Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

«Прощайте, и прощены будете»: о чём писали 4 евангелиста

Всегда есть риск, что самые известные и фундаментальные цитаты из Библии мы понимаем неправильно. «Прощайте, и прощены будете», — обещает нам Священное Писание. Вроде бы на первый взгляд всё очевидно: прости врагов за их проступки перед тобой, а Бог в ответ простит тебе твои грехи.

Это действительно работает именно так? Или фразу стоит понимать иначе? Скажем сразу — всё так, но фраза эта глубже, чем кажется.

Эту фразу сказал Иисус Христос, обстоятельства в канонических Евангелиях различаются

Фраза эта звучит из уст Иисуса Христа. Он произносит её в известной проповеди на равнине. Текст очень похож на содержание другой, нагорной проповеди. Возможно, евангелисты подразумевают одни и те же события.

До конца не установлено, где именно происходили действия. На счёт Нагорной проповеди есть мнение, что речь о холме Гора Блаженств, ведь реальных гор в той местности нет. Также существуют разногласия на счёт того, произносил ли Мессия всю нагорную проповедь разом, либо её содержание — это компиляция из различных цитат Спасителя, записанных в разное время.

Гора Блаженств — возможно, именно тут Иисус Христос произнёс: «Прощайте, и прощены будете»
Гора Блаженств — возможно, именно тут Иисус Христос произнёс: «Прощайте, и прощены будете»
  • Цитаты о прощении из канонических евангелий

В Евангелии от Луки Иисус Христос уделяет внимание вопросу взаимоотношений с врагами:

(Лк. 6:35–38)

«Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам»

Аналогичный эпизод есть и в Евангелии от Матфея в описании нагорной проповеди. Вот интересующая нас цитата:

(Мтф. 6:14)

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших»

То же самое Христос говорит в Евангелии от Марка, но при других обстоятельствах — при посещении Иерусалима:

(11:25–26)

«И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших»

Лишь в Евангелии от Иоанна нет подобного эпизода. Это и понятно: текстологическая экспертиза показывает, что первые три Евангелия имеют тесную связь, возможно, общие первоисточники. Евангелие от Иоанна — более позднее и более самостоятельное произведение.

Тему прощения в этом тексте Иисус Христос поднимает уже после Воскресения:

(Иоанн. 20:23)

«Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»

Как видим, тут уже совсем иной тон. Это не наставление для верующих, а руководство для апостолов. Здесь Спаситель не учит жить праведно, а рассказывает ученикам об их особых преимуществах.

Воскресший Христос разрешил ученикам прощать грехи от имени Бога
Воскресший Христос разрешил ученикам прощать грехи от имени Бога

Библия о прощении грехов говорит, что он Бог может их простить человеку

Почему для нас так важно, что пишет Библия о прощении? Дело в том, что именно на его фундаменте стоит православное учение. Это вопрос не обид или упрёков. Всё куда глубже: дело в отношениях человека и Всевышнего.

В православном представлении почти каждый грешен. В жизни такого человека не может быть надежды на Царство Небесное, достигнутое своими силами. Но Бог простит, поскольку Он всемилостивый.

Прощение — это надежда верующего православного христианина, а потому всё, что сказано в Библии на эту тему очень важно.

В Библии сказано, что Бог прощает грехи

Библия обращается к теме прощения нередко, хотя это и не самый популярный мотив Священного Писания.

Такой богатый смыслами набор текстов, как псалмы, разумеется, затрагивает этот вопрос:

(Псалом 102:10–12)

«Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши»

Уже здесь, в ветхозаветном тексте прослеживается важнейшая мысль для православия — прощение человека Богом из милости.

Та же мысль всплывает и далее:

(Псалом 129:3–4)

«Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит? Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою»

Хотя ветхозаветный Бог часто преподносится как безжалостный, мы видим, что Он идёт верующим навстречу и предлагает человеку отчиститься от греха:

(Исаия 1:18)

«Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю»

При этом Бог стирает грехи навсегда. Он требователен, но не злопамятен:

(Исаия 43:25)

«Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну»

43 глава книги Исаии: Я Сам изглаживают преступления твои и грехов твоих не помяну

Главный мотив Бога — милость из любви

Но почему Бог прощает грехи? Потому что мы такие хорошие? Вовсе нет. Он делает это из милости:

(Исаия 55:7)

«Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив»

А откуда эта милость берётся? Сама по себе? Нет. Как мы помним, Бог есть любовь. И он прощает нас, потому что любит миловать:

(Михея 7:18–19)

«Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши»

Бог прощает тех, кто проявляет любовь к другим

А как добиться этой милости? Она безусловна или требует каких-то усилий со стороны верующего? Да, справедливости ради надо сказать, что существуют такие учения, где Бога представляют как безусловно любящее и всегда милующее существо.

Есть даже такая идея, что ада нет, мол, Бог после смерти всех помилует и вознаградит. Туда же добавляют мысль о том, что наличие условий милости — это ограничение свободы воли.

Исповедь — способ попросить прощения у Бога, но также нужно научиться прощать самому
Исповедь — способ попросить прощения у Бога, но также нужно научиться прощать самому

Но в полемику с этими воззрениями вступать не будем. Верить чему-то — это право каждого. Мы же здесь изложим исключительно православный взгляд на ситуацию. Он основан на тексте Священного Писания. Что же оно сообщает нам?

Грехи человеку прощаются пропорционально тому, сколько он любит сам:

(7:47–48)

«А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи Луки»

Интересная математика. А как же считать? Вероятно, это всё же образное, а не прямое выражение. «Мало любит» может говорить о привязанностях, любви избирательной — только к себе или только к близким. Бог же ждёт от человека любви более широкой — к врагам, например. И не только любви, но и её проявлений.

Апостол Павел призывает быть сострадательными друг к другу

И каковы же эти проявления? Апостол Павел поясняет:

(Еф 4:31–32)

«Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас»

А вот уже и прямые рекомендации от Иисуса Христа:

(Мф 5:44–45)

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

Один из способов выразить любовь — прощать врагов

Вряд ли для православного человека есть более желанный способ удостовериться в любви Божией, чем получение спасения. Но всё же это неправильные приоритеты.

Это эгоистичный мотив. Во главе всего должны быть отношения с Богом, а не страх того, что случится с душой после смерти. Если ты хороший человек — тебе и бояться нечего, и Бог тебя любит. А любит, значит прощает.

Но, как мы уже разобрались, Всевышний ждёт проявлений любви и от человека. И одно из них — это всепрощение. Отвечая апостолу Петру, Иисус сказал в следующем отрывке всем нам:

(Мф 18:21–22)

 «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз»

Прощение — это жертва, и самую тяжёлую принёс Бог, чтобы простить человечество

Легко сказать, но сложно сделать, не так ли?

Но Спаситель хочет, чтобы мы поняли — для Него это тоже не только слова. Любовь — это часто жертва. И чтобы доказать свою любовь к человечеству, Он приносит серьёзную жертву — идёт на крест.

Иисус Христос умер на кресте из любви к человечеству
Иисус Христос умер на кресте из любви к человечеству

Это пример любви, отваги и конечно же прощения — ведь жертва на кресте — это именно проявление прощения. А много ли мы способны сделать, чтобы простить другого человека? Нам подчас сложно просто забыть обиду. Пострадать за грехи кого-то другого — это вообще выглядит немыслимо.

Для человека немыслимо пострадать за чужие грехи, но Бог просит всего лишь прощать

И всё же на это решается, как учит православное учение, самое могущественное существо во Вселенной:

(Луки 24:46–47)

«И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима»

Православие учит принять Христа, чтобы получить прощение

Апостолы сообщают, как людям принять жертву Христа и получить прощение Всевышнего:

(Деяния 3:19–20)

«Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа».

(1. Иоанна 1:9)

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды»

Мало принять Спасителя, нужно ещё и начать жить по-христиански: в любви и прощая

Чтобы спасение не превратилось в эгоистическое бегство от ада, мало просто покаяться и начать жить в лоне православной Церкви. Важнее всего — пример Христа.

Наиболее ценно для человека — жить, как жил Мессия: по любви. И одно из наставлений Иисуса — научиться прощать:

(Лк 17:3–4)

«Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится и скажет: каюсь, — прости ему».

(Кол 3:13)

«…снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы».

Эту длинную цепочку рассуждений Спаситель уложил в простое и доступное «прощайте, и прощены будете». Об этом прекрасно написал прп. Максим Исповедник:

«Возлюбим друг друга и будем возлюблены Богом. Будем долготерпеливы друг к другу, и Он будет долготерпелив к грехам нашим. Не будем воздавать злом за зло, и Он не воздаст нам по грехам нашим. Ибо прощение прегрешений наших обретем в прощении братиям».

Но никто не сравнится здесь с Иисусом Христом, который смог проиллюстрировать принцип Божественного прощения вот в такой притче:

(Евангелие от Матфея 18:23-35)

«Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его»

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *