Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Искупление грехов и его 2 этапа

Как это ни удивительно, грешат даже святые и священники. А ещё есть спорное верование, что уже самим фактом своего рождения человек грешит. Конечно, это одна из крайностей. Но всё же мало кто приходит к праведной жизни в самом раннем возрасте. А когда осознаём, то хочется как-то замолить, искупить грехи перед Богом. Есть ли такая возможность?

Грех — это нарушение законов Божьих

Начнём с того, что же такое вообще грех. Тема это непростая. Какая-нибудь бабушка в церкви может авторитетно сообщить молодому прихожанину, что слушать модную музыку — грех, читать литературу ужасов — тоже, да и вообще всё американское — пагуба для души русского человека и неугодно Господу.

И увы, подобные предрассудки широко распространены и плохо отражаются на образе православного человека. Масштаб таких заблуждений сложно переоценить, а потому батюшкам надлежит с особой тщательностью препятствовать распространению такого мракобесия.

Грех — это прямое нарушение того, чему учил Господь, того, чего он требовал от человека. В первую очередь это, конечно, десять заповедей:

  1. Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
Моисей получает десять заповедей от Бога, нарушение которых — грех и требует от человека искупления
Моисей получает десять заповедей от Бога, нарушение которых — грех и требует от человека искупления
  1. Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты. И помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
  2. Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  3. Не убивай.
  4. Не прелюбодействуй.
  5. Не кради.
  6. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  7. Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

С некоторыми изменениями текст повторяется в книге Второзакония (5:4–21). Это вызвано тем, что в основу Пятикнижия легло несколько источников. Частично они дублируют друг друга и оба сохранены в тексте. Но вернёмся к теме.

Список грехов не исчерпывается нарушением десяти заповедей, но любой другой грех может быть выведен из них. Например, нет заповеди «Не кури» или «Не наркомань», но любому разумному человеку ясно, что это нарушение заповеди «Не убивай», потому что всякое причинение вреда живому (в том числе и себе) — это способ приблизить его смерть.

Не все грехи — прямое нарушение 10 заповедей, но все из них выводятся

Каждый удар в драке — это дополнительный урон организму. Каждое переживание, которое мы доставили другому живому существу, — это его шаг к смерти.

Поэтому Иисус Христос довольно лаконично объясняет нам, как не грешить:

(Ин. 13:34)

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга»

Как мы понимаем, поступая из любви к себе и другим, человек никогда не совершит грех.

Бывают смертные грехи и менее тяжкие

Бог не подходит ко всему как бюрократ. Для каждого у него своя мера, а потому и есть разная градация грехов:

  • Смертные грехи. Страшное и злое деяние, совершённое с полным осознанием последствий. Считается наиболее тяжким. Скажем, решили мы кого-то убить ради наживы и сделали это;
  • Менее тяжкие грехи. Они совершаются тоже в полном осознании, но приносят меньше вреда. Например, дали нам сдачу в магазине на сто рублей больше. Бывает, что продавец обсчитался. Если деньги просто забрать, это будет кража. Вроде бы и мелкая, но всё равно грех;
  • Крупные грехи по незнанию или неосторожности. Например, невнимательность водителя на дороге может привести к смерти пешехода. В самом поступке нет намерения убить, так что и судить этого человека нельзя как убийцу, но всё же он должен был взвешивать риски, а значит косвенно виновен и является грешником. А бывает, человек просто не знает всех нюансов какого-то оборудования, что может привести к катастрофе. Прямой вины тоже нет, но ясно, что нужно серьёзнее было подходить к своему делу;
Смертные грехи на картине Иеронима Босха
Смертные грехи на картине Иеронима Босха
  • Мелкие грехи. Это может быть, например, сказанное в сердцах оскорбление. Вроде бы и мелочь, но человеку неприятно, больно. Ударил кого-то в драке — тоже мелочь, но ведь нет в этом поступке божественной правды. И т.д;
  • Вынужденные грехи. Тут самый известный пример — солдат на войне. Или же человек, на которого набросился маньяк с ножом. Не станем же мы молча смотреть, как пытаются, скажем, зарезать наших близких? Ясное дело, что понадобится защищаться и далеко не словом, а делом, причём не символически, а так, чтобы лишить врага способности взять реванш. А иногда и соврать бывает полезно, чтобы избежать ещё худших последствий. Увы, мы живём в испорченном в грехе мире. Иногда мы вынуждены выбирать из двух зол.

Тут нет единой меры чаш и весов. Нельзя ставит на одну чашу весов добровольного солдата-наёмника и того, кто совершает убийство для защиты своей семьи от бандитов. В жизни всё бывает.

Не всё плохое есть грех

Не всякий грех заслуживает разговора о нём. Не всякий важен для нашей духовной жизни. Одно дело — человек, который убил кого-то жизни, предал родных, украл нечто и т.д.

И совсем другое — некто, кто просто выражается матом. Никто не ангел. Об этом говорит даже Священное Писание:

(Екклесиаст 7:20)

«нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы»

(1-е Иоанна 1:8)

«если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас»

И нет нужды в том, чтобы бежать к священнику на исповедь по всякой ерунде. И среди батюшек случается сказать что-то для красного словца. Не надо полагать, что Бога может оскорбить то слово, существование которого Он сам предопределил, когда сотворил Вселенную.

Мы должны печься о будущем своей души, а значит бороться с действительно плохими сторонами своей сущности, а не погружаться в какие-то внешние мелочи.

Ну и нужно понимать, что есть грех, а есть просто сложные ситуации.

  1. Болезни. Часто путают грех чревоугодия с состоянием, когда человек болен. Если некто в силу психических расстройств злоупотребляет пищей, то он нуждается не в покаянии, а в лечении, ибо вины его в содеянном нет.
  2. Мотивы. Святые гибли за веру, но ведь мы не зовём их самоубийцами, верно?

Всего предусмотреть нельзя, а потому Господь призывает никого никогда не осуждать. Важно следить за своей жизнью. В конечном счёте важно не то, что человек совершил, а то, ради чего он это сделал.

Православие учит, что Христос искупил грех каждого раскаявшегося человека
Православие учит, что Христос искупил грех каждого раскаявшегося человека

Искупить грех может только Господь, но человеку потребуется работать над собой

Искупление греха — это процедура, которая происходит в два этапа. Причём невозможно её просто взять и провести, как некий технический процесс. Нужно раскаяние, искреннее. Мало убийце знать, что он грешник. Нужно ещё и искренне сожалеть о случившемся вплоть до мысли: «Если бы время вернуть назад, я бы так не сделал» или даже лучше: «Я бы хотел пострадать вместо того, кому причинил вред».

Когда человек находится в правильном умонастроении, ему предоставляется возможность искупить грехи. Конечно, это делает не сам человек. Нельзя просто так взять, купить за несколько тысяч рублей индульгенцию и стать снова праведным. Только Бог достаточно правомочен, чтобы снять с человека греховное бремя.

Но инициатор этого — сам человек.

Решив более не грешить, он должен покаяться перед священником. Батюшка вправе отпустить человеку грехи сам сразу, либо позволить исправить совершённое злодеяние какой-либо благочестивой деятельностью.

2-ой этап
искупления грехов — праведная жизнь

Затем наступает второй этап. Иеромонах Иов (Гумеров) так говорит о нём:

«Когда речь идет о смертных грехах, необходимо различать: прощение грехов и врачевание души. В таинстве покаяния человек получает прощение грехов сразу, но здоровой душа становится не скоро. Можно провести аналогию с телом. Бывают болезни неопасные. Они легко лечатся и не оставляют никакого следа в организме».

Второй этап — это праведная жизнь, не возвращение к греху. Мы будто бы убрали у себя болезнь, но организм, который уже раз ей поддался, нуждается в укреплении иммунитета. И только духовная жизнь способна выстроить щит и не позволить человеку возвратиться в греховную пропасть.

Ещё один способ искупить грех — возместить урон жертве

Если грех допущен по отношению к кому-то, то справедливо не бежать за прощением к Богу, а пойти по самому сложному пути — прийти к тому, кому ты нанесён вред, и попросить дать шанс всё исправить.

В древней Ирландии от убийцы требовалось стать слугой родственников убитого

В древней Ирландии даже был такой закон, когда убийца должен был явиться в семью убитого и остаться там служить, чтобы возместить совершённое зло.

Если некто что-то украл, значит, нужно вернуть эту сумму. Что-то уничтожил — выстроить заново. Принёс зло — подарить радость.

Отмолить грех нельзя

Сама по себе молитва — это не заклинание. Нельзя взять на себя обязательство читать ежедневно пару подобных текстов и надеяться на отпущение грехов. Так это не работает. Молитва лишь укрепляет в воле и создаёт нужное умонастроение. Но она — не средство искупление и никогда таковым не станет. Грешнику в любом случае предстоит сложная внутренняя работа над собой.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *