Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Где находится рай: на земле, на небе или где-то ещё?

13.10.2019
4 420

Как вы думаете, где находится рай? Скорее всего, вы представите себе некое место на небе. Вокруг парят ангелы, архитектура плавно перетекает в облака, золотые врата, а перед ними звенит ключами апостол Пётр. Д, такой образ рая популярен в нашей культуре. Но насколько он основан на Священном Писании?

В книге Бытия рай — это место на земле, на которое указывают четыре реки

Не будем сейчас копаться в представлениях разных религий. Оставим это напоследок. Первым же делом обратимся к Библии. Что она сообщает нам о рае?

Первое, что мы можем сказать, это то, что рай — место на земле, а не на небе. Приведём главный стих, который на это указывает:

«И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель [ Тигр ]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».

(Быт. 2:8-17)

Кажется, что конкретно указано, где рай на земле. Столько сведений! Открывай карту, находи на ней рай. Но нет. В книге Бытия почти нет сведений, которые бы на что-то указывали современному человеку. Но, пойдём по порядку. Что мы узнаём из этого стиха?

Адам и Ева в райском саду на картине Лукаса Кранаха Старшего
Адам и Ева в райском саду на картине Лукаса Кранаха Старшего. Фото: artchive.ru
  • Рай — это сад, где жили первые люди;
  • эдем — некая территория, которая крупнее рая;
  • четыре реки как бы обозначают территорию рая, но лишь на первый взгляд. Из них удаётся отождествить лишь одну — Евфрат.

Разные комментаторы и исследователи старались узнать, что за реки подразумеваются под остальными названиями. Но возникало немало сложностей. Так о них пишет Лео Таксиль, автор атеистической работы «Забавная Библия»:

 «Все комментаторы согласно признают, что Фисон есть река Фаз, впоследствии названная Араксом. Это река в Армении, имеющая свои истоки в одном из самых недоступных ущелий Кавказа.

Допустим, что в этих местах и встречаются золото и оникс, но уже никто не знает, что такое «бдолах».

С другой стороны, не может быть никакой ошибки насчет рек Тигра и Евфрата. Ясно, что книга Бытие относит местонахождение земного рая к области между Арменией и Ираком (Месопотамия).

Хотя истоки Аракса, Тигра и Евфрата и расположены сравнительно недалеко один от другого, однако все эти реки имеют каждая свой собственный источник.

Аракс — наибольший приток реки Куры — берет свое начало у Бингель-Дага (в Турции) и течет к Каспийскому морю.

Что касается Тигра и Евфрата, то они не только не имеют общих истоков, но, напротив того, сливаются, впадая в Персидский залив».

Лео Таксиль
французский публицист

Из-за подобных сложностей называют разные реки: Ганг, Нил, Тигр и пр. Соответственно, Эдем мог находиться как в Месопотамии, так и простираться через Азию до самой Индии.

Реки из Библии ни с чем не отождествить, и найти, где был, райский сад не удаётся.

В любом случае этот библейский рай — территория обширная. В неё входили бы горы, обрывы и прочие не самые благоприятные зоны для насаждения сада. Это наталкивает людей на мысли, что Эдем мог бы находиться на затонувшем участке суше, который нам сегодня неизвестен.

В общем, теорий десятки. Если бы существовала хоть одна бесспорная, можно было бы её привести. Хотя Эдем — не синоним рая, но всё же обнаружение этой местности могло бы подсказать, где был рай на земле.

Рай мог находиться не на земле

Ветхий Завет почти не описывает рай и ад. Он бегло проходится по вехам истории нашей планеты и устройстве загробной жизни. Но нам помогают параллели, которые мы обнаруживаем между Библией и мифами некоторых народов.

Есть мнение, что рассказ об Адаме и Еве — это повествование не о людях, а о существах, которые им предшествовали.

Существуют мифы, очень похожие на сюжет грехопадения.

Но события в них происходят не на земле, а в духовном мире. Могли ли Адам и Ева не быть людьми? На самом деле, Библия довольно гибка для разных толкований.

Вопрос для православия в большей степени будет упираться в силу Предания, которое не особенно приветствует такие трактовки. Но если хотя бы на время позволить себе некоторые фантазии, то легко припомнить следующий стих:

«И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их».

(Быт 3.12)

Если бы дело происходило на земле, то чьей была бы эта шкура? Бог не поощрял убийства. В раю, как мы читаем, не было хищников. Стал бы он сам преступать Свой закон ради обычной одежды? Впрочем, трактовок, как всегда, много:

  • Богу не надо никого убивать, ведь Он может создать кожу из ничего;
  • это могло быть просто умершее своей смертью животное;
  • кожа могла принадлежать змею (во-первых, змея её сама сбрасывает, а во-вторых, раньше змей не ползал, значит, его лишили конечностей).

Но высказывают также и мнение, что «кожаные одежды» — это образ материального тела. То есть Бог не просто выгоняет Адама и Еву за ограду сада. Перед читателем космологическая история о падении высших существ до уровня материи.

В райском саду Адам и Ева были наги, как на этом диптихе работы Альбрехта Дюрера. Но если понять наготу, как символ бестелесности, то рай мог оказаться уже местом в духовном, а не земном мире
В райском саду Адам и Ева были наги, как на этом диптихе работы Альбрехта Дюрера. Но если понять наготу, как символ бестелесности, то рай мог оказаться уже местом в духовном, а не земном мире. Фото: upload.wikimedia.org

Подобные истории очень гармонично вписываются в каббалу или гностицизм. В рамках классического христианства эти идеи не особо приветствуются. Однако данный стих можно рассмотреть, как косвенное указание на то, что рай был не на земле, а где-то в духовном мире.

Образ сада характерен для мифов аравийских религий о начале мира. Вполне возможно, что его не нужно понимать буквально. Мы же не думаем, что Бог собственноручно насадил сад, как рассказывает книга Бытия.

Рай в христианстве образно перекликается с садом Эдема, но это разные места

Христианская мысль принесла нам новый образ рая — Царство Небесное. И здесь нам нужно усвоить две противоположные, но не исключающие друг друга мысли.

Рай христиан не имеет ничего общего с раем-садом из Бытия. Рай Ветхого Завета — это сад (если только мы не верим в «духовную» версию). Этот рай вполне может иметь исторический прототип. Быть может, археологи будущего даже укажут на то место, где находился рай на земле.

Христианский рай — это место, которое однозначно находится за пределами земли. Это новое состояние души. В него попадают души праведников, которые закончили земное существование в гармонии с Богом.

Рай на картине Коррадо Джаквинто. Его часто изображают местом среди облаков, что связано с буквальным пониманием выражения «Царство Небесное»

Рай — там, где есть Спаситель, а не где-то конкретно. Культуры всех миров указывают на небо и называют рай «Царство Небесное». Почему это так? Действительно ли рай на небе?

Некоторые богословы понимают это действительно буквально. Но полезно учесть ряд факторов:

  • Небо — это древнейший символ божественного. Как ещё точнее изобразить пропасть между собой и Богом? Почти во всех ведущих мировых традициях главный Бог — это неба. Он недосягаем, вездесущ и всех нас видит.

Возможно, именно потому самый популярный способ общения с Всевышним — жертва при помощи огня. Ведь только пламя может подняться к небу.

Потому и «Царство Небесное» — это не описательное, а иносказательное название. Оно составлено так, чтобы быть понятным каждому человеку
  • Духовное не должно существовать в конкретном месте физического пространства. Ясно, что на небе нет ни царей, ни замков, ни чего бы то ни было ещё. Это понимали даже доисторические предки. Символ на то и символ, чтобы изобразить доступными средствами вещи, которые никак иначе не запечатлеть.

А где же тогда существует Царство Небесное? Можно ответить вопросом на вопрос: а где существует красный цвет? Цвет — это физическая категория, но мы не способны указать её конкретное местоположение. Сегодня забор красный, завтра покрасили, и он зелёный.

Мы изображаем рай земными образами, но он явно — нечто совсем другое.

Очевидно, что духовный мир — понятие, которое вообще не укладывается в рамки наших человеческих представлений.

Поэтому не будем примитивнее своих предков и поймём, что рай — это нечто, невыразимое через понятия привычной для нас реальности. Рай христиан символически связан с садом из книги Бытия. Рай — это не сад, не город, не другая планета. Но почему для него взяли то же самое название, что и для сада — «рай»?

А всё дело в том, что мы не должны принижать значение Ветхого Завета для христиан. Эти образы живы по сей день и тесно связаны с Новозаветной историей. Первый грех совершает Адам, а Иисус Христос его искупает. Адам выводит людей из рая, открывает им путь в ад, а Спаситель — выводит людей из ада и открывает им путь в рай.

Сад — это символ изначального единения с Богом, это состояние, а не место.

При этом мы прекрасно понимаем, что Мессия — это никакой не второй Адам. Напротив, Сын Божий — это куда более полное и самостоятельное существо.

Но символически да, Христос для христиан — это новый отец, родоначальник духовной истории человечества в христианской традиции.

Зато мы знаем, где находится путь в рай, — он в душе каждого человека

Соответственно, путь христианина — это образное возвращение в Эдем. Но именно образное! Никто нас не будет селить в том же саду, где ели запретный плод Адам и Ева. Мы не сможем обозначить Царство Небесное на карте, даже если она будет астрономической.

Рай есть во многих религиях, под ним понимают разные места, но всегда приятные для человека

Мы часто используем свою терминологию для других религиозных традиций. Это нас путает. Рая такого, как у христиан, мы не увидим.

Мусульмане, например, убеждены, что действительно попадут в сад. Его описание очень много заимствует из Ветхого Завета, хотя привносит немало своих деталей. Если посмотреть на это описание непредвзято, то рай здесь рассмотрен, как место для телесных услаждений. Хотя есть мысль о том, что высшее удовольствие там — лицезрение Аллаха.

Древние скандинавы и вовсе были убеждены, что после смерти их ждёт шумный пир в компании высшего божества Одина. Чтобы туда попасть, требовалось умереть в бою.

Вальхалла — место наслаждения пиром для доблестных воинов. Аналог рая у древних скандинавов. Во главе стола — бог Один
Вальхалла — место наслаждения пиром для доблестных воинов. Аналог рая у древних скандинавов. Во главе стола — бог Один. Фото: militaryarms.ru

Греки верили, что избранных ждут Елисейские поля — место без горя.

Буддисты убеждены, что жизнь — это источник страданий. Потому высшее наслаждение — это очищение от привязанностей и желаний. Степень этого очищения может отличаться в разных традициях, вплоть, до полного не существования. Это своего рода тоже рай — Нирвана.

Индуисты многих школ сходятся на том, что рай — это общее название для множества миров лучше нашего. Попасть туда можно за заслуги. Но существование там не будет вечным. Собственно, наш мир — ад по отношению к райским.

При этом ни одна традиция не указывает конкретного места рая, показывая, что он — вне нашего мира.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *