Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Что значит искушать: 2 значения — подвергнуть испытанию или проверить ценность

Если рассуждать о том, что значит искушать, можем узнать что греческое слово «пейрадзо» — искушать имеет два значения «подвергнуть испытанию» и «проверить ценность кого-то или чего-то».

По сути, искушение — это ситуация, в которой человеку доводится, испытав свою волю, непринужденно выбрать сторону добра или зла.

Искушение дает нам возможность сделать выбор в сторону добра

Может прозвучать странно, но искушение — это одна из главнейших ценностей бытия православного христианина. Искушение — это своего рода проверка, посредством которой исполняется Промысел Божий. Без этих испытаний человек не сможет двигаться к святости, у него не будет стимула для своего развития. Получается, что без искушения христианин и шагу ступить не может.

Конечно, первое искушение, которое произошло в раю, растлило наших прародителей и разорвало связь с Богом, но, по словам отцов Церкви, лишь так человек из неведения смог приобрести осознанность, свободно выбрать истинное и отвергнуть лукавое, стать праведником.

(Мф 4:3-7; Лк 4:6-8)

Искушение непосредственно соединено со злом, которое преследует нас всюду. Из текстов Священного Писания христиане точно знают, что Бог зло и смерть не создавал. И Он не рад погибели нечестивого. Господь сам никого не искушает, но испытывает человека этой злой силой, чтобы он преодолел искушение и стал подобным Христу, который постясь в пустыне сорок дней, трижды отверг искушение сатаны и утвердил истину жизни.

Иисус Христос 40 дней постился в пустыне и трижды отверг искушение сатаны
Иисус Христос 40 дней постился в пустыне и трижды отверг искушение сатаны

В Раю сатана совратил первых людей, смог ввести их в грех. Человек сделался пленником смерти, но сохранил возможность при помощи покаяния и непрестанного преодоления искушений снова обрести потерянную связь с Творцом и победить диавола.

Поразительно, но сам сатана стал орудием Бога. Господь начал использовать врага, чтобы человек преодолевал его наветы, мог возрастать и совершенствоваться как христианин и совершить полную победу правды над суетным существованием во времени.

Бог никогда не посылает искушений больше наших сил

Какие бы искушения не приходили в нашу жизнь, в них всегда будет присутствовать милость Божия, потому, что все происходит по Его Промыслу. Преподобный Паисий Святогорец говорит, что Господь не попустит испытаний, если из них не выйдет ничего хорошего.

Только увидев, что-то доброе, что может произойти, будет более чем зло, Бог попускает диаволу совершать его дело. Об этом же говорит нам апостол Павел:

(1 Кор. 10: 13)

«вас постигало искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести»

Попуская искушения, Господь не оставит нас без Своей помощи

Если к нам приходит искушение, его нужно принять, с надеждой что Господь не оставит нас без Своей поддержки и помощи. Но искать искушений по своей воле нельзя. Святитель Василий Великий говорил: «не нужно самому бросаться в искушения раньше времени, пока Бог не попустил их, а наоборот, нужно молиться, чтобы в искушение не впасть». Если человек своеволен, то искушение ему только во вред и на погибель, а если смирен и ищет только волю Божию, такому и зло во благо.

Святой Василий Великий говорил, что не нужно искать для себя искушений, пока Господь не попустил их, а наоборот нужно молиться, чтобы их избежать
Святой Василий Великий говорил, что не нужно искать для себя искушений, пока Господь не попустил их, а наоборот нужно молиться, чтобы их избежать

Искушения полезны, но одновременно и страшны для людей. Жизнь современного человека полна искушений, это: высокая скорость на дороге, лихачество, самонадеянность и множество других. Православному христианину все их нужно пресечь словами Христа: «не искушай Господа Бога Твоего». К большому сожалению, люди сейчас все чаще погибают от излишней самоуверенности и бахвальства. В них нет страха Божия и это главная причина их гибели. Когда человек станет ценить жизнь как дар Господень, он спасёт и себя и ближнего.

Не искушенный человек, в момент испытания нуждается в духовной и моральной поддержке

Испытывая искушение, человек нуждается в нашей поддержке. Тут очень важно чтобы Церковь, его родные и близкие молитвенно, морально и духовно поддержали его в этом не простом испытании. В этом и состоит двойственная природа искушения. Оно, с одной стороны помогает человеку возрастать духовно, а с другой требует полностью вверить себя Богу и уповать на Его помощь, без которой можно не справиться с испытанием и позволить диаволу восторжествовать на собой.

Поэтому человеку ни в коем случае нельзя искушать судьбу и Бога и специально искать для себя искушений. Василий Великий так писал об этом: «Не должно самому кидаться в искушения прежде времени, до Божия на то попущения, а напротив, надо молиться, чтобы не впасть в них». Еще в VII веке Исаак Сирин говорил: «Молись, чтобы не войти во искушение прежде всего касательно веры твоей». В этом наставлении святой предупреждает, что цель дьявола – поколебать нашу веру. И нам нужно помнить о Божьем присутствии и о том, что все испытания в нашей жизни не случайны. Нельзя относиться к подобным испытаниям с эгоистической позиции: раздражаться, роптать, досадовать. Такие искушенные, впавшие в эгоизм становятся еще более уязвимыми.

В словах молитвы Господней «…и не введи нас во искушение» нет противоречий

Многие, только пришедшие в Церковь, усматривают противоречие в словах «и не введи нас во искушение». Они считают, что эти слова свидетельствуют о том, что искушает Господь. Но Бог использует искушение только для духовного возрастания человека и без Его помощи, человека просто «раздавит» тяжесть  подобного испытания.

Преподобный Иоанн Кассиан об этих словах в молитве «Отче наш» говорит следующее: «Итак, слова молитвы: «не введи нас во искушение» — не то значат, что «не попусти нам когда-либо искуситься», но «не допусти нам быть побежденными в искушении».

Церковь через таинства дает нам помощь в прохождении искушений

Церковь помогает ослабленным искушениями верующим получить помощь.  Огромная поддержка человеку в такой момент — это таинства. Наставления батюшки, таинства исповеди и Причастие Святых Христовы Тайн помогает человеку укрепиться и противостоять искушению.

Через таинства сам Господь невидимо укрепляет верующего, а через Святое Причастие освящается подвиг такого верного, чтоб он не страдал. Так Церковь помогает человеку стать истинным воином Христовым.

Через Святое Причастие сам Господь невидимо помогает укрепиться верующему и пртивостоять искушению
Через Святое Причастие сам Господь невидимо помогает укрепиться верующему и противостоять искушению

При грамотном взгляде на посылаемые искушения мы сможем победить их

  1. Нам нужно преодолеть маловерие и отчаяние. И перестать надеяться на себя.
  2. Новые искушения, которые неминуемо настигнут нас после прохождения первых — это нерадивость, самооправдание и теплохладность. Необходимо не казаться, но стать настоящим христианином.
  3. Нам кажется, что мы благополучно сражаемся со своими греховными страстями. Но, размышляя так, подвергаем себя еще одному искушению диавола, мощному и лукавому — испытанию гордостью.
  4. Идя по пути самосовершенствования, всякому надлежит страшиться тщеславия. Если мы подумаем о себе, что добрались уже до каких-либо духовных вершин, сделались более праведными, то тем самым подвергаем себя очередному падению.

Мы находимся только в начале пути ко спасению, но должны знать куда нужно двигаться и что делать. Для этого с осторожностью, без фанатизма и самосожаления, шаг за шагом следовать по дороге духовного восхождения, чтобы в итоге достичь единения с нашим Творцом.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *