Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Апостол Варфоломей: личность апостола

04.11.2018
401
Скачать эту статью

В покоренной римлянами Палестине две тысячи лет назад еврейский народ с надеждой ожидал скорое пришествие Мессии, который, как представлялось израильтянам, спасет их из иноплеменного языческого рабства и приведет их к господствующему положению в мире. Это обстоятельство помогает понять, почему так популярна оказалась проповедь Иоанна Предтечи. Невозможно не вспоминать о нем, и читая рассказ о призвании Господом нашим Иисусом Христом Своих учеников.

Апостол Варфоломей
Апостол Варфоломей

Евангелист Иоанн Богослов, рассказывая о призвании апостолов, акцентирует на этом особое внимание. Именно с вестью о том, что наконец-то нашелся Мессия, обращается Андрей Первозванный к своему брату Симону.

То же самое говорит и святой апостол Филипп своему другу Нафанаилу:

«Мы нашли Того, о Kотором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета»

(Ин. 1:45)

И тут, единственный раз во всем Новом Завете, повествуется нечто, дающее внятное представление о характере этого апостола Христова.

«Из Назарета может ли быть что доброе?» – спрашивает Нафанаил своего друга. «Пойди и посмотри» – отвечает тот. Этот ответ ясно показывает, насколько Филиппу были известны присущие Нафанаилу прямота, честность и готовность менять свое мнение при виде истины. Несомненно, необходимые для апостола качества!

Конечно, знал об этих его качествах и Спаситель, Который, едва завидев идущего к Нему, сказал: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». А на недоуменный вопрос Нафанаила, откуда же Он его знает, Христос добавил: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя».

Мы никогда точно не узнаем, что за достопамятный случай в жизни апостола имел в виду Христос, но для самого Нафанаила этого оказалось достаточно, чтобы он тут же забыл свой прежний скепсис и признал в Христе Учителя, Сына Божия и Царя Израиля.

Апостол Варфоломей и апостол Нафанаил — один и тот же человек?

В синоптических Евангелиях и в Деяниях святых апостолов Нафанаил не упоминается. Зато вместе с Филиппом у Матфея, Марка и Луки фигурирует апостол Варфоломей, которого не называет Иоанн. По этому поводу в церковном предании сегодня существует консенсус, что святой Варфоломей и Нафанаил — одно и то же лицо (хотя и по мнению некоторых учителей Церкви, и в византийской традиции, и в древнерусской они не отождествлялись).

Употребление различных имен не должно вызывать смущение, поскольку подобные разночтения в Евангелиях встречаются многократно. Знатоки древних языков и вовсе раскрывают значение имени Варфоломей как сын («бар») Фалмая (имя, встречающееся в Библии). То есть, имя Варфоломей – это скорее патроним, отчество. Но именно под этим именем апостол и далее упоминается в различных апокрифах и священном предании.

Житие апостола Варфоломея

Апостол Варфоломей происходил из Каны Галилейской, города, где Христос неоднократно бывал со Своими учениками и где Он совершил несколько знаменитых чудес: претворил воду в вино, исцелил сына царедворца. О годах его юности нет никаких сведений. Затем он был призван и следовал за Господом, став свидетелем большинства совершенных Им чудес. А после того, как в Сионской горнице на апостолов снизошел Святой Дух, Варфоломей отправился, как и прочие, проповедовать Евангелие разным народам.

Об этом, последнем периоде его жизни существует множество апокрифов, значительно расходящихся по своему содержанию, и даже прямо противоречивых между собой. В том виде, в котором житие апостола Варфоломея сохранилось в предании русской православной церкви, оно записано святителем Димитрием Ростовским.

Апостолу Варфоломею вместе с апостолом Филиппом выпал жребий проповедовать веру Христову к северу от Палестины: в Сирии и Малой Азии. Вместе с апостолами следовала и сестра Филиппа по имени Мариамна, разделявшая их проповеднические труды. Наконец, они добрались до города Иераполиса Фригийского (на юго-западе современной Турции).

Там по их молитвам были низвержены идолы, которым поклонялись местные жители, обрел зрение слепой и исцелилась жена начальника города. После этого множество народа уверовало во Христа и крестилось.

Однако жрецы низверженных идолов обратились к начальнику города с жалобой на апостолов, и тот приказал распять их вниз головой. Внезапно произошло великое землетрясение, и градоначальника вместе со жрецами и многими неверующими поглотила земля. После этого оставшиеся в живых и спасшиеся окончательно уверовали во Христа и поспешили снять апостолов с креста. Но к этому времени святой Филипп уже отдал свою душу Господу.

Мучение святых апостолов Филиппа и Варфоломея
Мучение святых апостолов Филиппа и Варфоломея

Похоронив мученика и устроив христианскую церковь в Иераполисе, Варфоломей и Мариамна разошлись в разных направлениях. И далее апостол Варфоломей следовал сам по себе. Сперва он направился в Индию и провел там продолжительное время, переведя на местное наречие Евангелие от Марка. Кроме того, он оставил тамошним жителям и написанное по-еврейски Евангелие, которое спустя сто лет было перенесено христианским философом Пантеном в Александрию.

Смерть апостола Варфоломея

На обратном пути апостол достиг пределов Великой Армении. Там он изгнал бесов из идолов, заставив их навеки умолкнуть, а также исцелил мучимую бесом царевну. Пораженные такими чудесами, царь со всей своей семьей и двором обратились ко Христу.

Но и здесь жрецы стали интриговать против ученика Христова, они обратились к брату царя Астиагу. Тот настиг апостола в городе Альбане (его местоположение точно не известно, но многими отождествляется с современным Баку) и велел повесить Варфоломея на кресте вверх ногами.

Однако и распятый Варфоломей не прекращал своей проповеди. Тогда Астиаг приказал снять с апостола кожу, но и это мучение святой перенес, не умолкая. Наконец, по приказу Астиага палачи отрубили апостолу Варфоломею голову.

Фундамент часовни на предполагаемом месте гибели апостола Варфоломея
Фундамент часовни на предполагаемом месте гибели апостола Варфоломея

Мощи апостола Варфоломея

Бывшие в Альбане христиане собрали его святые мощи и, положив их в оловянную раку, предали погребению в пределах своего города. Произошло это в одиннадцатый день июня месяца, когда и отмечается день святого Варфоломея.

Спустя продолжительное время гонители христиан, недовольные происходившими у мощей святого апостола чудесами, раскопали его могилу и бросили оловянную раку в море, желая избавиться от нее. Но рака не утонула, и промышлением Божиим ее прибило к берегам острова Липари. Местному епископу было во сне видение об обретенной святыне, и он с клиром и верующими пришел на берег. Обнаруженную там раку с мощами апостола с пением молебнов перенесли в соборную церковь.

Алтарь базилики святого Варфоломея в Беневенто и саркофаг с его мощами
Алтарь базилики святого Варфоломея в Беневенто и саркофаг с его мощами

Спустя еще продолжительное время мощи святого апостола Варфоломея перенесли в город Беневенто, где, в базилике в его честь, они и хранятся по сей день. Частицы мощей переданы во многие города по всему миру. Одну из них знаменитый христианский поэт и гимнограф преподобный Иосиф Песнописец принес в устроенный им в Константинополе монастырь.

Он усердно молился, желая обрести вдохновение для написания канона святому апостолу, и накануне дня памяти апостола Варфоломея сподобился видеть его во время вечерней службы. Апостол возложил Евангелие ему на грудь и обратился с приободряющей речью. С того самого дня преподобный Иосиф исполнился вдохновения и сочинил множество гимнов.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *