Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Чистилище: 1 из 3 пристанищ душ или нет?

У католиков, как известно, широко известен догмат о чистилище. Даже в сказках средневековых авторов можно встретить сюжеты, где герои попадают в загробный мир и пытаются попасть поочерёдно в рай, чистилище и ад. Однако в православии подобная идея отсутствует. Но почему? Неужели у нас какие-то незавершённые представления о том свете?

О чистилище не говорится в Библии, это средневековый догмат

Сразу же начнём с главного — не стоит полагать, что почти все течения христианства ущербны из-за того, что в них нет идеи чистилища. Больше и подробнее — вовсе не значит правильнее. Религии нет нужды в подробной биографии Иисуса Христа или двадцатитомном труде об иерархии ангелов. Все эти аспекты усложняют учение, но отводят от его сути.

Фреска с изображением чистилища
Фреска с изображением чистилища

Если посмотреть непредвзято, то становится ясно, что Библия формирует вполне достаточное представление о посмертной участи души без идеи чистилища. Всё слаженно работает, без сложностей. Так зачем нужно дополнительное пристанище для умерших, если оно не уточняет, а искажает информацию из Священного Писания?

XIII—XV век
время, когда возник догмат о чистилище

Догмат о чистилище формировался в католицизме в интервале XIII—XV веков. Как видим, это довольно новая идея. Разумеется, христианство знает и более поздние нововведения, но всё же с проповедью Иисуса Христа такие представления разделяет более тысячелетия.

Ад, рай и чистилище в католицизме — это места, а в православии — стояния души

Возможно, эта идея кому-то из читателей покажется невероятной, но в православии нет представления о том, что ад, рай и чистилище — это какое-то конкретное место. Мы привыкли отождествлять рай с Эдемским садом, а ад — с фантазиями Данте на античную тематику. И такие образы действительно приемлемы для некоторых христианских традиций, но православное учение потому и не рассказывает о том, как выглядит ад или рай, потому что считает их состоянием.

Рассказывает архимандрит Тихон (Шевкунов):

Тихон Шевкунов
Архимандрит

«Для православного человека рай, Царство Небесное — это таинственное единение человека с Богом, когда христианин становится наследником Небесного Царства и усыновляется Богом через веру в Иисуса Христа, что является высшей и конечной целью человеческого бытия. Именно ради этого — обожения человека — и воплотился, претерпел страдания и воскрес Господь наш Иисус Христос. Напротив ад — катастрофическое состояние полного отторжения человеческой души от Бога.

В католицизме особый упор в определении понятий рая и ада делается не на состояние души, а, скорее, на некое конкретное место, в которое попадает человек, после похожего на юридический процесс определения его посмертной судьбы. Иногда это место покупалось (индульгенции).

Такие представления, конечно, далеки от святоотеческого православного учения о посмертной участи человека. Догмат о чистилище принят у католиков на Флорентийском соборе в 1439, т.е. почти через 400 лет после отпадения Римской церкви от Вселенской, и не разделяется Православной Церковью как неоправданное, малообоснованное новшество».

Таким образом, православие не только отвергает идею чистилища, но и на рай и ад смотрит далеко не так же, как западная культура. Демоны с трезубцами — это, конечно, зрелищно, но, если углубиться, даже демонов, как таковых, в Священном Писании вовсе и нет.

Это общеправославное мнение. Но в то же время есть некоторые вопросы. Например, если загробный мир — не конкретное место, а состояние, то куда спускался Иисус Христос и различные святые? На сей счёт есть немало толкований. Главный аргумент всё же остаётся в том, что Библия не описывает ад и рай, как конкретное место. В Писании вообще не сказано, что душа может находиться в каком-либо пространстве.

Но мы сейчас не об аде, а о чистилище.

Лодовико Карраччи «Ангел освобождает души в чистилище»
Лодовико Карраччи «Ангел освобождает души в чистилище»

Чистилище не признают также протестанты

Протестанты тоже не верят в чистилище. Пусть они — не единая христианская традиция, а совокупность подчас разных течений, всё же для них характерно неприятие подобной идеи.

Как мы знаем, для протестантов есть только один главный авторитет — Библия. Поэтому ещё основатели этого движения поставили перед собой вопрос, подтверждает ли Священное Писание существования чистилища? Следующие стихи показали, что нет:

(Евр. 9:27)

«И как человекам положено однажды умереть, а потом суд»

(Ин. 5:24)

«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь»

Пусть так. С христианскими конфессиями мы разобрались, а теперь настала пора всё же полюбопытствовать, какое оно — чистилище.

Католики взяли идею чистилища у иудеев

Корни католического предоставления о чистилище нужно искать в талмудической традиции. Иудеи писали о месте шеол, которое мы называем двумя словами:

  1. Ад.
  2. Преисподняя.

Но технически это было именно чистилище. Оно занимает место в физическом мире и имеет три входа:

  1. Возле Иерусалима.
  2. На морском дне.
  3. В пустыне.

Как многие, наверняка, слышали, чистилище — это место, где муки не длятся вечно (в христианском аду, к слову, — тоже в отличие от геенны огненной). Согласно талмудической литературе, в шеоле души не пребывают дольше года. За этот срок происходит очищение.

Также бытует мнение, что иудеи не попадают в шеол.

Это, конечно же, не сказано прямо в Ветхом Завете, но является частью одного из вариантов его толкования и еврейского предания.

Нам это интересно в том смысле, что именно отсюда ноги растут у католического представления о чистилище.

Католики рассматривают идею посмертного прощения грехов как доказательство реальности чистилища

Хотя католики считают, что чистилище — это некое место, где душа может пройти очищение от грехов, с этой точкой зрения согласны не все. Папа Римский Бенедикт XVI рассматривал чистилище как процесс:

«Чистилище — это как очищение огнем внутреннего человека, болезненный опыт сокрушения своих грехах. Душа, поврежденная грехом, не может предстать пред Богом».

Также понтифик отверг авторитет труда «Трактат о чистилище» (не издан на русском) святой Екатерины Генуэзской, который имел вес в католических кругах.

Католическая святая Екатерина Генуэзская, которая написала «Трактат о чистилище»
Католическая святая Екатерина Генуэзская, которая написала «Трактат о чистилище»

Как бы то ни было, католики сходятся в том, что чистилище может быть уготовано только крещённому грешнику. Обычно это человек, который близок к высокому уровню благочестия, но имеет некоторые незначительные грехи, из-за которых его не пускают в рай.

Бенедикт XVI считал, что чистилище — не место, а процесс.

Было бы несправедливо отправлять этого несчастного в один котёл к убийцам и диктаторами. Но и добродетельные обитатели рая не заслуживают соседства грешной души.

Конечно, все мы грешны, но обычно правоверному католику грехи должны отпустить ещё при жизни. А если всё же не успели? Тогда за дело берутся потусторонние инстанции — то самое чистилище.

Здесь душе придётся пострадать за совершённые грехи, чтобы очистить себя и войти в этом светлом состоянии в заслуженный рай. Католический катехизис сообщает:

«Те, кто умирает в благодати и дружбе Божией, но не совершенно очищенными, хотя им и обеспечено вечное спасение, после смерти претерпевают очищение, чтобы обрести святость, необходимую для вступления в радость небесную. Церковь называет чистилищем это конечное очищение избранных, совершенно иное, нежели наказание проклятых».

И всё это сказано тоже не на пустом основании. У католиков есть собственный фундамент из Священного Писания:

(2 Мак. 12:43–45)

 «Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха»

Разумеется, в этой цитате нет ничего про место, про состояние или про процесс, в коем бы очищалась душа. Но именно этот отрывок даёт католикам возможность обосновать идею чистилища спекуляциями.

Разумеется, это не единственный довод в пользу реальности чистилища, но один из основных. Раз грехи души ещё можно искупить, значит она не находится ни в одной из конечных «стадий» — в раю или аду. А стало быть, есть некое третье место. Иначе бы молитвы просто не подействовали.

Чистилище, возможно, выглядит как пламя

В словах апостола Павла католики видят описание чистилища:

(1 Кор. 3:13–15)

«Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня»

При этом чистилище — это не настоящий, уничтожающий огонь, ведь оно — не кара, а акт милосердия. Это добрый жест Всевышнего в сторону грешного человечества.

Хотя все люди в той или иной степени грешны, через очищение должны пройти лишь не из них, кто не прошёл очищение на земле.

Кстати, есть представление, что сама земля — и есть чистилище, просто люди этого не осознают. Это не догматическая идея, но не упомянуть о ней нельзя.

Бог упразднит чистилище, когда начнётся Страшный суд.

Помимо чистилища есть ещё лимб — место пристанища душ язычников

Некрещёные младенцы и язычники лишены возможности войти в рай или чистилище. Для них есть единственное возможное место — лимб, если человек праведник. Ну а грешному язычнику уготовано место в аду.

Лимб — это не чистилище, в нём души просто ждут Страшного суда.

В лимбе никто не очищается. Это просто зал ожидания Страшного суда.

 

Доменико Беккафуми «Иисус в лимбе» (1530–1535)
Доменико Беккафуми «Иисус в лимбе» (1530–1535)

Признаваемый православием отец Церкви Григорий Богослов писал о лимбе:

Григорий Богослов
Отец церкви

«Иные не имеют возможности даже и принять дара [крещения] или по малолетству, или по какому-то совершенно независящему от них стечению обстоятельств… [Они] не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны; потому что, хотя и незапечатлены, однако же и не худы и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести; равно не всякий, не достойный чести, достоин уже наказания».

В 2007 году Ватикан отверг идею лимба, посчитав её несправедливой. Сегодня христиане не признают существования отдельного загробного места или состояния для язычников и некрещёных.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *