Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Что такое причастие

Скачать эту статью

Даже те, кто представляет себе, что такое причастие, не всегда понимают, зачем оно нужно. Вот крещение принять — это да, это ясно: таинство посвящения. А обряд причащения в православной церкви зачем? Что означает?

Эти и другие вопросы не нужно держать в себе. Мало исполнять церковные правила в храме, важно ещё и понимать, в чём смысл причастия и других таинств. Только тогда мы можем говорить, что действительно живём по вере, а не механически исполняем непонятные нам ритуалы.

Причастие — это церковное таинство, напоминающее о Тайной вечере

Причастие — это таинство христианской Церкви. Его также называют «причащение» — то есть присоединение частицы. Понимать можно двояко:

  • Человек через ритуал становится частицей Церкви Христа;
  • Человек употребляет частицу благодати, впуская её в себя.

Суть таинства следующая: люди употребляют хлеб и вино, но называют их при этом плоть и кровь Христова. Так они воспроизводят события Тайной вечери — праздничного пасхального ужина, проведённого перед арестом и казнью Мессии.

Вот как описано это событие в Евангелии от Луки:

(Лк.22:14–20)

«И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается»

Причастие — это память о Тайной вечери (на фото «Тайная вечеря» кисти Да Винчи)
Причастие — это память о Тайной вечери (на фото «Тайная вечеря» кисти Да Винчи)

Некоторые детали этой сцены подвергаются критике. Например, много вопросов вызывает вино.

15 разных слов в Библии переведены просто как «вино».

Дело в том, что напиток, который в синодальном переводе везде назван «вино», в оригинальном тексте имел 10 еврейских и 5 греческих названий, так что открытым остаётся вопрос о том, что пили апостолы — вино, свежеотжатый виноградный сок или нечто другое.

Но церковные традиции установились до того, как лингвисты начали исследования, и сохраняются по сегодняшний день.

Коротко о том, зачем нужно причащаться, — для спасения

О том, зачем нужно причащаться, говорит святитель Кирилл Александрийский:

Кирилл Александрийский
святитель

«Благодаря причащению мы очищаемся от всякой душевной нечистоты и получаем готовность и ревность к добру: честная кровь Христа не только от тления нас избавляет, но и от всякой нечистоты, сокрытой внутри, и не оставляет нас охлаждаться в нерадении, но делает нас более горячими в духе».

Также об этом говорит в Новом Завете и сам Иисус Христос:

(Иоанн.6:53–54)

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день»

По крайней мере, православие считает, что эти строки говорят о необходимости для христиан причащаться. Есть и альтернативные представления о том, что Христос говорил аллегорически, когда называл себя хлебом жизни, и не подразумевал ничего, связанного с питанием:

(Иоанн.6:48–50)

«Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет»

О такой точке зрения интересно знать, но она — вне рамок этой статьи.

Таинство причастия
Таинство причастия

Причащаться могут крещённые взрослые люди, которых благословил священник

Участие в церковных таинствах имеет свой алгоритм. Нельзя причащаться тем, кто не был крещён. Крещение — это вход в православную Церковь. Только после него можно участвовать в других таинствах.

В причастии нельзя участвовать ребёнку — только взрослому. Обычно допускают с 7–10 лет, но срок может быть сдвинут в любую сторону по решению священника.

Подготовка, или список того, что нужно для причастия

Подготовка к причастию — это процесс последовательного очищения человека. Тот должен быть достаточно чист, чтобы пройти через таинство. К верующему предъявляют следующие требования:

Пост. Категорически нельзя употреблять продукты животного происхождения. Тут нужно быть внимательными: желатин и сычуг присутствуют во многих товарах. Ограничение касается также яиц и молочных продуктов. Подходящим считается трёхдневный пост.

Пост
это не диета, а самодисциплина для очищения

При этом надо понимать, как правильно поститься. Пост — это не диета, а самодисциплина. Не есть мясо и глушить шампанское с конфетами — это неправильный подход. Нужна умеренность и спокойное отношение к праздной жизни.

Участие в вечернем богослужении. Для тех, кто не может, делаются исключения. Но традиция требует присутствовать вечером в церкви.

Исповедь. Это таинство нужно не для описания человеком всех своих грехов, а для искреннего раскаяния. Исповедь — это не формальность. Желание действительно измениться — вот, что нужно для причастия.

Священник принимает исповедь, это обязательное таинство перед причастием
Священник принимает исповедь, это обязательное таинство перед причастием

Молитвенное правило. Это проследование молитв на утро и вечер. Его стоит согласовать со священником, а потом читать до дня, когда можно причаститься.

К причастию не допускают бесноватых и тех, на ком епитимия

Православная церковь мало изучила вопрос одержимости, не имеет однозначного отношения к тому, полезно ли заниматься отчикой, но вот на счёт одного у неё строгое мнение — допускать бесноватых к причастию нельзя.

Человеку сперва надлежит справиться со своей проблемой, и только потом он может участвовать в таинстве.

А ещё есть люди, на которых наложили церковные санкции — епитимию. Им нельзя участвовать в церковных таинствах некоторое время.

Пренебрегать правилами подготовки к причащению нельзя

Святые отцы предупреждают, что все очищающие этапы важны для человека. В противном случае ему не только не будет пользы от причащения, но и он с большой вероятностью нанесёт себе вред. Даже священник, который его причастил, может пострадать. Так об этом пишет преподобный Симеон Новый Богослов:

Симеон Новый Богослов
преподобный

«Горе <недостойно> причащающемуся, потому что, причащаясь после срамных дел, не очищенных покаянием и епитимиями, он все больше и больше подпадает власти диавола, а наконец, и совсем им завладевается; и Бог совершенно оставляет такого за его срамность и нечистоту, и особенно за его бесстыдство и дерзость, как пишет Свя тое Евангелие об Иуде, что, как только причастился он поданного ему Христом Господом хлеба сей Божественной Вечери, тотчас по хлебе тогда вниде в онь сатана (Ин. 13, 27). Горе священнику, причащающему его, что удостаивает причастия недостойного и преподает Пречистое Тело и Честную Кровь Христа Спасителя тому, кто недостоин даже преступать порога храма Божия, с кем запрещено вместе вкушать и простую пищу всякому христианину…

Причастие проходит после Евхаристии (Божественной литургии)

Евхаристия переводится как «благодарение». Иначе она называется — Божественная литургия. И вот в конце этой службы проводится причастие.

  • В какие дни причащают

Рассказывает протоиерей Александр Ильяшенко:

Александр Ильяшенко
преподобный

«Причащаться можно в любой день, когда служится Божественная Литургия. Как правило, в течение года Литургия служится ежедневно за исключением периода Великого Поста. Великим Постом (до Страстной Седмицы) обычно не совершается Литургия в понедельник, вторник и четверг. Причащаться православным христианам нужно регулярно, например раз в месяц. Накануне надо исповедоваться в храме у священника. Частота исповеди и причащения, равно как и остальные вопросы духовной жизни, индивидуальны для каждого человека. Поэтому Вам необходимо обсудить этот вопрос в личной беседе со священником».

Причастию предшествует Божественная литургия
Причастию предшествует Божественная литургия
  • Как проходит причастие

Сперва происходит преосуществление (т.е. превращение) вина и хлеба в кровь и тело Христовы.

Затем священник выходит к людям и даёт им употребить эти продукты, говоря:

«Причащается раб Божий (имя) Честнáго и Святаго Тела и Крóве Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов и в Жизнь Вечную».

Первое причастие в православии не имеет никаких особенностей

Ребёнка допускают к причастию не раньше семилетнего возраста. Важно, чтобы к моменту таинства он осознавал, в чём его суть. Это забота родителей. Просто так вести сына или дочь на причастие нет смысла. Он уже был крещён в лоне православной Церкви, получил от родителей нужное воспитание. А дальше уже ребёнок должен сам, как личность, решать вопросы своей духовной жизни.

Дети должны понимать, что такое причастие, чтобы пройти через него

Задача родителей — сформировать правильное отношение, объяснить, что к чему.

Также мать и отец могут проконсультироваться у священника на счёт более щадящей подготовки своего чада к таинству. Священник имеет право снизить требования на первый раз, если посчитает это необходимым.

Употребление плоти и крови Христовых не имеет ничего общего с людоедством

Есть такой полушутливый вопрос: а могу ли я пройти святое причастие, если я вегетарианец? Понятно, что человек, его задавший, подходит к делу с юмором, но сомнения эти ведь не на пустом месте возникли.

Увы, есть недобросовестные священники, которые бросаются в крайности, обвиняют, мол, вегетарианец — это идеология, вы не можете быть православным и вегетарианцем. Это, конечно, чушь.

На самом деле, когда речь заходит о плоти и крови Христовых, не нужно понимать это буквально. В таинстве причастия нет никаких элементов тела Иисуса, которые мы бы ели.

Мозаика с изображением Тайной вечери
Мозаика с изображением Тайной вечери

Причастие — это аллегория. В таинстве есть сакральный духовный смысл, есть акт волеизъявления, благодать, но нет никакой гастрономии! Очень хорошо на эту тему высказался протоиерей Евгений (Горячев):

Евгений (Горячев)
преподобный

 «Восприниматься это может так, если исходить из лингвистического контекста, но если мы обращаемся к Библейской истории, то видим, что Тот, кто установил это Таинство, Господь наш Иисус Христос, отсылает слушателей к древнейшему Библейскому сюжету: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, хлеб, который Я вам дам будет для вас в жизнь вечную». «Подавай нам такой хлеб каждый день», – сказали иудеи. «Я – хлеб, сошедший с небес, – говорит Господь Иисус Христос, – кто будет вкушать Тело и пить мою Кровь, тот будет иметь жизнь в себе».

Далее отец Евгений поясняет, что речь идёт не о мёртвом мясе, а о духовном акте, если так понятнее, можно сказать, энергетическом:

«На Тайной Вечере не мертвый, но живой Христос указал на хлеб и сказал: «Это Тело мое». Не мертвый, но живой Христос указал на чашу с вином и сказал: «Это Кровь моя». В чем суть Таинства? Неизъяснимым для человека способом весь целый живой Христос соединился с этим хлебом и с этим вином, поэтому мы причащаемся не мертвой отдельности, а целого живого Христа».

Когда мы, чтобы объяснить, как проходит причастие, называем это энергетическим актом, обывателю всё сразу становится понятно. Но тогда уже могут возмутиться хранители православных канонов — не по-православному говорить об энергиях.

Лучше употребить нейтральный термин: благодать Божья, Дух Святой. Именно Ему мы позволяем этому войти в нашу жизнь через причастие.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X