Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Раб Божий и сын Божий: 2 смысла или один?

Скачать эту статью

«Раб Божий» — то самое сочетание слов, которое так любят использовать в спорах атеисты. Разве это нормальная форма отношений с Богом? Кому понравиться быть в таком уничижаемом состоянии? Не уж то проще стать свободным, ничего не бояться и никого не слушаться? Именно такую философию исповедуют адепты Церкви Сатаны. Да и прочие религии, взять хотя бы славянских неоязычников, говорят, что человек сын Божий. А что же мы, в православии, совсем отстали со своими установками из Ветхого Завета?

Конечно, нет. Но обо всём по порядку.

Слово «раб» использовано не в метафорическом смысле, а в буквальном

Слово раб в русском языке имеет три похожих значения. Процитируем словарь Ожегова:

Значение 1. В рабовладельческом обществе: человек, лишенный всехправ и средств производства и являющийся полной собственностью владельца, распоряжающегося его трудом и жизнью. Труд рабов. Торговля рабами. Восстание рабов.

Значение 2. перен, Зависимый, угнетенный человек.

Значение 3. перен., кого-чего.Человек, к-рый целиком подчинил кому-чему-н. себя, свою волю, поступки (книжн.). Р. страстей. Р. своих привычек. Превратить друга в раба.

Здесь нет «удобных» переносных значений, которые бы позволили сказать, что слово раб имеет метафорический смысл. Нет, всё верно, есть Бог, есть Его раб.

И вовсе не стоит думать, что в древности слово раб имело какое-то иное, более мягкое значение. Раб — это тот, кто исполняет волю кого-то или чего-то другого, служит кому-то одному, фактически ему принадлежит. Именно эти, жёсткие формулировки приложимы к нашему разговору.

Понятие «раб Божий» заключает в себе преданность, но не безвольность
Понятие «раб Божий» заключает в себе преданность, но не безвольность

Раб — это не тот, кого лишили свободы, а тот, кто добровольно предпочёл ей что-то

Но почему мы рабы Божьи? Неужели нельзя было установить равные отношения между Богом и человеком? Не будем пока спешить с выводами. Сперва поймём, почему говорят, что мы рабы Божьи.

И первая причина этого — противовес выражениям «раб греха», «раб страсти», «раб страха». Вспомним Ожегова: раб — человек, который подчинил себя чему-то.

Похоже ли рабство страсти на участь настоящего раба? Пытает ли такого человека его чувство, угнетает ли? Нет. Напротив, раб страсти — человек счастливый (по крайней мере, с точки зрения благ материального мира). Он погружён в то, что доставляет удовольствие.

Захочет ли такой человек сбежать из своего рабства? Вряд ли. Ну, пока не найдёт себе какое-то более приятное времяпрепровождения.

Есть такая популярная аллегория, её на разный манер рассказывают применительно к подобным случаям:

«Пришёл ученик к учителю и говорит: “ты мудр, ты смог справиться с различными своими страстями. Научи меня избавиться от вожделения”.

Учитель ответил: “Хорошо, ложись спать, а после я тебя научу”.

Ученик послушал, но проснулся от страшного крика. Выбежал и обнаружил учителя, который держится за дерево. “Оно меня не отпускает, помоги!”, — обратился старец к ученику.

“Ничего не понимаю. — Удивился ученик. — Учитель, дерево не может Вас держать. Это Вы его держите. Просто отпустите”.

“Вот именно это ты делаешь со своим вожделением”, — объяснил учитель.

То же самое происходит в отношении с любой страстью. Можно ли назвать человека, который осознанно сам держится за дерево рабом дерева? Назвать можно. Но считать таковым всерьёз нельзя. Он — раб не потому, что дерево его лишило свободы, а потом сам себя лишил свободы, чтобы не отрываться от дерева.

Любую привязанность можно назвать рабством, но её источник — сам человек, а не внешняя сила
Любую привязанность можно назвать рабством, но её источник — сам человек, а не внешняя сила

Если человек раб Бога — это значит, что он отбросил страсти и живёт по Закону Божьему

Говоря про раба Божия, мы подразумеваем, что этот человек предпочёл держаться за Господа, а не за вредные привычки или свои пороки.

Это не столько утверждение зависимости человека от Бога, сколько констатация того, что он предпочёл Его, Всевышнего, всем другим привязанностям, которые мог бы иметь.

То есть, по-видимому, первоначально появилось выражение «раб страсти», а уже потом — раб Божий. И если раб страсти сам себя разрушает и вынужден идти по нисходящей в жизни, то раб Божий — это не тот человек, который в чём-то ограничен.

Говоря, что мы рабы Бога, мы подчёркиваем свою свободу от всего другого в мире.

«А почему вообще нужно быть чьим-то рабом?», — спросит проницательный читатель.

Нет, не обязательно. Ведь это не рабство, а способ говорить. В стремлении к свободе можно отказаться от всего.

  • «Я не раб телевизора» — и выбросить его в окно.
  • «Я не раб работы» — и уволились.
  • «Я не раб друзей» — и перестали общаться со всеми.

Но спросите себя: это ли свобода? Или же наоборот, такое поведение приведёт к самому жуткому аскетическому самограничиению? Скорее второе, согласны? То есть свобода далеко не в пустоте, она — в правильном наполнении жизни, верно расставленных приоритетах.

К чему надо примкнуть человеку, чтобы оставаться самим собой? А чем является человек? Образом и подобием Божьим. Соответственно, именно в Боге он и обретает свою истинную, свободную природу.

Есть такой взгляд на Бога как на организм, а на человека — как на эритроцит в этом огромном организме. Человек смог бы прожить без одного эритроцита. А эритроцит справился бы без человека? Можно ли изъять себя из Вселенной, лишить воздуха, тепла, света и назвать это свободой? Вряд ли. Наше бытие обусловлено Богом.

Именно в отношениях с Богом человек обретает истинную свободу.

Тогда верно ли сказать, что эритроцит — раб человека? В определённой степени да: он должен жить по определённым законам, на пользу всему своему миру-организму. А нарушители биологических законов превращаются в раковые клетки.

Но лишён ли свободы эритроцит, если всё, что требует от него организм, — это быть эритроцитом? Бог просит нас: «Люди, будьте людьми, будьте Моим подобием». Разве плохое это рабство — просто походить на Бога?

Человек без привязанностей становится не свободным, а рабом пустоты и одиночества
Человек без привязанностей становится не свободным, а рабом пустоты и одиночества

Когда мы видим красивую женщину, сравниваем её с Богиней, когда говорим о талантливом человеке, говорим, что он делает что-то как Бог. Живи как Бог — что значит безупречно. Это Закон Божий, то есть не свод ограничений, а список правил счастья.

В рабстве Божием люди находятся по своей воле

Раб Божий — это не приговор, не требование. Если вернуться к примеру с деревом, то становится ясно, что Всевышний дал нам полную свободу действий и выбора. Собственно, он никогда не называет людей рабами. Бог не считает человека своим слугой.

Назвать себя рабом — это значит заявить о преданности. И на это нужна воля человека. В Священном Писании мы можем обнаруживать, что рабом Божиим каждый может назвать себя только сам. Например, вот человек возвещает Богу о своей преданности:

(Пс.115:7)

«О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои».

Там же читаем:

(Пс.142:12)

«Ибо я Твой раб».

В Новом Завете апостолы с достоинством называют себя рабами Божьими:

(Иак.1:1)

«Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, – радоваться»

(2 Пет.1:1)

«Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа».

(Тит.1:1)

«Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию» .

Нам дают представление, что рабство это не подразумевает каких-то лишений, а лишь следование самым элементарным принципам духовной жизни:

(2 Тим.2,24)

 «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым» .

То есть рабство у Бога, сколь бы странно, есть высшее проявление свободы и волеизъявление человека:

(1 Кор.7:22)

«..равно и призванный свободным есть раб Христов»

Свобода эта, в первую очередь, от греха:

(Рим.6,22)

«Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная».

И в рабстве Божием никого не держат. Апостол Павел ясно даёт понять, что человек не держится в рабстве Божием насильно и всегда волен найти себе иное пристанище:

(1:Кор.7:23)

«Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» .

Апостол Павел учит, что в «рабстве Божьем» человек остаётся вольным и свободным
Апостол Павел учит, что в «рабстве Божьем» человек остаётся вольным и свободным

Раб Божий — это тот, кого защищает Господь

Ещё один немаловажный аспект: тот, кто принял образ раба Божьего, находится под защитой Всевышнего. Это не сразу очевидная для нас аналогия, но для жителей древнего Рима она была весьма понятна.

Кто такой раб, помимо того, что это человек, который служит господину? Это ещё тот, кто находится под защитой этого самого господина.

Возможно ли, чтобы кто-то приказал чужому рабу? Посмеет ли кто-то причинить вред этому рабу? Нет. Ибо раб наделён покровительством господина, а значит любые действия против него — это ещё и выпад в сторону хозяина. Чем выше господин, тем большим покровительством и защитой пользовался раб.

Здесь можно провести удачную параллель — раб Божий под защитой Всевышнего. Где тут найти ещё большую защиту?

Раб Божий — это тот, кто всецело предан Всевышнему

Называя себя «раб Божий», человек также заявляет о своей преданности Всевышнему. Возможно, сегодня это не кажется чем-то значимым. Но во времена Ветхого Завета было очень важно подчеркнуть преданность тому или иному Богу. К таким вещам относились ревностно. Чего стоит хотя бы то негодование, которое вызвали у Моисея потомки Израиля, когда сотворили Золотого Тельца.

Раб Божий — человек, который предан Богу. И предан не потому, что боится Его, а потому, что всецело Ему верит. Именно это и есть истинная вера, а не вера в то, что Бог существует.

Мы называем себя рабами Бога, но являемся при этом его детьми

Много слов христиане говорят в защиту понятия раб Божий, мол, мы не дети Его, а рабы. Но это неверно. Это мы, люди, в своей кротости стараемся называть себя рабами. Это ёмкий, многозначный и удобный термин.

В 1-м Послании Иоанна Богослова сказано, что люди — это дети Божии
В 1-м Послании Иоанна Богослова сказано, что люди — это дети Божии

Бог же — есть любовь. И в своей безграничной любви Он никогда не считал людей рабами и не называл таковыми. Для Бога человек — это Его сын, о чём есть свидетельства в Священном Писании. Подробнее всего эта тема раскрыта в Первом послании Иоанна:

(Первое послание Иоанна 3:1-10)

«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что́ будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего ».

Также о том, что мы — дети Божьи свидетельствуют и другие авторы Библии:

16 стих 8 главы
Послания к римлянам называет людей детьми Божиими

«Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Римлянам 8:16).

Определение «дети» при этом важнее всего прочего, чем цари и пророки, святые и мученики. Оно универсально для любого человека. Если ты стал человеком, значит и чадом Божиим.

Быть чадом Божиим важнее, чем Его рабом

Слово «Раб» в его нынешнем и самом прямом понимании неприложимо к жизни верующего человека. Раб — это нечто безвольное. И, к сожалению, в рамках религиозных течений очень много именно таких людей — с рабским мировоззрением и формальным подходом к религии.

Задача православия — бороться с такой абсолютно пустой и показушной имитации христианской набожности.

Человек должен относиться к Богу как Отцу, а не как к господину.

В этом ключе человеку очень полезно помнить, что он — в первую очередь чадо Божие, а не раб. Очень хорошо на этот счёт высказался сатирик Михаил Николаевич Задоронов, сказав, что раб боится господина, но может поступить вопреки его воле, а вот сын Божий любит дом своего отца и гадить в этом мире не будет.

Первоначально для нас — это любовь к Богу. В ней подчинение происходит естественно, а не по принуждению. Об этом нужно помнить. Когда Бог для тебя — любимый отец, само собой начинаешь стараться жить праведно.

Если слово «раб» в молитве мешает молиться искренне, его лучше избежать, чем молиться не от сердца

В православных молитвах регулярно используется слово «раб/раба Божий/Божья». Иногда это становится препятствием для искренней молитвы. Человек никак не хочет против своей воли и называть себя рабом.

Можно ли молиться иначе?

Хотя православный канон рекомендует использовать тексты из молитвенника, священники понимают, что молитва должна быть искренней. Если формализм становится препятствием для общения с Богом, молитву можно подкорректировать. Бог смотрит не в слова, а в мысли.

Но православие подобные поблажки не сильно приветствует, и на сей счёт есть масса негативных мнений.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X