Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Что такое духовная пища

Есть такая шутка про людей, которые мало едят: «Ты что, Святым Духом питаешься»?

Выражение столь заезженное, что о его содержании мы редко задумываемся. А смысл, между прочим, есть. И его источник — Божье Слово. Так что такое духовная пища?

Что такое духовное пища? Это чтение

О духовной пище сказано довольно много разного. Но чаще всего под ним подразумевают именно чтение. Например, так пишет Иоанн Златоуст:

Иоанн Златоуст
архиепископ Константинопольский, богослов

«Чтение для души есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрой, не позволяет ей увлекаться неразумными страстями».

Есть книги пустые, есть вредные. Скорее разумно говорить о чтении как о духовной пище в историческом смысле. В прежние времена не существовало письменности, и люди передавали знания устно.

Разумеется, далеко не каждый текст — духовная пища.

Для нас это звучит фантастически, но древние индоарийцы заучивали на память тексты, которые сопоставимы с полным собранием сочинений А.С.Пушкина.

Чем мотивированна такая преданность? Явно не стремлением к эрудиции. Знания, которые удостаивались такой чести, были не художественными, а духовными произведениями.

Св. Марк, как и все Евангелисты, изображён с рукописью: чтение Священного Писания — это важнейшая духовная пища
Св. Марк, как и все Евангелисты, изображён с рукописью: чтение Священного Писания — это важнейшая духовная пища

Впоследствии люди утратили подобный навык и принялись записывать самые важные тексты. Этим занимались:

  • шумеры;
  • египтяне;
  • иудеи.

И письменность изначально фиксировала лишь самые ценные знания — духовную пищу.

Духовная пища нужна, чтобы открыть душе человека важные истины

Человеку полезно подбирать приемлемый рацион питания на каждый день. Также дела обстоят и с духовной пищей. Нет большого толку в том, чтобы ежедневно читать одно и то же, либо просто читать всё без разбора.

Много ли пользы было бы, если бы человек ел одни орехи, либо питался бы всем, что попадётся под руку? Нет. Организм либо бы пересытился отдельными веществами, либо погиб от отравления.

То же касается и человеческой души. Она — субстанция хрупкая, а потому о ней нужно проявлять заботу.

Из чтения мы набираемся духовных знаний и можем применять их в жизни.

Значит ли это, что человеку не стоит читать Агату Кристи, Брема Стокера, Стивена Кинга? Вовсе нет. Чтение — это занятие культурного человека, в нём много полезного:

  • игра фантазии;
  • изучение языковых форм;
  • изощрённая работа мысли;
  • обогащение знаний (мы ещё говорим: «пища для ума»);
  • развлечение, в конце концов.

Но есть другие книги, чья цель — не играть с интеллектом и воображением, а обратиться напрямую к душе, открыть ей самые важные для человека истины. Да и сам человек преобразуется. Как говорит Священное Писание:

2 Кор. 3:18

«…славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу».

Апостол Павел говорит: «славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся»
Апостол Павел говорит: «славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся»

Человеку в качестве духовной пищи полезны только боговдохновенные писания и благодеяния

Далеко не всякая духовная пища нужна человеку.

Есть такой восточный афоризм:

«Даже капля яда способна испортить ведро молока».

А вдвойне плохо ещё и то, что «молоко» — это ещё и хороший проводник. Яд лучше усваивается организмом. Подкрепись таким продуктом — и всё, участь будет плачевной.

Есть много текстов, которые в качестве «молока» используют религию или любое священное писание как прикрытие. Пишет, например, человек второсортные детективы, и вдруг у него в романе встречается пассаж о Христе, вере, спасении.

Вроде бы, с христианской точки зрения, хорошо. Но нет. Столько в этом непонимания, фальши, самолюбования, ложного самоуничижения и псевдофилософии, что страшно становится.

Проповедям не место в художественных книгах, они для другого, а о главном — Писание.

Всё же художественный писатель должен оставаться в рамках выдумки, а проповедь ему нужно оставить тем, кто этому научен и способен преподнести Священное Писание в чистом виде. Потому в качестве духовной пищи православному человеку полезны:

  • Библия;
  • Жития святых;
  • Труды отцов Церкви и выдающихся богословов.

Собственно, любой верующий в эпоху аудиокниг способен наполнить свою жизнь духовным чтением в любое удобное время, когда может на нём сосредоточиться.

Монахи принимают пищу земную, слушая пищу духовную.

Чтение духовных книг — типичная практика в монастырской жизни.

И хотя мы в большей степени говорим о чтении, нужно отметить, что духовная пища им не исчерпывается. Любые праведные дела — это тоже духовный опыт и действует он подобным образом, приближая человека к Богу.

Но об этом мы поговорим дальше, когда заглянем в труды христианских деятелей.

Божье слово — это главная духовная пища для христианина

Священное Писание — это главная духовная пища потому, что в нём можно найти много полезного для верующего:

  • Пример мужества праведников;
  • Утешение, читая о промысле Божьем;
  • Глубокие размышления на духовные темы;
  • Силу для укрепления духа;
  • Воодушевление для духовного пути;
  • Дорогу к Богу.
Библия — это важнейшая духовная пища для христианина
Библия — это важнейшая духовная пища для христианина

Человек, который обращается к Библии, непобедим: в ней он обретает Божественный свет, дабы идти в его лучах через жизнь. А потому апостол Пётр через толщу веков призывает человечество:

1 Петр.2:1–3

«Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение, ибо вы вкусили, что благ Господь».

Но главную мысль, как всегда выражает Иисус Христос. Он говорит:

Ин. 6, 26-27, 32-33, 35

«Истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытилисъ. Старайтесъ не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнъ вечную, которую даст вам Сын человеческий. Истинно говорю вам: Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий естъ тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкатъ, и верующий в Меня не будет жаждатъ никогда».

Хлеб, который раздавал Христос, возможно, — аллегория знания. И мы тогда понимаем, что он предлагает нам не простой, а духовный хлеб. То есть речь идёт о метафоре.

знак рыбы — символ ранних христиан, возможно, из-за него возникла история о хлебах и рыбах, хотя те были не земной, а духовной пищей

И здесь уместно сделать отступление и сказать, что ряд исследователей и вовсе предполагают, что ученики Мессии многое в тексте передали метафорически. И хлеба, которыми насыщались слушатели Христа, — это знания.

А что же рыба? И тут есть объяснение. Значок рыбы изображали в местах, где собирались христиане. Этот символ отождествляли с нашей верой ещё до того, как его заменил крест.

Но это уже совсем другая история.

Святые отцы учили, что духовная пища есть во всём

Преподобный Макарий Оптинский полагал, что духовная пища нужна душе не меньше, чем делу — физическая:

макарий Оптинский
священнослужитель Русской православной церкви

«Чтение духовных книг просвещает наш разум и показывает путь ко спасению, питает душу так, как физическая пища питает тело. Мы поучаемся, что нам должно делать, чтобы исполнить волю Божию; и познавая свою немощь, просим помощи Божией, каемся, смиряемся: а на смиренные Бог призирает (Пс. 112:6) и дает им Свою благодать (Притч. 3:34)».

Преподобные Варсонуфий и Иоанн Пророк учили находить духовную пищу во всём:

Иоанн Пророк
христианский святой, ученик преподобного Варсонуфия

«Всё должно делать с рассуждением и страхом Божиим. Когда тебе случается пойти куда-нибудь, не ожидай найти там покой, и ты не смутишься, а когда, возмечтав найти его, не найдешь, то будешь злословить принявшего тебя к себе, но злословие есть смерть души. Благодари за всё, ибо в сем состоит духовная и душеполезная пища и покой».

Христос молится в Гефсиманском саду, и это напоминает верующим, что молитва — тоже духовная пища
Христос молится в Гефсиманском саду, и это напоминает верующим, что молитва — тоже духовная пища

Преподобный Ефрем Сирин не употреблял понятие «духовная пища», но мы прекрасно можем видеть, что высказывался он именно о ней. Ефрем Сирин указывает, что пища для духа — это подвиги, труд и благодетель:

Ефрем Сирин
христианский богослов и поэт

«Как младенец, рожденный в веке сем, не навсегда остается в младенческом возрасте, но ежедневно растет вследствие необходимости, по неизъяснимым законам природы, пока не придет в совершено мужа, в полноту разумных понятий, таким же образом и рожденный свыше водою и Духом должен быть возведен не в младенчество духово возраста, но, ежедневно пребывая в подвиге, труде и многом терпении, обязан чрез борьбу с духовным сопротивником преуспевать и возрастать до полноты духово возраста».

Священноинок Дорофей писал, что духовная пища приводит человека к Господу

Но особенно подробно к рассмотрению духовной пищи подошёл священноинок Дорофей. Он учил, что духовная пища есть во всём, но степень её полезности, как и в случае пищи обычной, бывает разной:

Авва Дорофей
священноинок

«Во всякой пище духовной одна закваска — благодать Духа Святого. Но разный вкус имеет слово для разума. Вот — простая, однообразная, умеренная и удобовразумительная пища духовная, вдоволь насыщающая и услаждающая душу. Понимающий да поймет сказанное».

Далее Дорофей подчёркивал, что телесное и духовное имеют очень много сходств, которые мы порой не замечаем:

«Начало всему — человеколюбие Божие к роду людскому, неизреченное и бесконечное. Ибо даровал Бог людям чувства душевные и телесные. Душевные же чувства таковы: сознание, мышление, речь, воображение, восприятие. А телесные чувства таковы: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. С их помощью и совершаем добродетели, душевные и телесные».

Священноинок Дорофей уверял, что полезные для духа книги написаны по воле Божьей и призваны пробудить в человеке самые лучшие чувства:

«И написаны были по воле Божией книги. Чтоб над книгами размышлял человек и учился. А начало духовной мудрости — страх Божий. Страх рождает веру. Вера рождает надежду, надежда рождает любовь к Богу и к людям. Любовь рождает милосердие, послушание, терпение и многое другое. Терпение рождает послушание и всякую добродетель, ибо оно источник всех добродетелей. Послушание рождает упование. Упование кладет основание посту. Пост рождает чистоту душевную и телесную, и безмолвие. Безмолвие рождает воздержание, молитву, слезы и отсекает всякое злоязычие. Воздержание рождает бдение, молитву, бодрость, умиление, слезы, трезвенность и многое другое. Плач рождает страх Божий и бескорыстие. Бескорыстие рождает правду и всякое коварство отсекает. Правда же светлее солнца. Ибо правда — это Сам Бог».

Так духовная пища приводит человека к Богу. Далее священноинок продолжает цепочку причинно-следственных связей на духовном пути человека:

«И все праведные, как солнце, воссияют правдою и бледностью своей телесной от всяких бед и страданий, и жизнь вечную обретут. Молитва рождает трезвость ума, рассудительность, прозорливость, слезы, радость. Слезы рождают смирение сердечное и кротость. Смирение рождает смиренномудрие, прозорливость, скромность. Смиренномудрие отсекает горделивое высокомерие, самомнение и тщеславие, и взращивает плод духовный. От этих добродетелей исчезают все страсти, душевные и телесные. И мало-помалу возрастает в нас благодать, и мы достигаем совершенства и спасаемся. Телесно здоровым, терзаемым плотскими страстями, следует стяжать все эти добродетели. А немощные, живущие в них с помощью Божией, ни в чем так не нуждаются, как в святом смирении и молитве Иисусовой, и благодарении, которыми все эти добродетели неиссякаемо наполнены».

Священноинок Дорофей рекомендовал дополнять духовное чтение благодеяниями и регулярной Иисусовой молитвой
Священноинок Дорофей рекомендовал дополнять духовное чтение благодеяниями и регулярной Иисусовой молитвой

Среди главнейших форм духовной пищи священноинок Дорофей упоминал Иисусову молитву:

«Молитва отрешает от всех помышлений настолько, что все мирское кажется прахом и пеплом. Когда вкусит душа сладости молитвы, тогда жизнь свою тленную начинает презирать человек. Не желает ни красот, ни наслаждений. Забывает и самого себя и всех, живущих на земле».

Иисусова молитва способна привести верующего в Царство Божие:

«Когда действием духовным потечет молитва Иисусова в душе, уме и сердце человека, тогда, подобно Божеству, с ним пребывает постоянно, непостижимым соединением, течением своим напояя его лучом небесного Света. И когда ум его сподобляется почувствовать эту радостьи славу грядущего блаженства, тогда и себя забывает человек, презирает и жизнь свою, и все земное, как вкратце говорил и раньше. И не принимает после этого стремлений ни к чему мирскому и никаких желаний. Поскольку неожиданно радость загорается в нем и сладость неумолкающая, заменяя пищу языку его и утробе. Ибо постоянно вскипает из его сердца радость и некая сладость. И всего целиком вдруг охватывает человека на время, и какое-то время пребывает в избытке. Наполняет все тело его некая духовная пища, аасамна, и радость светозарная. И языком телесным невозможно это выразить и передать. И, помня об этом, всё в нынешнем веке считает человек пеплом и землею, прахом и сором. И когда находит на человека эта радость и пища, властно наполняя всё тело его, тогда Царство Небесное представляется ему не иным чем, как именно этим».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *