Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Апостол Матфей — один из 12 учеников Иисуса

07.08.2019
4 321

Кто из нас не мечтает, что что-то останется после него для потомков? Уйти и не оставить после себя ничего — не самая приятная перспектива. Некоторым действительно удаётся совершить нечто выдающееся. А есть редкая категория людей, которые, сделав что-то важное для человечества, остаются в тени.

Один из них — святой апостол Матфей. Мы знаем, что его именем названо одно из канонических Евангелий. Почти больше ничего об этом человеке нам не известно. Да и он ли писал это Евангелие? Возможно, что нет.

О житии апостола Матфея мы знаем, что он был мытарем и последовал за Иисусом

Житие апостола Матфея нам известно лишь по паре стихов из Библии:

«Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним».

(Мф. 9:9)

«Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его».

(Мф. 10:2–4)
Икона апостола Матфея. В его руках — Евангелие. Книга — это образ. В действительности в его времена пользовались свитками
Икона апостола Матфея. В его руках — Евангелие. Книга — это образ. В действительности в его времена пользовались свитками. Фото: azbyka.ru

Мытарь Матфей — это и есть тот самый апостол. В разных местах его также называют Левий Матфей и Левий Алфеев. Например, здесь:

«После сего [Иисус] вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними».

(Лк. 5:27-29)

Здесь следует отметить два факта:

  1. Мытарь — это сборщик податей, то есть нечто вроде налогового инспектора.
  2. Алфеев — указывает на то, что Иаков может быть его братом.

Итак, Матфей был сборщиком податей и стал одним из двенадцати учеников, апостолов. Ещё мы знаем, что Иаков Алфеев, возможно, его брат. Это всё, что сообщает Библия о Матфее. А Евангелие от Иоанна вообще не упоминает его.

Матфея, как евангелиста, изображают на парусах храма
Матфея, как евангелиста, изображают на парусах храма. Фото: icon.spbda.ru

Помимо Матфея есть ещё Матфий — апостол, избранный вместо Иуды Искариота. Это другой человек.

По преданию, евангелист Матфей проповедовал то ли в Анатолии, то ли в Эфиопии. Епископ Платон назван его учеником, но всё это противоречивая и ненадёжная информация. Около 60-го года Матфея убили.

Апостолу Матфею приписывают авторство одного канонического и двух апокрифических Евангелий

Священное Писание ничего не говорит о том, что Матфей был автором одного из Евангелий. Эта история возникла на основе следующих поздних свидетельств:

Во II веке Ириней Лионский написал:

«Матфей издал у евреев на их собственном языке писание Евангелия в то время, как Пётр и Павел в Риме благовествовали и основали Церковь».

Ириней Лионский
епископ, богослов

В IV Евсевий Кесарийский добавил:

«Матфей первоначально проповедовал евреям; собравшись же и к другим народам, вручил им своё Евангелие, написанное на родном языке. Отзываемый от них, он оставил им взамен себя своё Писание».

Евсевий Кесарийский
Римский историк
По преданию, Матфей написал Евангелие для евреев. Этот ли текст в Библии — неизвестно.

Этого явно недостаточно, чтобы поставить знак «равно» между современным каноническим Евангелием и текстом, который мог написать Матфей. «Евангелие от Матфея» — анонимный текст.

То, что он приписан именно этому апостолу, — традиция. Основана она, прежде всего, на том, что по тексту явно видно, что изначально писал его еврей, для евреев и на древнееврейском языке.

Папирус с текстом Евангелия от Матфея. Это не подлинник. Оригинальный текст до нас не дошёл
Папирус с текстом Евангелия от Матфея. Это не подлинник. Оригинальный текст до нас не дошёл. Фото: upload.wikimedia.org

Евангелие от Матфея написано раньше, чем тексты от Луки и от Иоанна (примерно 41–55 или 70–80 годы). А вот Евангелие от Марка и гипотетический «Источник Q» послужили источниками для написания Евангелия от Матфея.

Глубокий анализ показал, что автор опирался минимум на эти две ранние рукописи, чтобы создать свою.

Вклад Евангелия от Марка и источника Q в тексты «Матфея» и «Луки»
Вклад Евангелия от Марка и источника Q в тексты «Матфея» и «Луки». Фото: upload.wikimedia.org

Есть и вторая, непопулярная точка зрения. Её придерживается известный исследователь гностической литературы Дмитрий Алексеев. Он и его единомышленники считают, что изначальных Евангелия было только два: От Иоанна и Протоевангелие Маркиона.

Оба текста созданы во II веке на основе тех документов, что записаны по «горячим следам» во времена Иисуса.

Затем Евангелие Маркиона подвергли трём разным редакциям, из-за чего появились версии Марка, Матфея и Луки. Сторонники этой версии находятся в меньшинстве.

Также Матфею приписывают два апокрифических текста.

В апокрифеском Евангелии Псевдо-Матфея много чудес, но мало духовного.

Евангелие Псевдо-Матфея. Написан поздно, около IV. Рассказывает о детстве Иисуса Христа. Текст широко известен. Отличает его огромное количество чудес, в которых нет ничего назидательного. Получатся фантастический рассказ о детстве Иисуса Христа.

Евангелие Матфея Искреннего. Вероятно, современная мистификация. Её создатель плохо разбирается в Евангельских текстах и допускает много ошибок.

На иконе евангелиста Матфея сопровождает ангел

На православных иконах евангелист Матфей обычно держит свою рукопись. Исторически правдоподобно изображать его со свитком — именно так должно было выглядеть оригинальное Евангелие. Но иконография допускает некоторые вольности: Матфея часто изображают с книгой, хотя переплёта его современники не знали.

Матфей иногда стоит, но чаще располагается за столом в задумчивой позе. Он перечитывает написанное, либо пишет Евангелие. Иногда он прислушивается к Божественному голосу.

На иконах апостола Матфея сопровождает его символ — ангел. Он как бы вдохновляет апостола писать Евангелие
На иконах апостола Матфея сопровождает его символ — ангел. Он как бы вдохновляет апостола писать Евангелие. Фото: azbyka.ru

Подразумевается, что Матфей пишет не сам, а наносит на бумагу Божественное откровение, которое пропускает через себя. В православных церквях Евангелиста изображают на парусах храма. Часто на иконах два персонажа: сам святой Матфей и ангел.

Божий вестник здесь — не только источник Евангелия, но и отсылка к ветхозаветному образу:

«облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырёх сторонах их;

<…> Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их.

<…> на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. <…> А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырёх вокруг полны были глаз»

(Иез. 1:5–18)

Православная традиция уверена, что в этом пророчестве Иезекииль предрекает пришествие четырёх Евангелистов.

Четыре лица — это они. Человеческое соответствует Матфею, а потому рядом с ним и изображают человекоподобного ангела. А вот рядом с апостолом Марком изображают льва.

Четырёхклылые существа с разными головами символизируют разных апостолов. Но в то же время это ангельский чин херувимы. Справа вверху — Матфей
Четырёхклылые существа с разными головами символизируют разных апостолов. Но в то же время это ангельский чин херувимы. Справа вверху — Матфей. Фото: oopnm.ru

Само существо из видения получило название «Татраморф», то есть четырёхформенный.

Но в то же время христианское богословие читает, что Иезекииль видел разные чины ангелов. Колёся с глазами — это престолы, а четырёкрылые существа — это херувимы.

Обе версии существуют автономно друг от друга.

Левий Матвей из «Мастера и Маргариты» — художественный образ

В известнейшем романе М.А.Булгакова фигурирует персонаж с именем Левий Матвей. Те, кто по каким-то причинам не читал книгу, могут его знать в исполнении Льва Дурова и Семёна Стругачёва в двух русских экранизациях.

Этот герой — сборщик податей и везде сопровождает Иешуа Га-Ноцри, булгаковского Иисуса Христа. Он тоже делает записи, но на этом сходство кончается.

Левий Матвей в исполнении Льва Дурова, «Мастер и Маргарита» 1994 г.
Левий Матвей в исполнении Льва Дурова, «Мастер и Маргарита» 1994 г. Фото: s16.stc.all.kpcdn.net

Левий Матвей — это человек, который мнит себя учеником великого проповедника, но по факту таковым не является.

Он далеко не каноничный апостол и даже имя книжного героя пишется иначе: «Матвей», а не «Матфей». Это художественный образ, в чём-то собирательный, в чём-то додуманный.

Источники по-разному описывают мученичество и смерть святого апостола Матфея

Священное Писание ничего не рассказывает о том, как и когда умер Матфей. Есть несколько преданий:

  1. Убит в Эфиопии примерно в 60 году, смерти предшествовало мученичество святого Матфея.
  2. Казнён в Иераполисе (Турция).
60 
возможно, год смерти апостола Матфея

О месте нахождения мощей тоже нет единой версии:

  1. В затопленном монастыре на озере Иссык-Куль. Впрочем, даже сам монастырь не найден. К тому же здешние места богаты на легенды. Рассказывают, будто где-то здесь в придачу сокрыта могила Чингисхана.
  2. В кафедральном соборе святого Матфея города Салерно. В большинстве своём христианский мир признает именно эту версию. В конце концов, эти мощи имеются, и каждый имеет к ним доступ.

День памяти апостола Матфея — 29 ноября.

Кафедральный собор города Салерно, где, как считается, покоятся мощи святого Матфея
Кафедральный собор города Салерно, где, как считается, покоятся мощи святого Матфея. Фото: ortodossia.org

Евангелисту Матфею молятся об укреплении в вере и помощи в проповеди

Обычно то, о чём молятся святым, зависит от того, чем они занимались при жизни. Был воином — о защите, был врачом — о здоровье.

Биография евангелиста Матфея — белое пятно в истории христианства. Нам не на что опереться для того, чтобы понять, что просить у этого святого.

Поэтому есть два варианта:

  1. Отталкиваться от кратких сведений из Библии.

Матфей был проповедником, значит вопросы укрепления веры и миссионерской деятельности ему близки. Обращаться с этими делами к святому разумно. Также можно опереться на тот факт, что он был мытарем.

Тогда допустимо просить его о помощи в финансовых делах. Но тут важно не переусердствовать, ибо духовная сфера не для того существует, чтобы снабжать материальную.

2. Просить о чём душа хочет.

Нет большой разницы, о чём молиться любому святому. В любом случае отвечает на молитвы не сам он, а Бог. Святой — лишь посредник, тот, кто может присоединиться к нашей усердной молитве.

Если образ Матфея симпатичен верующему, то через него можно попросить Господа о чём угодно без оглядки на то, «компетенция» это данного святого или нет.

Апостол Матфей за работой на над Евангелием на картине Караваджо
Апостол Матфей за работой на над Евангелием на картине Караваджо. Фото: iamsonja.files.wordpress.com

Наиболее популярные молитвы апостолу Матфею.

Тропарь, глас 3:

Усердно от мытницы к звавшему Владьще Христу, явльшуся на земли человеком за благость, Тому последовав, апостол избранный явился еси и благовестник Евангелия вселенней велегласен.

Сего ради чтим честную память твою, Матфее Богоглаголиве, моли милостиваго Бога, да грехов оставление подаст душам нашим.

 Кондак, глас 4:

Мытарства иго отверг, правды игу притяглся еси и явился еси купец всеизряднейший, богатство принес, тоже с высоты премудрость. Отонудуже проповедал еси Истины слово и унылых подвигл еси души, написав час судный.

Молитва апостолу Матфею:

О, преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя.

Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.

О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся й конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших,

и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Часто верующие ищут акафист апостолу Матфею, но, видимо, подразумевают другую молитву — канон апостолу Матфею.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *