Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Симеон Новый Богослов

20.04.2019
2 426

Однажды на должность игумена монастыря святого Маманта избрали монаха Симеона в возрасте 31 год. Он получил монастырь в запущенном состоянии, но через 15 лет сумел восстановить его. Противники игумена однажды на проповеди в храме устроили возмущение.

При этом Божья Благодать, пребывавшая с ним, позволила святому остановить бунтовщиком одним взглядом. Кроме чудес игумен прославился большой ученостью, за что получил прозвище Симеон Новый Богослов.

Святой Симеон Новый Богослов — монах, богослов, поэт

Симеон Новый Богослов — это монах, богослов, сочинитель поэтических духовных стихов под названием «Гимны». Он один из самых ярких представителей традиции исихазма, то есть христианского мистического мировоззрения, древней духовной практики, которая составляет основу православного аскетизма.

За свою мудрость получил имя Новый Богослов наряду с двумя другими великими богословами христианской Церкви ― Иоанном Богословом и Григорием Богословам. Почитается Православной церковью в лике преподобного.

Преподобный Симеон Новый Богослов. Икона. Преподобный  Симеон Новый Богослов ― это монах, богослов, сочинитель поэтических духовных стихов
Преподобный Симеон Новый Богослов. Икона. Преподобный  Симеон Новый Богослов ― это монах, богослов, сочинитель поэтических духовных стихов

Родился святой Симеон в 946 году в состоятельной семье провинциальных дворян в городе Галатея, Пафлогия (Малая Азия). Его родители хотели дать ему хорошее образование и в одиннадцатилетнем возрасте отправили учиться в Константинополь.

Отец преподобного хотел отправить его, по окончании обучения, на государственную императорскую службу.

946
в этом году родился Святой Симеон Новый Богослов

Несмотря на желание отца Симеон вовсе не хотел стать блестящим придворным. Он с детских лет стремился служить Богу. Исполняя своё желание в возрасте 25 лет, он, не получив и среднего образования он бежал из дома.

Побег он совершил вместе с пожилым монахом из Студийской обители. Его звали также Симеоном.

Преподобный Симеон Новый Богослов, греческая икона. Считается, что святой Симеон вначале охладел к монашеской жизни, после того, как он увидел в видении Божественный свет
Преподобный Симеон Новый Богослов, греческая икона. Считается, что святой Симеон вначале охладел к монашеской жизни, после того, как он увидел в видении Божественный свет

Святого посетило видение во время ночного моления. Считается, что ему явился Божественный свет. После этого явления Симеон он охладел и решил вернуться к мирской жизни. Несколько лет он жил так, избегая по молитвам старца греховных поступков и дел.

При этом он всё время думал о том, как отойти от мира, несмотря на своё духовное охлаждение.

Житие преподобного Симеона говорит о том, что он непрестанно молился Иисусовой молитвой и почитал Симеона Благоговейного

В житие преподобного Симеона говорит о том, что при содействии Божьем Симеон Новый Богослов принял решение отречься от суетной жизни в миру и поступить в Студинский монастырь.

В обители он встретил своего духовного отца Симеона Благоговейного, под руководством которого готовился стать монахом. Святой ревностно исполнял любые желания наставника, так как искренне уважал его.

Святые Симеон Новый Богослов и Симеон Благоговейный. Симеон Новый Богослов отличался особой привязанностью к своему духовному отцу Симеону Благоговейному
Святые Симеон Новый Богослов и Симеон Благоговейный. Симеон Новый Богослов отличался особой привязанностью к своему духовному отцу Симеону Благоговейному

В студийской обители святой Симеон прославился таким духовным подвигом, как непрестанное чтение Иисусовой молитвы в ее кратком виде: «Господи, помилуй!» При этом он всегда искал уединения для достижения молитвенной сосредоточенности.

Даже на литургии он стоял отдельно от братии. Для того чтобы привыкнуть в памятований о смерти, часто оставался на кладбище, ночевал в церкви.

В Студийском монастыре преподобный Симеон прославился непрестанным чтением Иисусовой молитвы.

В результате таких усилий он смог достигнуть особого состоянии восхищения. В это время Дух Святой сходил на него и закрывал от глаз всех окружающих. Особенно состояние его просветлённости обнаруживалось тогда, когда он служил литургию.

Студийский монастырь. Константинополь (XIX в.). Святой Симеон в Студийском монастыре игуменом, но покинул его из-за неудовольствия теми строгими порядками, которыми он установил в нём
Студийский монастырь. Константинополь (XIX в.). Святой Симеон в Студийском монастыре игуменом, но покинул его из-за неудовольствия теми строгими порядками, которыми он установил в нём

К сожалению, монахи монастыря плохо отнесли к привязанности святого Симеона к его духовному отцу. Они говорили о том, что такая чрезмерная привязанность к духовному отцу противоречит уставу монастыря. Святой же в ответ на это решил покинуть обитель, не желая ослаблять послушания и считая, что духовного отца ему даровал Бог.

Монашеский постриг и сан игумена преподобный Симеон Новый Богослов принял в монастыре святого Маманта

Преподобный Симеон стал жить в небольшом монастыре святого Маманта, также именуемый Ксерокеркской обителью. При этом он продолжал пребывать в послушании у Симеона Благоговейного. Именно здесь он принял вскоре монашеский постриг.

Монастырь Св. Маманта Морфу, Турецкая Республика Северного Кипра. После Студийской обители преподобный Симеон управлял монастырём святого Маманта
Монастырь Св. Маманта Морфу, Турецкая Республика Северного Кипра. После Студийской обители преподобный Симеон управлял монастырём святого Маманта

Новый богослов и в новой обители отличался ревностной верой и добродетелями. Именно поэтому его вскоре возвели в иереи.

Примерно в 980 году преподобного поставили игуменом монастыря. Кроме того, Константинопольский патриарх Николай II Хрисоверг рукоположил его в сан пресвитера. На тот момент ему исполнилось всего лишь 31 год.

980
в этом году святой Симеон стал игуменом монастыря святого Маманта

Новый игумен принял обитель в плачевном состоянии: большая часть зданий разрушилась, а духовный и нравственный уровень оставшихся немногочисленных монахов восставляла желать лучшего.

Святой Симеон активно принялся возрождать монастырь. Это, со временем, дало свои плоды.

Видеоролик: Симеон Новый Богослов, преподобный. На 5 минуте 27 секунде автор рассказывает о тех трудностях, которые встретился святой Симеоно во время жизни в монастырях.

Необходимо отметить, что преподобный умел сочетать доброту со строгостью и неуклонным соблюдением евангельских заповедей. Так, например, когда его любимый ученик Арсений перебил ворон, которые поклевали размоченный хлеб, игумен заставил его нанизать мертвых птиц на веревку, надеть это «ожерелье» на шею и стоять на дворе.

При этом в это же время в обители находился один римский епископ, который по случайности убил племянника и каялся в этом. К нему святой выказывал к нему доброту и внимание.

Святой Симеон Новый Богослов считается христианским мистиком

Из-за того, что преподобный Симеон Новый Богослов всегда придерживался идей о возможности и необходимости ощущать присутствие Божие даже на ранних ступенях подвижничества, его считают христианским мистиком.

Естественно, что понимание этого термина устное. Веря в то, что Христос подаёт благодать всем тем, кто ищет путь единения с Ним, святой старался передать свой опыт встречи с Ним не только братии, но и максимально широкому кругу людей.

1005
в этом году святой Симеон передал игуменство Арсению после возмущения монахов студийской обители

Игумен приобрёл большую популярность и к нему стали приходить люди из разных мест. При этом он ввёл в обители строгую монашескую дисциплину. После того, как прошло 15 лет с момента появления его в монастыре, часть монахов, недовольных строгими установлениями игумена, устроили возмущение.

Однажды, во время литургии, зачинщики бунта кинулись на игумена. Житие преподобного говорит о том, что обитавшая в нём, как святом, Божья благодать помогла ему удержать и отбросить нечестивцев.

Святой Симеон Новый Богослов. Икона. Во всех монастырях, где преподобный Симеон пребывал в качестве игумена, он ввёл строгий устав
Святой Симеон Новый Богослов. Икона. Во всех монастырях, где преподобный Симеон пребывал в качестве игумена, он ввёл строгий устав

Возмутители спокойствия выбежали из церкви и выломали двери монастыря. После этого они побежали в Патриархию. Рассказав Константинопольскому Патриарху Сисиннию свои жалобы, они стали просить у него поддержки.

Патриарх, вникнув в их суть, повелел изгнать их из монастыря и хотел предать городским властям. Святой Симеон же выпросил для них у него прощение и позже помогал им в мирской жизни. Около 1005 года преподобный Симеон передал игуменство Арсению, а сам поселился при монастыре на покое.

Перед смертью преподобный Симеон Новый Богослов основал новый монастырь

Преподобный Симеон Новый Богослов испытывал чувства сильной привязанности к своему духовному отцу Симеону Благоговейному. Именно поэтому он ежегодно праздновал его память, написал в честь его похвальные слова, песни и каноны, а также его икону.

Патриарх Сергий Манулит одобрил поступок святого, но митрополит Стефан Никомидийский с частью приходских иереев и мирян восстали против такого обычая. Они нашли его противным церковным порядкам, а также соблазнительным.

Резиденция константинопольских патриархов в Константинополе (Стамбул). Гравюра. 1737 года. В 1009 году Константинопольский Патриарх Сергий Манулит решил удалить преподобного Симеона Нового Богослова из Константинополя
Резиденция константинопольских патриархов в Константинополе (Стамбул). Гравюра. 1737 года. В 1009 году Константинопольский Патриарх Сергий Манулит решил удалить преподобного Симеона Нового Богослова из Константинополя

Для того чтобы успокоить умы братии и удовлетворить Стефана Патриарх вместе с Синодом приняли решение удалить Симеона из Константинополя. Произошло это до начала 1009 года.

Святой удалился на берега Бософора, в местность, которая принадлежала его ученику и почитателю, патрицию по происхождению Христофору Фагуру. Здесь Патриарх передал в управление святому Симеону молитвенный дом святой Марии, на базе которого он позже создал обитель святой Марии.

Преподобный Симеон Новый Богослов прожил в монастыре святой Марии 13 лет. Здесь он написал большую часть своих «Гимнов». В 1022 году он мирно скончался в обители от болезни желудка.

Ещё при жизни святого стало известно, что он получил от Бога дар чудотворения. Так, например, после его смерти чудесным образом обретена икона святого. В православии память преподобного совершается 12 (25) марта.

«Слова» и «Гимны» ― это наиболее известные произведения преподобного Симеона Нового Богослова

В богословии преподобный Симеон Новый Богослов известен, в первую очередь, как богослов проповедник, при этом отличительная черта его богословствования — приложение теоретического христианского учения к христианской жизни.

К сожалению, произведения преподобного изданы на славянском и русском языке в весьма ограниченном количестве. Так, например, в «Добротолюбии» (книга православных духовных писаний напечатаны: «Главы деятельные и богословские» (числом 152; в русском переводе напечатаны в «Христианском чтении», 1823, под заглавием «Сто пятьдесят две деятельные и богословские главы»), «Слово о вере» (русский перевод в «Христинском чтении», 1821) и «Слово о трех образах молитвы».

Книга. «Слова Симеона Нового Богослова». В переводе епископа Феофана. 1890 год. В своих трудах преподобный старался приложить теоретическое богословие к практике
Книга. «Слова Симеона Нового Богослова». В переводе епископа Феофана. 1890 год. В своих трудах преподобный старался приложить теоретическое богословие к практике

В 1852 г. в Москве напечатано в славянском переводе 12 «Слов» Симеона Нового Богослова, взятых из числа 35; эти 12 «Слов» переведены на русский язык после тщательного сличения с греческою рукописью, находящейся в московской синодальной библиотеке.

Другие сочинения преподобного Симеона (девяносто два «слова», «Деятельные и богословские главы» и «Подвижническое слово старца Симеона Благоговейного» переведены с новогреческого епископом Феофаном.

Святой Симеон Новый Богослов считается основателем учения о небесном озарении души.

Все произведения преподобного Симеона отличаются простой и сердечностью. Именно поэтому они производили на современников огромное впечатление. При этом в своё время его много критиковали как раз за такую простоту.

Дело в том, что в Византии всегда ориентировались на риторическое искусство Древней Греции, канонам которого произведения святого не соответствовали.

Преображение Господне (икона Андрей Рублёв, 1405 год). Учение святого Симеона Нового Богослова привело к спору о Фаворском свете (спор паламитов и вралаамитов)
Преображение Господне (икона Андрей Рублёв, 1405 год). Учение святого Симеона Нового Богослова привело к спору о Фаворском свете (спор паламитов и вралаамитов)

Православная Церковь назвала преподобного Симеона Новым Богословом потому, что в его произведениях прослеживается сходство с трудами Григория Богослова. Так, например, для них характерна глубина созерцания истин христианского благочестия.

Сам же святой Симеон считается основателем учения о небесном озарении души. Оно позже привело к спору паламитов и варлаамитов. Стоит отметить, что преподобный Симеон Новый Богослов весьма почитался преподобным Нилом Сорский, который часто ссылался на него в своих сочинениях.

Исиахизм ― безмолвная молитва, её суть выражена в гимнах преподобного Симеона Нового Богослова

Святого Симеона часто называют предшественником исихазма. Это особая мистическая практика, зародившаяся в XIV веке. Она направлена на созерцание божественных энергий. Изложивший основы этого учения святой Григорий Пальма часто ссылается на труды святого Симеона.

Кстати, Нил Сорский считается русским продолжателем традиций исиахизма именно потому, что в своих сочинениях он часто использует отрывки из его трудов.

Святой Григорий Палама Мастер Северной Греции (Фессалоники?) начала XV века. Святой Григорий, основатель исиахизма, часто ссылался на труды преподобного Симеона Нового Богослова
Святой Григорий Палама Мастер Северной Греции (Фессалоники?) начала XV века. Святой Григорий, основатель исиахизма, часто ссылался на труды преподобного Симеона Нового Богослова

Суть исихазма определяется очень трудно, ведь даже само это понятие происходит от греческого исихия, то есть «безмолвие». Погруженный в созерцание монах не произносит проповедей, не изрекает богословских формулировок.Его цель — стремиться к внутреннему, сердечному созерцанию Царства Божия.

Исиахизм зародился в XIV веке и одним из его основателей признан преподобный Симеон.

Полноценное «умное делание», как иногда называют подобный род молитвы, доступно только монахам, свободным от мирской суеты. Кстати, братия тех монастырей, в которых пребывал святой Симеон, вначале скептически относилась к его мистическим практикам.

Многие не верили тем видениям, которые видел святой во время «умного делания», именно поэтому первоначально его прозвище «Новый Богослов» носило иронический характер.

Видеоролик: Гимны преподобного Симеона Нового Богослова читает митрополит Иларион (Алфеев). В фильме автор читает гимны святого Симеона.

В своих гимнах преподобный в поэтической форме показал сущность «умной молитвы». Вот пример одного из таких сочинений:

Кто хочет увидеть сей свет невечерний,Тот должен всегда соблюдать свое сердце
От страстных движений, от помыслов скверных,
От гнева, смущения, клятв лицемерных.
Внимать себе должен и злобы не помнить,
Людей не судить даже в помыслах сердца,
Быть внутренне чистым, в словах откровенным,
Быть искренним, кротким, спокойным, смиренным.
Трапеза его пусть не будет богатой,
Молитву и пост да хранит неослабно.
И весь его подвиг, и дело любое,
И всякое слово — да будет с любовью.

(Перевод митрополита Илариона Алфеева)

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *