Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Святые отцы о смирении

04.03.2019
3 081

В христианстве смирение — это добродетель, основа нашей духовной жизни. Если рассмотреть слово смирение, то можно увидеть, что входит в его основу — слово «мир». Это показывает, что смиренный человек будет всегда с Богом, с самим собой и с другими людьми.

В православии смирение — это христианская добродетель, основа нашей духовной жизни.

Смирение — это трезвое видение самого себя. Человек, который не имеет смирения, можно сравнить с пьяным. Когда человек в таком состоянии, ему просто «море по колено», он не может оценить трудность сложившейся ситуации. А вот человек, имеющий смирение тоже прибывает в некой эйфории, только в духовной. Человек также не может оценить ситуацию, по отношению к Богу и к другим людям.

Именно поэтому смирение состоит из трех категорий:

  • Смирение по отношению к Богу — это когда человек видит свои собственные грехи, но надеется и верит, что Бог проявит милосердие и простит его. Смирение — это стремление подчинить свою волю Богу;
  • Смирение по отношению к людям — это когда у человека отсутствует гнев, раздражение на человека, который его сильно разозлил. Как Бог прощает и любит человека, так и мы должны прощать, видеть ближнего так, как видит нас сам Бог;
  • Смирение по отношению к самому себе — это когда человек видит только себя, свои грехи, а не смотрит на чужие. В ситуации, когда кто-то оказывается неправ, человек, который имеет смирение, никогда не станет обвинять другого, а только себя. Без смирения невозможно и совершать добрые дела.

Преподобный Макарий Египетский считал, что смирение — великая высота, честь и, достоинство

Рассмотрим, что говорили святые отцы о смирении. Почему мы должны ссылаться именно на мнения святых отцов? Потому что, святые люди это те, кто достигли святости. Своими трудами, праведной жизнью, смирением — они  достигли того состояния, так называемого «обожения», достижением к которому и есть одна из важнейших целей православного христианина.

Преподобный Макарий Египетский считал:

Макарий Египетский
Преподобный

«Смиренномудрие есть великая высота, честь и, достоинство… Кто смиряет себя перед Богом и людьми, тот может сохранить данную ему благодать…».

В этих строках он говорит, что иметь смирение, дано не каждому, потому что это честь и достоинство. А эти данные может иметь далеко не каждый. Но кто сможет смирить себя не только перед людьми, но и перед Богом, сможет иметь эту великую благодать.

Святитель Игнатий Брянчанинов приводил небольшой рассказ, в котором говорит, что смирение имеет только тот человек, что делает добро тем, кто тем делает зло:

Игнатий Брянчанинов
Святитель

«…Брат спросил старца: Что есть смирение? Старец отвечал: Смирение состоит в том, чтобы делать добро тем, которые делают нам зло.  Брат возразил: Если человек не достиг такой меры, что ему делать? Старец сказал: Пусть избегает людей, избрав своим подвигом молчание…».

Также святитель пишет:

« Истинное смирение — Божественное таинство: оно недоступно для постижения человеческого. Будучи высочайшей премудростью, оно представляется безумием для плотского разума». То есть он считает, что простой человек просто не может иметь истинное смирение, то, какое иметь необходимо.»

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин считал, что смирение просто невозможно иметь без нищеты:

Иоанн Кассиан Римлянин
Преподобный

«Смирение нельзя приобрести без нищеты (то есть без отвержения мира, всех богатств и ненужных вещей, без нестяжательности). Без нее никак невозможно приобрести ни готовности к повиновению, ни силы терпения, ни спокойствия кротости, ни совершенства любви, без которых сердце наше вовсе не может быть жилищем Святого Духа…».

Преподобный Иоанн Лествичник полагал, что путь к смирению — это послушание и правота сердца

Преподобный Иоанн Лествичник полагал, что смирение невозможно иметь без послушаний:

Иоанн Лествичник
Преподобный

«Путь к смирению — послушание и правота сердца, которые естественно сопротивляются возношению».

Святитель Тихон Задонский писал, что смирение нужно проявлять не только внешне, но и внутренне его иметь. Он отмечает, что многие люди стремятся показать свое смирение только внешне, но в сердце вовсе его не имеют:

Тихон Задонский
Святитель

«…Многие отказываются от чинов и титулов мира сего, но не хотят отказаться от высокого мнения о себе, отрекаются от чести и мирского сана, но хотят почитаться из-за святости.

Многие не стыдятся называть себя перед людьми грешниками, или еще больше, самыми грешными, но от других этого слышать не хотят и потому устами только называют себя такими… Иные черной рясой и мантией тело покрывают, но сердца покрыть не хотят.

Так и прочие знаки смирения показывают!.. Все такие смирения в сердце не имеют. Могут эти знаки быть приметами смирения, но когда того, что они значат, нет,- это не что иное, как лицемерие.

Такие подобны меху, надутому воздухом, который кажется чем-то наполненным, но когда воздух выйдет, обнаружится, что он пуст… Поэтому смирение, как и всякое благочестие, должно иметь в сердце».

Преподобный Авва Дорофей говорил, что считает себя хуже всей твари на земле

Преподобный Авва Дорофей говорил, что считает себя хуже всей твари на земле. На что старец Варсонофий ему ответил, что если он так думает — то это гордость для него.  А соответственно мы можем полагать, что каждый человек, который хочет иметь смирение в своем сердце, должен считать себя хуже всех, никогда себя не возвышать перед другими людьми.

Преподобный Авва Дорофей говорил, что считает себя хуже всей твари на земле, и именно так можно иметь смирение в своей душе
Преподобный Авва Дорофей говорил, что считает себя хуже всей твари на земле, и именно так можно иметь смирение в своей душе

Преподобный Силуан Афонский:

Силуан Афонский
Преподобный

«…всю жизнь душа учится Христову смирению. И доколе не имеет смирения, всегда будут мучить ее плохие помыслы. А смиренная душа обретает покой и мир…».

Святой Исаак Сирин говорил, что смирение  — это скорби и печали:

Исаак Сирин
Святой

«Смирение рождается из скорбей и печали».

Также святой говорит:

« Смирение рождается из страха Божия или из искушений, из богооставленности, из лютых браней с естеством и бесами и из многой молитвы». О скорбях и о печали все понятно, здесь мы понимаем, что человек, который хочет иметь смирение, чтобы унаследовать Царства Небесного, должен жить, не радуясь,  не веселясь, а жить в немощи. У человека на душе должен быть постоянный страх за  то, что Господь оставит его одного и не посетит.

Но как же можно принять скорби? Для этого, нужно терпение. О терпении, чтобы получить смирение писали многие старцы. Они говорили, что человек, который часто обращается к Богу и часто ему молится, тот уже избегает всяких скорбей и болезней. Поэтому каждый человек должен терпеть свои скорби, для того, чтобы войти в Царствие Небесное, как и многие святые.

О болезнях, которые сопровождают человека во время скорбей — не нужно смущаться. Святые отца очень часто говорили, что за все нужно благодарить Бога. Болезни нужны для очищения плоти, а душевные — для очищения нашей души. Господь, не разделяя одно от другого, во Святом Евангелии глаголет:

(Лк. 21, 19)

«…в терпении вашем стяжите душы ваша»

(Мк. 13, 13)

«…претерпевый до конца, той спасен будет»

Ефрем Сирин писал, нужно иметь признаки человека, который действительно имеет смирение

Ефрем Сирин писал, чтобы иметь милость Божию нужно иметь черты и признаки человека, который действительно имеет истинное и правильное смирение, нужно:

Ефим Сирин
Святой

«…почитать себя грешным перед Богом, укорять себя во всякое время, на всяком месте и за всякое дело, никого не хулить и не находить на земле человека, который был бы гнуснее, или грешнее, или нерадивее его самого, но всех хвалить и прославлять, никого никогда не осуждать, не уничижать и не оклеветывать, во всякое время молчать и без приказания или крайней нужды ничего не говорить…».

Иоанн Златоуст говорил, что сколько бы человек не смирялся, он никогда не сможет смириться настолько, насколько смирился Господь Наш. Также он писал, чтобы приобрести смирение, не нужно бояться потерять свою честь. Если человек будет иметь смирение, то слава его возвысится.

Иоанн Златоуст
Святой

«…Если мы захотим казаться великими, не сделаемся великими, но будем бесчестнее всех…».

Святой Симеон Новый Богослов писал:

Симеон Новый Богослов
Святой

«Одно – говорить смиренные слова и другое – иметь смиренномудрие. Одно есть смирение, другое – цвет смирения, а третье – плод его. Иное есть красота плода, иное – сладость его, а иное – действия, бывающие от этого плода.

Из этого, что сказано о смирении, иное в нашей, а инее не в нашей власти. В нашей власти – помышлять о том, что располагает нас к смирению, мудрствовать о том, рассуждать, говорить и делать, но само святое смирение с его существенными свойствами, дарами и действиями – не в нашей власти, но есть дар Божий, чтобы не вздумал кто хвалиться даже и этим».

Вывод — что нужно делать человеку, чтобы иметь смирение в душе  и сердце своем

Подведем небольшой итог всего ранее сказанного из слов святых отцов. Что же все-таки нужно делать простому человеку, чтобы иметь смирение в своей душе и сердце?

  • нужно стараться как можно меньше говорить, а больше делать полезных и добрых дел;
  • с благодарностью принимать все, что будет приходить в наш адрес, а будет и плохое и хорошее, что скорее будет больше плохого, но это все нужно вытерпеть;
  • оставаться всегда спокойным, тихим, добрым и кротким, даже если кто-то пытается вас разозлить или вывести из себя;
  • всегда нужно выбирать самое плохое место, самую тяжелую и трудную работу;
  • пусть вас никто не любит, зато вы должны любить и ничего не требовать взамен от человека;
  • нужно понимать, что все, что мы имеем, какие-либо таланты, способности все дал нам Господь, сами мы себе ничего не можем дать;
  • нужно чаще молиться, просить у Бога прощения за все свои грехи.

Конечно, выполнить все пункты будет очень тяжело, что мы должны стараться, чтобы получить то, что называется христианской добродетелью — смирение.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *