Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Николай Александрович Мотовилов. Кто знал Серафима Саровского лучше остальных

29.04.2019
4 970

«Служка Серафимов» — так называл себя нравственный мученик и исповедник православия в XIX веке Мотовилов Николай Александрович. Всякому почитателю преподобного Серафима его имя хорошо известно.

Николай Александрович Мотовилов - собеседник и сотаинник преподобного Серафима Саровского
Николай Александрович Мотовилов — собеседник и сотаинник преподобного Серафима Саровского

 

Собеседник и сотаинник преподобного Серафима Саровского, многолетний попечитель главного детища преподобного – Серафимо-Дивеевского монастыря. Этот симбирский и арзамасский помещик, исцеленный в свое время преподобным Серафимом, впоследствии опубликовал важнейшие поучения и откровения святого старца.

Николай Александрович Мотовилов болел  и был без движения, но Серафим Саровский исцелил его

Мотовилов Николай Александрович появился 25 мая/6 июня 1809г. в селе Рождественское, Русская Цыльна, которое находилось при одноименной речке на почтовом тракте в Казань в 50 верстах от Симбирска. Отец Александр Иванович Мотовилов, мать Марья Александровна (Дурасова).

С 9/21 августа 1823г. по 1826г. Николай Александрович обучался в Императорском Казанском университете. Некоторое время Мотовилов в Казани, подготавливаясь к поступлению в университет, проходил обучение в пансионе немца Лейтера, выпускника Лейпцигского университета.

3 года
болел Николай Мотовилов и не мог двигаться

В возрасте 22 лет Николай Мотовилов был исцелён батюшкой Серафимом от тяжкого ревматического заболевания с расслаблением всего тела и отнятием ног, длившейся 3 года.

На территории, где в ноябре 1831г. состоялась беседа преподобного с Николаем Мотовиловым о стяжании Святого Духа, был позже сооружён Храм Святого Духа Саровского монастыря.

Храм Святого Духа Саровского монастыря, город Саров.  На этом месте в 1831 году состоялась беседа Мотовилова и Серафима Саровского о стяжании Святого Духа. Храм построили в честь этого события
Храм Святого Духа Саровского монастыря, город Саров.  На этом месте в 1831 году состоялась беседа Мотовилова и Серафима Саровского о стяжании Святого Духа. Храм построили в честь этого события

Жена Мотовилова вышла за него, потому что так сказал отец Серафим

В 1840 году Николай Александрович женился на Елене Ивановне Милюковой (30 мая/11 июня 1823г. — 27 декабря 1910г./9 января 1911г.), племяннице преподобной Марфы Дивеевской. С 5 лет Елена жила в монастыре. Но впоследствии, по прямому послушанию отцу Серафиму, она вышла замуж за Николая Мотовилова и совместно они много помогли обители.

В браке у Николая Александровича и Елены Ивановны появилось шестеро детей.

Госпожа Мотовилова дожила до самого открытия святых мощей Серафима Саровского в 1903г.

Николай Мотовилов умиротворенно умер в собственном симбирском имении 27 января/8 февраля 1879г. в возрасте 69 лет. По завещанию его тело после смерти привезли в Дивеево, где и отпели в церкви Рождества Христова и похоронили возле Казанской церкви, недалеко от могилы преподобной Александры.

В советское время могилы у алтаря Казанской церкви были уничтожены, площадь заасфальтирована. Единственным ориентиром сего святого места оставалась ветхая берёза на могиле Мотовилова. В 1970-е годы её пробовали выкорчевать, но это не получилось.

Летом 1991 года перед празднествами перенесения мощей преподобного Серафима в Дивеево по благословению патриарха Алексия асфальт был вскрыт, были выявлены склепы и обозначены места могил. Нынче могила Николая Александровича Мотовилова восстановлена и является местом молитв.

Книги, записки Мотовилова Николая Александровича показывают,  что он был одним из первых биографов Серафима Саровского

Примеры книг Николая Мотовилова:

  1. Книга «Записки Николая Александровича Мотовилова»
Обложка книги «Записки Николая Александровича Мотовилова»
Обложка книги «Записки Николая Александровича Мотовилова»

В 19 веке в отделе рукописей Российской национальной библиотеки, в фонде Санкт-Петербургской духовной академии, был обнаружен уникальный документ – докладная записка Н.А. Мотовилова на 169 страницах рукописного текста, «Докладная записка…» – первый значительный труд Мотовилова, дошедший до нас в правленой им самим писарской копии. По сути это последовательно составленная автобиография автора, но включающая в себя к тому же и богословский трактат, и историю Дивеева, и многое другое.

Время создания рукописи – начало августа–конец октября 1861 года. Рукопись писалась в несколько приемов. Важнейшее значение имеют содержащиеся в «Докладной записке…» уникальные сведения о преподобном Серафиме, архиепископе Антонии Воронежском и о Дивеевской обители. Многие предсказания преподобного впервые получают здесь документальное подтверждение.

  1. Книга «О смысле жизни. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым»
Обложка книги   «О смысле жизни. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым»
Обложка книги   «О смысле жизни. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым»

Зачем дана жизнь? В чем смысл жизни человека? В книге «О смысле жизни. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым» сам Творец через преподобного Серафима Саровского открывает эту тайну. Значение этого откровения так велико, что это, наверное, одна из самых драгоценных духовных жемчужин доступных нам на земле.

Эта рукопись, долгое время находилась в неизвестности, но теперь доступна всем. Так в свое время о ней пророчески изрек сам батюшка Серафим.

Книги Николая Александровича Мотовилова на сайте интернет-магазина «Сретение».

Исцеление Мотовилова

Вот как описывает Мотовилов первую свою сознательную встречу с преподобным Серафимом:

«За год до пожалования мне заповеди о служении Божией Матери при Дивеевской обители, великий старец Серафим исцелил меня от тяжких и неимоверных, великих ревматических и других болезней, с расслаблением всего тела и отнятием ног, скорченных и в коленках распухших, и с язвами пролежней на спине и боках, коими я страдал неисцельно более трех лет.

1831 года 9 сентября батюшка отец Серафим одним словом исцелил его.

Мотовилов пишет:

«На просьбу мою помочь мне и исцелить меня, он сказал:

— Да ведь я не доктор. К докторам надобно относиться, когда хотят лечиться от болезней каких-нибудь.

Я подробно рассказал ему бедствия мои и что я все три главные способа лечения испытал…».

И он сделал мне вопрос:

— А веруете ли вы в Господа Иисуса Христа, что Он есть Богочеловек, и в Пречистую Его Божию Матерь, что Она есть Приснодева?

Я отвечал:

— Верую!

— А веруешь ли, — продолжал он меня спрашивать, — что Господь как прежде исцелял мгновенно и одним словом Своим или прикосновением Своим все недуги, бывшие на людях, так и ныне так же легко и мгновенно может по-прежнему исцелять требующих помощи одним же словом Своим, и что ходатайство к Нему Божией Матери за нас всемогуще, и что по сему ходатайству Господь Иисус Христос и ныне также мгновенно и одним словом может исцелить вас?

Я отвечал, что истинно всему этому всею душой моей и сердцем моим верую, и если бы не веровал, то не велел бы везти себя к нему.

— А если вы веруете, — заключил он, — то вы здоровы уже!».

«Так как многие богомольцы были со мною при исцелении моем, то прежде меня возвратились в монастырь, всем возвещая о великом чуде этом».

Беседа преподобного Серафима с Николаем Мотовиловым о стяжании Святого Духа

Мотовилов Николай Александрович был человеком богоизбранным. Он еще не родился, а уж путь его пред Богом был определен. Он был «нужен Богу» именно как служка Серафимов. То было непростое время для Русской Православной Церкви. Блестящий Екатерининский век принес с собою падение нравов, обнищание и закрытие многих монастырей. Затем в правление Александра I православие в России становится приниженным. Правительство дает волю проповедникам инославным.

Расцветают масонские движения, готовится декабристское восстание. Тайные общества уже к 1816 году полностью опутали Россию. Именно в это время Господь подает помощь России. Появляются люди, ревностно служащие Православию. Рождение Николая Мотовилова и других было предуготовлено ясными знамениями Господними.

Беседа преподобного Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым (1809-1879г.г.) о цели христианской жизни произошла в ноябре 1831 года в лесу, неподалеку от Саровской обители, и была записана Мотовиловым. Рукопись была обнаружена через 70 лет в бумагах жены Николая Александровича, Елены Ивановны Мотовиловой.

Кажущаяся простота беседы обманчива: поучения произносит один из величайших святых Русской Церкви, а слушатель — будущий подвижник веры, исцеленный по молитве Серафима от неизлечимой болезни. Именно ему преподобный Серафим завещал перед смертью материальные заботы о своих дивеевских сиротах, об основании им Серафимо-Дивеевской обители.

Выражение «стяжание Духа Святого» в обращение ввел Серафим Саровский. Беседуя с Мотовиловым на темы, которые касались сути веры и того, что происходит с человеком, когда он молится.

Святой подвижник сказал, что молящийся действует подобно человеку, который мечтает достичь славы и богатства.

Только цель верующего лежит в иной плоскости. Он стремится объединиться с Господом через стяжание Духа Святого.

Преподобный сравнивал работу верующего с той, которую мы выполняем в повседневной жизни. Чтобы получить материальные блага для себя и своей семьи, человек должен много трудиться. Работа души – это приобретение или получение Благодати Святого Духа, чтобы соединиться с Господом. Это и является для верующего человека наивысшей ценностью.

Николай Александрович Мотовилов о своей беседе с Великим старцем в Записках отмечает:

«Это было в четверток; день был пасмурный, снегу было на четверть на земле, и сверху порошила довольно густая снежная крупа, когда батюшка отец Серафим начал беседу со мной, на ближней пажнинке своей, возле той же его ближней пустыньки, противу реки Саровки, у горы, подходящей близко к берегам ее, поместив меня на пне лишь только что срубленного им дерева, а сам стал против меня на корточки».

Серафим Саровский и Николай Мотовилов
Серафим Саровский и Николай Мотовилов

«Ваше Боголюбие! — сказал мне великий старец. — В ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей христианской, и у многих великих особ духовных о том спрашивали неоднократно».

«Но никто вам не сказал о том справедливо. Ибо пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божиего. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святого Духа Божиего. Заметьте, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Духа Святого, все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не предоставляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает».

«Так-то, ваше Боголюбие, так в стяжании этого-то Духа Божиего и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, милостыня, бдение, и пост, и другие добродетели суть только средство к стяжанию Духа Божиего».

«Как же стяжание? — спросил я его. — Я что-то этого не понимаю».

«Стяжание все равно что приобретение, — отвечал он. — Ведь вы разумеете, что значит стяжание денег; так все равно и стяжание Духа Божия. Так и Сам Господь землю нашу называет торжищем, а жизнь — куплею и дает нам заповедь: дондеже приду».

«Так я желал бы, ваше Боголюбие, чтобы в здешней жизни вы всегда были в Духе Божием; ибо Господь говорит: в чем застану, в том и сужду. Горе же, если застанет нас во тьме, отягощенных попечением и печалями житейскими, ибо кто стерпит гнев Его и противу лица гнева Его кто устоит? Вот почему сказано: бдите и молитеся, да не внидите в напасть, то есть да не лишитесь Духа Божиего, ибо бдение и молитва приносят нам благодать Его».

Мы в настоящее время так удалились от истинно христианской жизни, что даже нам странным кажется Священное Писание, когда говорится: и виде Адам Господа ходящаго в раю; и неоднократно в других местах Священного Писания говорится о явлении Бога человекам. Это все произошло оттого, что, мало-помалу удаляясь от простоты христианского ведения, мы под предлогом просвещения зашли в такую тьму неведения, что нам то кажется неудобопонятным, о чем древние христиане до того ясно разумели, что в самых обыкновенных разговорах понятие о явлении Бога между людьми никому из собеседующих не казалось странным».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *