. Опровержение различных ересей и искажений христианства.
  4. Возражение мировоззрениям, которые противопоставляют себя христианству или важные для него догмы.

При этом апологетика — это не просто логика или слепая преданность догматизму. Она подразумевает глубокое понимание христианских истин, их источников и нравственно-философского, либо исторического фундамента.

Хороший апологет — это эрудированный человек, который всегда способен не только процитировать учение, но и раскрыть его суть.

3 раздела
содержит апологетика: богословский, историко-философский, естественнонаучный

К тому же апологету важно иметь правильное представление о других традициях, которое основано не просто на христианском их видении, но и на понимании чужой точки зрения.

Апологет обязан опознавать и пресекать искажённые интерпретации как своего, так и чужого учения.

Апологетика содержит три раздела:

  1. Богословский.
  2. Историко-философский.
  3. Естественнонаучный.

Богословская апологетика доказывает истины Священного Писания при помощи нехристианских авторитетов

Богословский раздел посвящен вере и жизни христианина. Они рассматриваются с точки зрения нравственности, морали, культуры и других норм.

Главное — чтобы их признавала общественность. А вот религиозные авторитеты не учитываются, хотя именно на них и основано это направление апологетики.

Цель богословской науки — подтвердить учение Священного Писания при помощи косвенных источников, авторитетных для любой аудитории, не обязательно христианских.

Это открывает широкое поле возможностей для людей, которые далеки от Церкви, даже атеисту. Лишь бы этот человек сохранял способность к рассуждению и не закрывался от любой новой информации.

Так богословская апологетика защищает христианские ценности. В спектр важных для неё тем входят:

  • представление о Боге;
  • ученее о Троице;
  • воплощение Господа;
  • идея спасения;
  • история о Воскресении;
  • смысл церковных таинств;
  • природа зла;
  • вопрос свободы личности.

И многое другое.

Важный инструмент богословской апологетики — сопоставление. Апологет должен уметь проводить параллели с прочими религиозными и духовными школами.

Это даёт возможность иллюстрировать христианское учение, абстрагировавшись от самой традиции, на понятном оппоненту языке.

Историко-философская апологетика изучает вопрос возникновения религии и ищет точки соприкосновения с философской традицией

Историко-философская апологетика, как ясно из названия, объединяет два основных направления:

Историческое. Здесь акцент на истории религии. Что послужило толчком для возникновения того или иного вероучения или мистической традиции?

Подлинно ли христианское предание, либо оно — результат собрания и переосмысления более ранних мифов?

Дискуссии об историчности Иисуса Христа — одна из задач апологетики
Дискуссии об историчности Иисуса Христа — одна из задач апологетики

Формально это направление возникло не раньше XVIII. Причина для его включения в апологетику — увеличение числа споров о прошлом христианства. Например, имелось немало исследователей, которые усомнились в исторической реальности Иисуса Христа.

Надо признать, что такая точка зрения обрела немало сторонников, так как кроме Нового Завета серьёзных аргументов в пользу существования Христа почти неизвестно. Известен лишь ряд свидетельств, в подлинности которых есть основания усомниться.

Даже сегодня довольно широко представлены различные гипотезы, которые указывают на «прототипы» христианских «персонажей» и их «биографий».

Христианству потребовалось создать некий «противовес», чтобы защищаться от обвинений подобного характера. Поэтому историческая апологетика — это защита от обвинений в «синтетичности» христианства, его осмысленном или случайном изобретении на базе старых традиций.

Философское. Это более значимый и широкий аспект историко-философской апологетики.

Философия — наука обо всём, в том числе о апологетике.

И неизбежно она затрагивает вопросы существования Бога, природы вещей, свободы выбора. Эти и многие другие темы тесно связаны с христианским вероучением.

Поэтому перед защитниками христианской веры встала задача вступить в дискуссию с отдельными философскими идеями, прийти с ними к компромиссам, подтвердить или опровергнуть. Также от апологетики потребовалась оценка следующих философских направлений:

  • эсхатология (представления о загробной жизни);
  • антропология (знания о человеке в самом широком смысле);
  • гносеология (наука о знании);
  • онтология (учение о бытии).

Кстати, онтология — одно из важнейших направлений историко-философской апологетики. Ещё философ Парменид рассуждал о природе бытия, чем основал цепочку последователей, вновь и вновь возвращавшихся к этой темы.

Бытие — ключевое понятие для христианства. В общем смысле оно затрагивает темы:

  • отношения человека с Богом;
  • сотворения мира;
  • бытия Всевышнего.

Философская апологетика тесно связана с вопросом доказательства бытия Божия, возможности Его познания, хотя в христианстве и нет единого взгляда на эти вещи. Речь — о различиях восточной и западной традиции церкви в подходе к достижению духовных знаний:

  1. Зпадная делает упор на рационализм и философский анализ.
  2. Восточная во главу всего ставит праведную жизнь и аскетизм.

Христианская апологетика затрагивает неимоверное количество тем — от судьбы отдельного человека до участи всего мира. Ей посвящён обширный объём трудов выдающихся богословов.

Естественнонаучная апологетика использует очевидные факты для защиты от нападок материалистов

Естественнонаучная апологетика занимает тем, что побуждает человеку к размышлениям о духовном через доступный его восприятию мир.

Так на этот счёт высказывался: М. В. Ломоносов:

«Создатель дал роду человеческому две книги.

Первая — видимый мир…

Вторая книга — Священное Писание…

Обе обще удостоверяют нас не токмо в бытии Божием,

но и в несказанных нам Его благодеяниях.

Грех всевать между ними плевелы и раздоры».

М.В.Ломоносов
ученый

Необходимость в естественнонаучной апологетике возрастала по мере усиления авторитета науки и распространения атеизма. И то, и другое способствовало увеличению числа критиков христианства и религиозности в целом. Михаил Васильевич Ломоносов внёс вклад в естественнонаучную апологетику.

Поэтому апологетам потребовалось выработать стратегию защиты при помощи убедительных для атеистов и учёных доводов — логики и выводов на основе восприятия.

При этом Церковь не имеет цели противопоставить религию и науку. Правильной стратегией полемики обычно избирают научные доводы в качестве подкрепления догматических истин.

Об этом писал преподобный Ефрем Сирин:

«Что видим в природе, тому учит и Писание. И природа и Писание, если правильно будем вникать, показывают одно и то же».

Ефрем Сирин
богослов

Но многие научные теории материалистичны и сами по себе противопоставляются религиозной картине мира.

При этом каждая из них имеет свой «вес» для атеистов. Аргумент из биологии будет убедительнее, чем большинство культурологических фактов.

Однако ни одна наука не претендует на то, что она обладает 100% точным представлением об окружающем мире. Это важный козырь для христианских апологетов.

Апологетика создана для защиты от иудаизма, потом при ее помощи боролись с ересями, а сегодня защищаются от атеистов

Апологетика появилась как мера защиты христиан от критики со стороны иудеев. Уже в деяниях святых апостолов можно найти предпосылки этой науки. В последующие века полемические труды стали традиционной формой христианской литературы.

Наиболее ранний из известных примеров — «Диспут Ясона с Паписком о Христе».

К IV веку гонения на христиан прекратились, и основной темой апологетики стала борьба за чистоту веры.

Следующий этап — полемика с мусульманами. Самый ранний пример — «Состязание христианина с сарацином».

Западная апологетика перешла от споров с иноверцами к внутренним проблемам.

Став господствующей религией, католицизм углубился в богословские вопросы об истине, Боге, творении и т.д. Наступил эпоха Возрождения. Полемика приняла внутреконфессиональный характер из-за философских разногласий.

Это время, когда параллельно утверждались рационализм и мистическое христианство. Возродился интерес к язычеству.

XX век столкнул апологетику с научным и атеистическим мировоззрением, что побудило богословов сформировать новые стратегии полемики.

Апологетика в России только в конце XIX века стала предметом в богословских школах

Апологетика возникла на Руси вместе с христианством. Основные её направления: создание положительного образа нового вероучения и мотивирование людей на духовный образ жизни.

Один из ранних авторов подобных трудов — митрополит Киевский Ефрем.

Новые традиции русской апологетики возникли в конце XV века в связи с борьбой против ересей.

С.С.Глаголев — выдающийся православный апологет XX века
С.С.Глаголев — выдающийся православный апологет XX века

В XVII веке произошёл раскол, что послужило поводом для новой религиозной полемикой внутри православной Церкви.

К концу XIX века философская апологетика появилась в институтах в рамках философского образования. Важный православный апологет — священник Павел Флоренский, профессор МДА.

Он написал труд «Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в 12-ти письмах», который и по сей день называют выдающимся.

Развитие русской православной апологетики пришлось на XX век

Ещё одна важная для православной апологетики личность — профессор С.С. Глаголев, посвятивший труды конфликтам религии и науки.

Постепенно апологетика стала дисциплиной в православных богословских школах.

В течение XX века написано огромное количество апологетических трудов: книг, журналов и прочих изданий. Существует множество курсов по этому предмету.

В 2007 году создан сайт «Православный апологет». Здесь публикуют богословские комментарии на современные непростые вопросы православного вероучения — это помогает в диалоге с неверующими.

Комментарии

  1. Удивительный, по факту парадоксальный случай в философии… Христианство зародилось до Иисуса и держится в основном не на его учениях и Библии, а умозаключениях разных людей, узаконенных догмах и положениях…. Во первых 99 % не понимают что Бог, это человечество с 100% интеллектом, и мы верим по факту сами в себя но как бы в будущем… Бог один, значит одно направление в государстве, идеологии (одна партия = православная…) Апологеты это не понимают, как и то, что Библия не историческая или только пророческая Книга, а инструкция… Например » …правитель не умножай лошадей, серебра и золота…» — значит президенты не должны иметь заводов и фабрик… И получается защитники то не настоящие, книжники и фарисеи… Не отсюда ли вывод » хорошим людям начальники не нужны, они нужны плохим..» Много званных но мало избранных … Адвокаты тоже защищают, но нарушителей инструкций… Ездра 2. гл. 7, » … у меня (Господа) адвокатов НЕТ…! » Вначале было слово … т. е. логическое повествование, по порядку … Библия говорит » по делам » их узнавайте и не смотрите теперь на слова ораторов… Так вот, кто же напишет закон для правителей на все времена, как того требует Библия !!! ???

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *