Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Межконфессиональные отношения: о чём православному говорить с буддистом?

Скачать эту статью

Межконфессиональные отношения — явление странное, не правда ли? Казалось бы, мы православные и убеждены, что правы. О чём говорить с католиками? Переспорить и переубедить всё равно не выйдет. Да и смысла нет. Дать им шанс переубедить нас? Тоже бессмыслица.

И правда, с точки зрения человека со стороны, это какая-то странность. Но помедлим с выводами и углубимся в вопрос.

Конфессия — это вероисповедание

Конфессия — это перевод слова «вероисповедание» и его синоним. Но если мы применяем слово «вероисповедание» к любой религии, то «конфессия» устоялась за религиозными объединениями внутри одной традиции.

Скажем, по вероисповеданию человек христианин, а принадлежит он к православной конфессии. Мусульманин по вероисповеданию может конфессионально принадлежать к суннизму или шиизму. Но по сути термины очень схожие и взаимозаменяемые.

Их часто используют как синонимы, иногда неправильно. И если сказать: «Я по конфессии буддист», это будет не совсем правильно с точки зрения терминологии, но всем понятно.

Деноминация
тип религиозной организации в христианстве

Есть ещё один похожий термин — деноминация.

3 термина очень близки по значению:

  1. Вероисповедания.
  2. Конфессия.
  3. Деноминация.

Деноминация переводится как переименование. Это молодая самостоятельная религиозная организация с чёткой иерархической системой. По признакам похожа на секту. Но секта — это общество, которое выделилось из другой традиции и находится не в лучших отношениях с обществом и государством, хотя может к этому стремиться. Деноминация же пользуется одобрительным или нейтральным отношением общества, а также других религий.

В обывательском лексике слова «конфессия», «вероисповедание» и «деноминация» взаимозаменяемы.

Межконфессиональные отношения — это межрелигиозное общение

Исходя из определений, легко заключить, что межконфессиональные отношения — это общение между конфессиями: православная церковь общается с католической, либо протестантской. Но нет. Это более широкие, межрелигиозные отношения.

То есть с одной стороны могут православные христиане, а с другой — буддисты, и это будет межконфессиональными отношениями.

Таким образом, понятие «конфессия» выходит за рамки своего определения в этом контексте и предполагает не только конфессии внутри одной религии, а и в другой.

Далай Лама на межрелигиозном форуме
Далай Лама на межрелигиозном форуме

Участники межконфессиональных отношений — это отдельные люди и целые организации

Межконфессиональные отношения — это диалог двух традиций, а ведут его уполномоченные на это лица, представители своих религиозных групп. Это могут быть отдельные люди, например, священнослужители-миссионеры, либо руководители различных конфессий.

Иногда от имени религиозных объединений могут выступать просто сочувствующее им, либо доверенное лицо — допустим, юрист, если возникли проблемы перед законом Российской Федерации или иной страны.

Важно, чтобы представитель хорошо разбирался в религиозной жизни не только своей стороны, но противоположной. От его компетентности, тактичности и вкрадчивости может зависеть репутация целой религиозной традиции.

Представитель религиозного объединения должен хорошо разбираться во всех конфессиях.

Потому религиозным структурам очень важно тщательно следить за ходом подобных встреч, а также за проповедями внутри своей конфессии, чтобы не потерять лицо из-за чьей-то личной ошибки.

Общественная жизнь многоконфессионального государства нуждается в диалоге религий

Религиозная атмосфера играет значимую роль в жизни внутри государства и на международной арене. В древности подобные вопросы имели ещё большую значимость, но и сегодня они сохраняют актуальность даже в светском государстве.

Многокофессиональность подразумевает диалог, потому что люди должны не закрываться друг от друга, а знать своего ближнего в лицо. Это ужасно, когда возле буддийского храма собираются христиане с плакатами и рассказывают прессе, что «эти язычники там съедают младенцев».

Информационная пропасть, которая растёт между различными конфессиями.

В итоге перерастает только религиозную жизнь и поглощает социальную, рабочую, семейную, бытовую сферу. И вот уже у родителей возникают разногласия с ребёнком, потому что их сын «кришнаит, не ест мяса и вообще, наверное, наркоман». Поверхностные представления о чужих религиозных представлениях:

  • Отбрасывают нас в прошлое средневековой Европы, во времена охоты на ведьм;
  • Провоцируют агрессию со стороны одних религиозных групп к другим по религиозным мотивам;
  • Разобщает социум.

B это ужасно.

Задача религии ровно противоположная — сплачивать общество.

Так, стало быть, религия не нужна? Нужна, конечно. Агрессия по отношению к иноверцам — это как раз не религиозный поход, который присущ фанатикам и безбожникам. А вот духовные люди открыты друг к другу и не навешивают ярлыков.

В отличие от политики, религиозные предпочтения одних никак не отражаются на жизни других, так что распри на этом фундаменте вообще пустое дело.

Цели межконфессионального диалога:

  • Мир между представителями различных конфессий;
  • Согласие людей, считающих себя верующими.

Это два столпа, гарантирующих покой в общественной жизни. А потому у религиозного человека есть два пути:

  • Сторониться представителей других конфессий, обостряя ситуацию;
  • Наладить общение и установить хотя бы формальные нормы сотрудничества.
Встреча православного священника отца Андрея и духовного учителя из Общества сознания Кришны Враджендра Кумар Даса
Встреча православного священника отца Андрея и духовного учителя из Общества сознания Кришны Враджендра Кумар Даса

А для сотрудничества полно возможностей, особенно в современной России, где есть проблемы с экологией, образованием и многими другими сферами. Представители различных религиозных организаций могут объединять усилия для волонтёрства, благотворительности, образовательных или социальных программ.

Это красит многоконфессиональное государство и отвечает требованиям религиозной жизни. Не правда ли, намного лучше войны за то, в чью церковь ходить правильнее?

Общение представителей разных вероисповеданий нужно для избегания межконфессиональных конфликтов

Межконфессиональные конфликты нужно и улаживать, и предупреждать. Увы, сами по себе религиозные организации регулярно способствуют напряжению между сторонами. Всё дело в убеждённости, что собственная религия — лучшая и единственно возможная.

В попытке это доказать приверженцы многих идеологий пытаются надавить на оппонентов с позиции силы. Где-то это выражается в полемике, где-то переходит в схватки, но хуже всего, когда в противостояние вовлекается политика и подвластные ей институты вроде законодателей, полиции, суда и прочих государственных ресурсов.

Волоколамский Митрополит Илларион на встрече в исламском университете Аль-Азхар в Каире
Волоколамский Митрополит Илларион на встрече в исламском университете Аль-Азхар в Каире

Межрелигиозный климат во многом зависит не столько от идеологии самих религий (с нею обычно проблем как раз нет), а от позиции руководящих лиц того или иного религиозного движения. Представитель высшего духовенства обладает среди верующих достаточным авторитетом, чтобы навязывать им те или иные убеждения и манипулировать общественным мнением.

Но не меньшая ответственность лежит и на самих верующих. Каждый человек способен мыслить критически. И он сам должен понимать, где его действия способны перейти грань миролюбивого учения и превратиться в бездушный конфликт убеждений. На осознанного человека не сможет воздействовать ни один авторитет.

Этноконфессиональные конфликты тесно связаны с межрелигиозными

Ещё одна сторона подобных конфликтов — это противостояния этнических групп. В государствах, особенно крупных, всегда есть некоторый процент различных этносов. Часто они придерживаются вероисповедания, которое присуще их традиции. Религия бережно передаётся от родителей к детям, становится одним из столпов существования этнической группы.

В таких условиях понятия этноса и религии столь тесно сближаются, что становятся неразделимы. Особенно это видно по самим людям, для которых вся традиция существует совокупно, а значит, выпад в сторону их веры можно расценивать как удар по всему этносу, и наоборот.

Противоречия между этническими группами встречаются не реже, чем между религиозными.

Соответственно, каждая из сфер взаимоотношений может негативно отражаться на другой. То есть при наличии этнических и религиозных различий риск возникновения конфликта удваивается, а урегулировать их вдвое сложнее.

На практике это заметно по таким суждениям: «Не хочу, чтобы дочь встречалась с кавказцем, потому что у мусульман женщину ни во что не ставят». Говорящий подобное отождествляет этническую принадлежность человека с его религиозными устоями, причём делает это огульно, не оставляя оппоненту шанса проявить себя с лучшей стороны.

Собственно, мы сами можем легко заметить очевидные ассоциации:

  • Русский — православный;
  • Араб — мусульманин;
  • Европеец — католик.

Но наиболее распространённая религия — не значит единственная, а тем более — верная. Думающий человек должен избегать стереотипов и избегать ярлыков по этнической или национальной принадлежности.

Этноконфессиональные конфликты довольно сложно урегулировать. В идеале государство должно давать всем равные права и всячески способствовать примирению сторон. В России ещё есть проблемы. Связаны они не столько с правовой базой, сколько с её реализацией на практике. Но основа положена, и деятельность религиозных групп в той или иной мере описана законом.

Религиозные организации также могут общаться и с атеистическими активистами

Атеизм, конечно, не религия. Но в формат межконфессиональных отношений он вписывается довольно хорошо. Ведь так ли важно, верит ли человек в Бога, если он согласен приложить силы для доброго дела?

Вовсе не важно, каких убеждений будут люди, если они захотят поддержать благотворительную или природоохранную инициативу. В таких вещах нужно забывать о различиях и искать точки соприкосновения, общие цели.

Горбачёв после общения с Иоанном Павлом II стал теплее относиться к верующим
Горбачёв после общения с Иоанном Павлом II стал теплее относиться к верующим

Отличный пример общения атеиста и верующего — встреча папы римского Иоанна Павла II с Михаилом Сергеевичем Горбачёвым, который тогда руководил Советским Союзом. Горбачёв после этой беседы верующим не стал. Но зато лучше понял людей религиозных, дал им больше свобод, установил Рождество государственным праздником и вообще сделал много шагов навстречу религиозным людям.

Именно для подобных сближений, ради того, чтобы лучше понимать друг друга, и существуют межконфессиональные отношения.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X