Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Краткое житие Святителя Петра

08.08.2019
38
Скачать эту статью

Святитель Петр, митрополит Московский и всея России, чудотворец (+ 1326)

Память его празднуется 21 дек. в день преставления, 24 авг. в день перенесения мощей, 5 окт. вместе с Собором святителей Московских и 10 окт. вместе с Собором Волынских святых

Святитель Петр родился около 1260 г. в знатной боярской семье, на Волыни. Перед его рождением мать его увидела во сне, что она держит на руках агнца, а между рогами его растет дерево, покрытое цветами, плодами и горящими свечами. Семи лет дитя начало учиться грамоте, но вначале безуспешно, пока наконец во сне неизвестный не коснулся его уст. После этого сна он стал хорошо учиться.
В 12 лет будущий святитель поступил в монастырь. Руководился он «Лествицей» прп. Иоанна и особенно прилежал к смирению и послушанию. Начало его иноческого пути было очень трудным: он исполнял тяжелые работы на кухне, обрабатывал землю, мыл братские власяницы. В то же время он изучил иконопись.

Икона Божией матери, написанная рукой святителя Петра

По довольном испытании старец его благословил ему поселиться на безмолвии на берегу реки Рати, где он создал Преображенский монастырь.
Монастырь этот посетил митрополит Киевский и Владимирский Максим (память его 6 дек.), и игумен Петр поднес ему икону Богоматери своего письма, именуемую Петровской, хранившуюся до наших дней в Успенском Кремлевском соборе в Москве. Сохранились и другие иконы его письма.
По кончине митрополита Максима возник вопрос, кому быть митрополитом Российским: галицко-волынский князь Юрий Львович послал в Царьград ставиться своего избранника — игумена Ратского монастыря Петра, а вел. князь тверской и владимирский — тверского игумена Геронтия. Игумен Петр прибыл первым, а игумена Геронтия задержала буря. Во время ее явилась ему Богородица и сказала, что митрополитом должен быть Петр. То же самое было открыто и Патриарху Афанасию. Митрополит Петр получил титул Киевского, но Киев лежал в развалинах, и он, подобно своему предшественнику, перенес свою кафедру во Владимир.

В самом начале своего служения святителю Петру пришлось пережить большие скорби: на севере были недовольны поставлением южнорусского игумена и на него были возведены тяжкие обвинения. Дело это разбиралось на Соборе и окончилось полным оправданием нового митрополита и посрамлением его недругов. Но святитель Петр отнесся к ним с такой любовью, что сразу же завоевал всеобщее уважение.
Кроткий и мягкий, когда дело касалось лично его, святитель Петр был строг в церковном управлении. Для блага своей паствы он совершил большое путешествие по всей Руси; он был и в Золотой Орде, где добился разных льгот для духовенства. В его время среди язычников-татар стало распространяться магометанство: эту веру принял сам хан Узбек.

Один из проповедников ислама, называвший себя Сеидом, тоже потомком Магомета, появился среди русских. Святитель Петр лично выступил против него и победил его силой своего слова. Больше всего огорчали святителя раздоры между князьями. Всячески старался он умиротворить их. Раз он приехал для этого в Брянск и чуть не был убит. Но тяжелее всего для него была распря князя Михаила Ярославича тверского (память его 22 нояб.) с племянником его, князем Георгием Данииловичем московским, по проискам которого у князя был отнят его титул, а сам он был убит.

Однако же святитель провидел, что объединит Русь Москва. Он часто посещал этот небольшой и незначительный тогда еще городок. Местный князь Георгий Даниилович постоянно отлучался и поручал правление брату своему, князю Иоанну, прозванному народом за его нищелюбие Калитой (калита — кожаный мешок для денег). С этим князем митрополит Петр очень сблизился, часто беседовал с ним о церковных делах, о будущем Москвы и предсказал ему грядущее величие его рода. Он хотел перенести свою кафедру в Москву, где князь Иоанн построил для его временных посещений дом; но для этого нужно было сперва воздвигнуть кафедральный собор, и, по мысли митрополита, в 1326 г. был заложен в Московском Кремле Успенский собор. В основании его, у жертвенника, святитель устроил для себя гроб.

Успенский собор Московского Кремля, где был похоронен святитель Петр

После этого князь Иоанн увидел во сне необычайно высокую гору, покрытую снегом; снег этот быстро растаял, а потом исчезла и гора. Святитель объяснил князю, что растаявший снег предвозвещает его близкую кончину, а гора — самого князя. Было и откровение свыше самому святителю о его близкой кончине, но не известно какое.
Вскоре после этого он скончался на молитве во время вечерни — 21 декабря 1326 г.
Князя в это время в городе не было. Когда он вернулся, тело почившего было перенесено священниками в Успенский собор и там погребено при громадном стечении народа. Во время этого шествия один инославный христианин увидел, что святитель сидит в гробу и благословляет народ на обе стороны. Исцеления начались тотчас же.

Через год (1327) Успенский собор был закончен и освящен. Новый митрополит Феогност был во всем верен памяти и заветам почившего. Он остался жить в Москве, непрестанно молясь у гроба его, и сам был свидетелем многих чудес. Обо всем этом он донес Вселенскому Патриарху и получил повеление причислить новоявленного чудотворца к лику святых. Святые мощи святителя Петра трижды обретались нетленными: в 1382 г., во время нашествия хана Тохтамыша, когда гроб его обгорел; в 1477 г., когда обрушились стены собора, и в 1479 г., когда Успенский собор был вновь воздвигнут в настоящем его виде итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти.
Сохранились два поучения святителя Петра к пастве, касающиеся семейной жизни. Житие святителя Петра было написано преосвященным Прохором, епископом Ростовским, рукоположенным самим святителем, а также митрополитом Киприаном.

• Собор этот состоялся в г. Переяславле-Залесском в 1311 г.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *