Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Святые отцы о смерти: откуда она появилась, зачем нужна, и что будет потом

Скачать эту статью

Смерть привела в различные религии столько людей, что её можно смело называть одним из главных врагов атеизма. Память о смерти преследует нас, ибо трудно забыть, что ты умрёшь. И всякий человек ищет утешение в религии, ибо посмертная жизнь души — это главная надежда.

Есть ли человек, который хотел бы ограничиться только земной жизнью? Нет. Все мы подспудно знаем про жизнь вечную, когда думаем о своей конечности или грустим о смерти близких.

Библия не сообщает подробности о загробной жизни человека и о роли смерти для него. Зато святые отцы о смерти написали немало. Давайте познакомимся с их мыслями.

Православие учит, что помнить о смерти полезно для человека, это пробуждает в нём вкус к праведной жизни

Конечно, никто не заставляет день и ночь помнить о смерти. Это бы превратилось в вечную муку. Но держать где-то в поле внимания, что смертный час всё же настанет, а время жизни не бесконечно, очень полезно для человека.

Святой Иоанн Дамаскин говорил:

«Помышление о смерти важнее всех других желаний. Оно рождает чистоту неистлеваемую»

Иоанн Домаскин считал, что помнить о смерти полезно
Иоанн Домаскин считал, что помнить о смерти полезно. Фото: azbyka.ru

Святой Антоний призывал держать это всё время уме:

«Всегда вспоминайте о вечности.

Всегда думайте о том,

то если вечером ты

увидел закат солнца,

не будь уверен,

что доживешь до завтра.

И если утром увидишь восход солнца,

не будь уверен,

что увидишь закат.

Поскольку не в наших руках жизнь наша».

Антоний Великий
реподобный

Преподобный Лев говорил о пользе того, когда человек помнит, что настанет день смерти:

«Память о смерти научит внимать самому себе.

Часто в цветущих летах восхищаются от сей жизни в вечную,

а тем ужаснее, если внезапно.

Нам же, приближенным к двери гроба,

ужели можно отлагать жизнь свою на многая лета,

— покаемся и живы будем душою вечно».

Лев Оптинский
преподобный
Смерть способна прийти неожиданно, об этом стоит помнить.

Старец Макарий напоминал, что мысли о смерти человека не стоит откладывать. Время бежит слишком стремительно:

«Время течет нечувствительно; и не видим, как оно летит, измеряемо секундами, минутами, часами, днями и далее и всякая секунда приближает нас к вечности.

Мы, зная это, плохо печемся о том, как предстать и дать отчет нелицеприемному Судии. Чувственность помрачает ум наш.

Всё наше попечение и помышление о том, чтобы доставить покой телу; а о душе мало радим – страстей не искореняем, и даже не противимся им; и от того лишаемся мира и покоя душевного».

Макарий Оптинский
старец

Святые отцы считают, что смерти не нужно бояться праведникам, ибо они в лоне Церкви Христовой и спасены

Кто не боится смерти? Нужно иметь очень прочную веру, чтобы перед смертью не переживать о том, будет ли там хоть что-то. Одни мы вещи можем знать наверняка, в другие только верить. Страх смерти — это ужас перед иррациональным, тем, что за гранью нашего опыта.

Но даже если убеждения и вера помогают преодолеть его, разлучение души с телом всегда воспринимается как потеря, утрата едва ли не дома. Куда мы отправляемся, и что ждёт нас впереди?

Киприан Карфагенский с недовольством говорит о подобных переживаниях:

«Бояться смерти может только тот,

кто не хочет идти ко Христу,

а не хотеть идти ко Христу

свойственно только тому,

кто не верит, что он начнет

царствовать со Христом».

Киприан Карфагенский
великомученик
Ефрем Сирин очень много размышлял и написал на тему смерти
Ефрем Сирин очень много размышлял и написал на тему смерти. Фото: azbyka.ru

Преподобный Ефрем Сирин и вовсе сообщает, что смерть — эта черта, за которую не заглянуть. Никто не знает, что нас ожидает там. Поэтому святой прекрасно понимает страх человека перед смертью и не пытается его осуждать:

«Приидет день, братия, непременно приидет, и не минует нас день, в который человек оставит все и всех, и пойдет один, всеми оставленный, униженный, пристыженный, обнаженный, беспомощный, не имея

ни заступника, ни сопутника, неготовый, безответный, если только день сей застигнет его в нерадении, — в день, в оньже не весть, и в час, в оньже не чает (ср.: Мф. 24, 50), тогда как он веселится, собирает сокровища, роскошествует, предается нерадению.

Ибо внезапно приидет один час, и всему конец; небольшая горячка, и все обратится в тщету и суету; одна глубокая, мрачная и болезненная ночь, и человек пойдет, как подсудимый, куда поведут поемлющие его.

Много тогда тебе, человек, нужно будет путеуказателей, много помощников, много молитв, много содейственников в этот час разлучения души.

Велик тогда страх, велик трепет, великое таинство, велик переворот для тела при переходе в тамошний мир.

Ибо если и на земле, переходя из одной страны в другую, имеем нужду в каких-нибудь путеуказателях и руководителях, то кольми паче будут они нужны, когда переходим в беспредельность века, откуда никто не возвращался?

Еще повторяю: много нужно тебе помощников в оный час. Наш этот час, а не иной какой; наш путь, наш час, и час страшный; наш это мост, и нет по оному проходу; это общий для всех конец, общий и для

всех страшный; трудная стезя, но по которой должны проходить все; путь узкий и тесный, но все на оный вступим, это горькая и страшная чаша, но все испием ее, а не иную; велико и сокровенно таинство смерти, и никто не может объяснить оного.

Страшно и ужасно, что тогда испытывает на себе душа; но никто из нас не знает сего, кроме тех одних, которые предварили нас там, кроме тех одних, которые изведали сие на опыте».

Страх смерти почти не преодолеть, он присущ даже праведным людям.

Иоанн Златоуст уверяет, что у праведного человека нет оснований бояться смерти тела. Иссякло время жизни на земле. Это трагедия для грешника. Час смерти — это его казнь:

«Узник тогда особенно скорбит, когда выводят его на суд; тогда особенно трепещет, когда приближается к судилищу, когда должен дать отчет.

Вот почему много ходит и рассказов об ужасах при последнем конце и страшных явлениях, которых самый вид нестерпим для умирающих, так что лежащие на одре

с великою силою потрясают его и страшно взирают на предстоящих, тогда как душа силится удержаться в теле и не хочет разлучиться с ним, ужасаясь видения приближающихся ангелов.

Если мы, смотря на страшных людей, трепещем, то каково будет наше мучение, когда увидим приближающихся грозных ангелов и неумолимые силы, когда они душу нашу повлекут и будут отторгать от тела, когда много будет она рыдать, но вотще и без пользы?»

Иоанн Златоуст
богослов

Но для верующего и преданного Богу человека всё будет благоприятно, его такая участь не ждёт. Он уже вошёл в Церковь Христову, а значит, спасён и пойдёт из мира сего в Царство Небесное.

А святитель Феофан говорит, что страх смерти спасителен. Ведь он даёт мотивацию для праведной жизни.

По православию, человек умирает из-за греха Адама и Евы

Неверно полагать, что после смерти уже нет человека. Он продолжает существование в форме души. В конце концов православие обещает ему и телесное воскресение.

Тогда зачем нужна эта бессмысленная процедура смерти? Почему время жизни не может быть непрерывным? На этот вопрос также отвечают святые. О смерти они говорят, как о расплате за грех Адама и Евы.

Православие учит, что смерть появилась из-за греха Адама и Евы (диптих работы Дюрера)
Православие учит, что смерть появилась из-за греха Адама и Евы (диптих работы Дюрера). Фото: upload.wikimedia.org

Святитель Иоанн Златоуст пишет:

«За грех Господом благодетельно установлена смерть, Адам изгоняется из рая, чтобы не смел более прикасаться к древу, постоянно поддерживающему жизнь, и не грешил бесконечно.

Значит, изгнание из рая есть более дело попечительности Божией о человеке, нежели гнева.
Хотя прародители жили еще много лет, но как только услышали, что они: «прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19), сделались смертными, и с тех пор можно было сказать, что они умерли.

В этом смысле и сказано в Писании: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 17), то есть вы услышите приговор о том, что с этих пор вы уже смертны».

Иоанн Златоуст
богослов

Святые отцы не знают точно, какова жизнь после смерти, но она точно будет счастливой

Хотя православие о смерти размышляло не один век, всё же остались неразрешённые вопросы. Святые о жизни после смерти, разумеется, писали, но детали их рассуждений вступают в противоречия. Ясно, что человеку свойственно заблуждаться.

Мы здесь опустим различные опыты клинической смерти, регрессивного гипноза и прочих методов вспоминания прошлых жизни. Память смертная способна творить чудеса, и разбирать все эти случаи нужно отдельно.

Нас же интересует сейчас именно то, что говорили святые отцы о смерти и жизни после неё.

По Библии мы знаем, что будет Суд. Причём их два: посмертный и Страшный. На втором Суде будут учтены некоторые дополнительные обстоятельства, к примеру, православие допускает возможность спасения умершего силой чужой молитвы. Впрочем, это вопрос дискуссионный.

В конце Бог определит судьбу всех душ. Праведные он возьмёт в Царство Небесное.

Святитель Григорий Нисский так пишет об этом:

«Путь же, возводящий человеческое естество на небо, не иное что, как отступление и бегство от земных зол;

а средством к избежанию зол не иное что, думаю, служит, как уподобление Богу; и уподобиться Богу — значит сделаться праведным, святым, благим и всем сему подобным.

Если кто, сколько возможно, ясно напечатлеет в себе черты сих совершенств, то как бы по естественному порядку, без труда из земной жизни преселится в страну небесную; потому что не местное какое расстояние

у Божества с человечеством, так что была бы нам потребность в каком-нибудь орудии или примышлении, чтобы эту тяжелую, обременительную и земную плоть ввести в образ жизни не телесной и духовной.

Но, по разумном отлучении добродетели от порока, от одного человеческого произволения зависит быть человеку там, куда преклонен пожеланием».

Григорий Нисский
святитель

Да, как и многие другие, он избегает конкретики. Потому что как писать о том, чего ты не видел?

Кирилл Александрийский призывал не бояться смерти, ибо она открывает двери для счастливой жизни в вечности
Кирилл Александрийский призывал не бояться смерти, ибо она открывает двери для счастливой жизни в вечности. Фото: seletskiy.ru

Но всё же для человека есть утешение. Кирилл Александрийский убеждён, что смерть прерывает всё плохое для человека и открывает двери для всего хорошего:

«Смертью Законодатель останавливает распространение греха и в самом наказании являет человеколюбие.

Так как Он, давая заповедь, с преступлением ее соединил смерть, и поскольку преступник подпал этому наказанию, Он и устраивает так, что самое наказание служит спасению.

Ибо смерть разрушает нашу животную природу и таким образом, с одной стороны, останавливает действие зла, а с другой —

избавляет человека от болезней, освобождает от трудов, прекращает его скорби и заботы и заканчивает страдания. Таким-то человеколюбием растворил Судия самое наказание».

Смерть — это дорога в вечность, верой человек может сделать эту вечность счастливой.

Тихон Задонский описывает, как правильно перешагнуть этот порог:

«От смертного часа будет человек или вечно блажен, или вечно беден. Тут всякому отворяются двери к вечности, и пойдет он или в счастливую, или в несчастливую вечность.

С этого момента начинает человек или вечно жить, или вечно умирать. Где ныне жившие до нас и в роскоши, и сластях, и нераскаянии пребывавшие?

Отошли от мира этого, и все свои утехи оставили, и пребывают в своих местах, и последнего суда ожидают, где по делам своим сполна воспримут.

Поэтому, пока еще не пришел к нам час сей, обратимся чистым сердцем к Богу нашему, и с Ним покаянием и верой примиримся, дабы вечную жизнь получить».

Тихон Задонский
святитель

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *