Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Православное братство: 3 этапа становления

22.04.2019
3 189

Если допустить, что человек никогда не слышал про православное братство, то подобное сочетание слов должно его насторожить. «Что за братство такое? Есть церковь, это да. А про братства на проповедях не рассказывают. Похоже, очередная секта». Но нет. В истории церковной жизни это слово имеет исключительно положительное значение. Не будем тянуть и поговорим про братства русской церкви.

Братство — это миряне-единомышленники при храме или монастыре

Православные братства — это группы мирян, которые собирались при храмах или монастырях. Это были те энтузиасты, которые не оставались равнодушными к нуждам церкви. Даже не будучи священнослужителями, члены братского движения помогали, чем могли православному миру:

  • Выступали просветителями;
  • Становились благотворителями.

И много чего другого. Но в каждый исторический период люди помогали православной церкви по-разному.

Братства появились в XVI веке и превратились в серьёзные организации с уставом и функциями

Первые православные церковные барства стали данью моде. На рубеже XVI и XVII веков в Белоруссии и Украине вообще было любимым делом создавать:

  • Союзы единомышленников;
  • Объединения членов социальных групп;
  • Группы рабочих коллективов.
XVI век
когда появились православные братства

Закономерно дошла очередь и до христианской религии. Нечто подобное уже существовало в католическом мире. Православным оставалось только официально закрепить статус братства при храмах. Что и было сделано. Епархиальные управления охотно одобрили утверждение нескольких братств:

  1. Львовское братство, Благовещенское (1542).
  2. Никольское братство (1544).
  3. Дрогобычское Крестовоздвиженское братство (1556).
  4. Вишенское Троицкое братство (1563).
Члены Крестовоздвиженского православного братства
Члены Крестовоздвиженского православного братства

На братства возлагали следующие функции:

  1. Заботится о больных членах.
  2. Помогать обедневшим.
  3. Проводить похороны.
  4. Защищать церковь от нападений иноверцев.

Постепенно эти структуры развивались и принимали всё более серьёзный статус. К концу XVI века возникают уставы, где прописаны задачи братств.

К XVII веку братства открывают и при монастырях. В то же время ужесточаются и требования к членам братства. Они обязаны под страхом отлучения от Церкви выполнять распоряжения братства.

В братстве решают не только мирские, но и духовные вопросы.

В деятельности братства решались не только мирские, но и духовные вопросы. Например, его члены регулярно собирались, чтобы вместе читать духовную литературу. Проводили выборы старших братчиков, пиры, накладывали штрафы. Братства имели недвижимое имущество. Само собой, члены таких братств обязались ремонтировать храм и приобретать для него церковную утварь. Позднее братства начали открывать богадельни и школы.

Важная для братств задача — препятствовать переходу в католицизм православных. Для этих целей:

  1. Печатали просветительские издания.
  2. Выпускали учебники.
  3. Издавали богослужебные книги.
  4. Тиражировали братские документы.
  5. Распространяли церковную православную литературу.

В конце концов братства превратились в реальную силу, которая могла многое решать в судьбе русского православия. Это пришлось на момент серьёзных разногласий внутри Церкви. Братства старались надавить на то, чтобы голос мирских людей получил больший вес, чем раньше. Они же выступили главными противниками унии с католической Церковью.

К двадцатым годам XVII века влияние братств стало снижаться из-за того, что протестантизм и католичество брали верх в тех областях, где действовали православный братства.

Постепенно епархиальная власть смогла подчинить себе братства и лишила их способности действовать сообща. Теперь миряне сосредоточились на нуждах собственного прихода, превратились в функциональный придаток. Некоторые братства приняли унию, другие распались.

Священник Сызранской Епархии на встрече с православным братством «Путь к истине»
Священник Сызранской Епархии на встрече с православным братством «Путь к истине»

В середине XIX века братства возродились из-за новых конфликтов с латинской церковью

Православные братства вновь появились на горизонте в 60-е годы XIX века. Причиной тому послужили новые конфликты с латинской церковью. Опираясь на предшествующий опыт, люди довольно быстро возобновили братства и установили правила их функционирования.

Было установлено, что братство — это организованная группа людей, которая нужна для:

  • противодействия раскольникам и врагам православия;
  • духовного просвещения;
  • заботы о православных храмах.

Братства снова действуют при церквях и монастырях. Примеры таких братств:

  • Кирилло-Мефодиевское братство в Чистополе при Николаевском соборе;
  • Братство Святого Креста в Саратове при Преображенском монастыре;
  • Братство во имя Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге.

Постепенно потребность в таких братствах возрастала. Рассказывает руководитель православного братства священномученика Ермогена Сергей Поляков:

«В XIX столетии и начале ХХ очень распространено было при храмах открывать православные братства, в основном, как некие сообщества ремесленников, которые занимались чем-то одним, одной какой-то темой — ну, к примеру, братство, объединявшее в себе художников на базе какого-то прихода, либо братство, которое могло каких-то мастеровых объединять. В общем, в основном — по профессиональному принципу.

И когда в России после вот этих революционных лихолетий началось возрождение православной жизни, также возникла и тема возрождения православных братств. Немалую роль сыграли определенные книги, которые, в основном, издавались на Западе и которыми я в свое время занимался, самиздатом, еще в советское время — перепечатыванием, ксерокопированием, переплетом.

Там прямо один автор церковный утверждал, что Россия возродится только тогда, когда будут возрождены православные братства — именно по профессиональному принципу, объединяющие профессионалов в какой-то области, но на базе, конечно, какого-то прихода, церкви и под руководством либо священника, либо епископа».

В период гонений братства помогали церкви действовать, а ближе 90-ым годам стали исчезать

Когда начались гонения советской властью, православные братства стали подпольными организациями, которые помогали православной Церкви. Вот как к ним призывал патриарх Тихон:

«А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни единого часа в нашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав церкви православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, но доброй волею становиться в ряды духовных борцов».

В сложный для Церкви момент патриарх Тихон призвал на помощь православные союзы
В сложный для Церкви момент патриарх Тихон призвал на помощь православные союзы

И это принесло плоды. Известия за 1922 год писали следующее:

 «В Петрограде свирепствует какая-то эпидемия братств, духовных кружков, подготовительных религиозно-схоластических школ. Духовенство обрабатывает этим путем молодежь».

Пример братств тех лет — братство храма Христа Спасителя. В их уставе значились следующие задачи:

  • поддержание благолепия храма Христа Спасителя и отправляемых в нем богослужений;
  • содействие наиболее плодотворному служению храма духовному преуспеянию православной России.

Братства послужили опорой для русской церкви в эмиграции. Так появились православные братства, например, в Китае и Англии. В СССР же одни продолжали функционировать подпольно.

Но подпольные организации — это одно. А вот возрождение братств — это совсем другое. В 1988 году провели Поместный Соборы, который дал отчёт на восстановление былых союзов при храмах. В 1990 году организован Союз православных братств. В него вступило примерно 50 групп.

Возрождение православных братств протекает без значительных успехов

Это не было просто чем-то для галочки. Братства действительно участвовали в жизни Церкви по мере возможности.

Но возникла новая проблема — в братствах не было единства. Одни оказались лютыми консерваторами, другие призывали к масштабным реформам.

В итоге братства стали исчезать.

Сергей Поляков так рассуждает о причинах этого явления:

«Причин было несколько. Я бы выделил следующие. Во-первых, некоторые открыли братства для занятий чисто коммерцией, то есть для заработка. Ну, кстати, мы — не исключение. Но вопрос ведь — чем зарабатывать, как зарабатывать, какими методами, что разрешено, что не разрешено для нас, как для православных людей. Вот был у многих перекос — уйти в чистый бизнес, где все, в общем-то, позволено, что не запрещено. То есть, в отличие от такого православного подхода, который ограничивает определенные виды деятельности, определенные способы этой деятельности»

Сегодня наиболее широко православные братства представлены на Украине и в Белоруссии. Россия и ряд других православных стран активно обсуждают то, как стимулировать народ активно участвовать в жизни Церкви и возродить братства.

 «Братство во имя Святых Митрофана и Тихона» — пример активной православной организации

Братство во имя Святых Митрофана и Тихона создано по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Мефодия, Митрополита Воронежского и Липецкого в 1995 году. Им управляет иеромонах Андрей Беляков. Принимают как мужчин, так и женщин.

Основной упор сделан на религиозное и нравственное просвещение верующих местной епархии. Шире задачи описаны в уставе организации:

  • содействие в открытии и поддержание церковно-приходских школ;
  • проведение внебогослужебных собраний и лекций;
  • собеседование пастырей Церкви с прихожанами;
  • устройство церковных библиотек, книжных складов для распространения православной церковной литературы, постоянных лекториев;
  • организация паломнических поездок по святым местам;
  • катехизическая, миссионерская, издательская и благотворительная деятельность в городах и селах Воронежско-Липецкой епархии.
Братство при храме Тихвинской иконы Божией Матери и священник Владимир (Андросюк)
Братство при храме Тихвинской иконы Божией Матери и священник Владимир (Андросюк)

Ещё один пример — братство при храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери

Выпускники воскресной школы в 2008 решили организовать братство при храме Тихвинской иконы Божией Матери. Его составляет преимущественно, как мужчины, так и женщины. Руководит братством иерей Владимир (Андросюк)

Основная деятельность братства:

  1. Проведение утренников в воскресной школе.
  2. Туризм.
  3. Поездки.
  4. Организация концертов.
  5. Творческая деятельность различных направлений.
  6. Беседы на духовные темы.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *