Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Лицедейство это грех

В IV веке на востоке Римской империи стал известен Ардалион, талантливый мимический актёр. Однажды он играл в цирке роль христианина, подвешенного на дыбе. По замыслу автора его герой вначале отрекается от принесения жертв идолам, а потом от Христа.

Актёр так талантливо изображал страдания, что зрители пришли в восторг от этого. Вдруг актёр приказа всем замолчать, и объявил всем, что он действительно христианин и никогда не отречется от Господа. За этого святого сожги на раскаленной сковороде. В наши дни Церковь противоречиво относиться к актёрству и театру, многие актёры при этом даже становятся священниками.

Театр родился из язычества

Театр родился в глубокой древности и первоначально представлял собой аллегорию производственных и трудовых процессов. Само театральное искусство происходит из охотничьих, мистических и иных ритуалов.

Набольшего расцвета в Древнем мире театр достиг в Древней Греции, где театральные представления часто сочетались с языческими ритуалами и церемониями. Древнегреческий театр считался важнейшим государственным институтом и поэтому существал в каждом древнегреческом городе.

Театр Диониса в Афинах в Римское время. Театр ведёт свою родословную из древней Греции, где театральные постановки произошли от языческих празднеств в честь бога виноделия Диониса (Бахуса)
Театр Диониса в Афинах в Римское время. Театр ведёт свою родословную из древней Греции, где театральные постановки произошли от языческих празднеств в честь бога виноделия Диониса (Бахуса)

Так, например, одним из самых почитаемых богов в Древней Греции бог плодородия и виноделия Дионис (или Вакх). Часто его ещё называют прародителем театра. Культ Диониса развился в VII-VI веках.

Первыми актёрами стали участники вакхических церемоний, которые мазали лица виноградной гущей, надевали маски и шли с песнями за повозкой с Вакхом. Из обрядовых игр возникли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская драма.

Древнегреческий театр вышел из культа Диониса, развившегося в VII-VI веке.

Сначала древние греки, а позже и все жители европейской ойкумены большую часть жизни проводили в театре. Здесь заключались сделки, решались политические вопросы, предоставлялись все возможности для плотских утешений.

Древний Рим пристрастие древних греков к театру перенял. При этом он привнес в него свойственную ему развращённость и жестокость, позаимствовав их из римских цирков.

Выход на сцену цирка. Ф.А. Бронников. 1869 год. Из римского цирка в театр «перекочевали» сцены казни и иные сцены насилия. Христианство этому категорически противилось
Выход на сцену цирка. Ф.А. Бронников. 1869 год. Из римского цирка в театр «перекочевали» сцены казни и иные сцены насилия. Христианство этому категорически противилось

Однажды во время представления трагедии «Геркулес на Этне» на главную роль назначили приговоренного к смерти преступника (христианина) и в конце представления сожгли его на сцене живым.

Естественно, что с появлением христианств Церковь восстала против театральных представлений. В апостольские времена их участники и зрители таких представлений отлучались от Церкви, ведь во время их сжигали людей живьем, травили зверями.

Ранее в христианстве театр считался местом, где сосредоточенны все пороки

Правовой статус актёра в древнем мире походил на статус представителей позорных профессий, например, содержателей публичных домов. Естественно, что и христиане, видя такое положение театра и актеров, относились к ним отрицательно.

Так святой Иоанн Златоуст называет театр училищем страстей и местом блудодеяния и прелюбодеяния духовного. Тертуллиан, описывая театральные зрелища, ссылается на следующие слова священного Писания «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём». (Мф. 5:28).

На сцене же периодически ставились, да и сегодня ставятся, спектакли с соблазнительными и натуральными сценами.

VI Вселенский Собор. Фреска (Афон, Великая Лавра). На Шестом Вселенском Соборе приняли решения, строго запрещавшие участие прихожан и клира в зрелищах в любом качестве
VI Вселенский Собор. Фреска (Афон, Великая Лавра). На Шестом Вселенском Соборе приняли решения, строго запрещавшие участие прихожан и клира в зрелищах в любом качестве

Шестой Вселенский собор строго запретил христианам и клирикам участие в зрелищах и в качестве актёров и в качестве зрителей. В случае нарушения этого правила миряне отлучаются от церкви, а клирики извергаются из священного сана (Правила 24 и 62 VI Вселенского собора 680-681 гг.)

Таким образом, еще в древности верующим и священникам ходить в театр Отцы Церкви запретили.

VI Вселенский Собор запретил священникам и христианам участвовать в зрелищах в любом качестве.

Необходимо отметить, что театр приобрёл современный вид только благодаря таким запретам Церкви. Взаимодействуя с христианством театр, потерял черты языческой вакханалии и стал инструментом духовного преображения человека.

При этом стоит отметить, что уже в древнее времена христианство и актерство имели самые тесные связи. Так, например, известен подвиг актёра-христианина Ардалиона. Изображая на сцене страдания христианских мучеников, он сам объявил со сцены о том, что он христианин, за что его живьём сожгли на сковородке, но от Христа он не отрёкся.

Святой мученик Ардалион. Фрагмент иконы. Несмотря на то, что христианство отрицательно относилось с момент своего появления к театру и актёрам, среди них имелись и те, кто потом стал христианином и даже принял мученическую смерть за Христа
Святой мученик Ардалион. Фрагмент иконы. Несмотря на то, что христианство отрицательно относилось с момент своего появления к театру и актёрам, среди них имелись и те, кто потом стал христианином и даже принял мученическую смерть за Христа

Естественно, что такие примеры показывают, что спастись может каждый человек вне зависимости от его профессии или национальности. Ему нужно лишь придти ко Христу и уверовать в Него. Именно поэтому христианство осуждало те мерзости, которые творились в языческих театрах, но с радостью принимало в свои ряды раскаявшихся лицедеев.

Лицедейство ― это грех, если оно вызвано лицемерием

Лицедейство это грех, не упомянутый в Библии. Дело в том, что в Священном Писании упоминается лицемерие, при этом под ним понимается такой стиль жизни, когда человек не живет жизнь, а играет спектакль жизни.

Господь же хочет, чтобы каждый день работали над собой и исполняли Его волю. То есть жизнь христианина — это каждодневное отвержение заботы о себе и несение креста, посылаемого Отцом Небесным: «отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).

Увлекаясь же лицедейством, которое изображает придуманную жизнь, можно забыть об этом и легко впасть в грех.

Предательство Иуды, фрагмент мозаики 12 века из собора св.Марка в Венеции: фарисее — слева от Христа, справа — войны. Ранние христиане сравнивали лицедеев с фарисеями, которые притворно набожны, но на самом деле Божьим заповедям не следуют
Предательство Иуды, фрагмент мозаики 12 века из собора св.Марка в Венеции: фарисее — слева от Христа, справа — войны. Ранние христиане сравнивали лицедеев с фарисеями, которые притворно набожны, но на самом деле Божьим заповедям не следуют

Таким образом, прямо в Священном Писании театр и актёрское мастерство не упомянуты, но образно они достаточно часто упоминаются в нём. Дело в том, что притворяющийся человек, например, ханжа или же фарисей, как бы играет спектакль в жизни.

При этом верующий человек должен честно нести свой крест, искренне каяться в своих грехах и быть твёрдым в вере. Естественно, что фиглярское изображение на театральной сцене святых для каждого христианина вещей ― это безусловный грех.

Прямо в Библии актёрство и театр не упомянуты.

Кроме того, стоит также отметить, что на сцене театра в древние и современные времена иногда происходят события, которые сами по себе являются грехом. Естественно, что проповедовать и восхвалять грех нельзя.

Также нельзя перевоплощаться в театре, играя представителей нечистых сил. Именно поэтому, Церковь считает лицедейство сродни греху, хотя в Священном Писании нет прямого указания на это.

В наше время христианин может служить актером

Киприан, епископ Карфагенский (III в.), писал, что мимов нельзя допускать к общению с христианами, «ибо такое постыдное и бесчестное общение посрамило бы церковь». В 315 г. ― собор в Эльвире решил допускать актера к принятию христианства только в том случае, когда он откажется от дела своего и впредь обещает не приниматься за актерство.

В противном случае надлежит изгонять его из общины. 314 год ― собор в Арле постановил: «актеров отлучать от всякого общения с церковью, пока они остаются актерами». В средние века и вплоть до Нового времени актёрская профессия также продолжалась считаться низкой.

Священномученик Киприан. Фреска церкви Св. Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 - 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий. Киприан, епископ Карфагенский утверждал, что актеров-мимов нельзя допускать к общению с христианами, так как это позорит христианскую Церковь
Священномученик Киприан. Фреска церкви Св. Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 — 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий. Киприан, епископ Карфагенский утверждал, что актеров-мимов нельзя допускать к общению с христианами, так как это позорит христианскую Церковь

В настоящее время ситуация изменилась. Теперь актёры ― это не только полноценные члены общества, и его элита. Что же касается христианства, то современны богословы указывают на то обстоятельство, что правила Вселенских соборов устанавливались в языческие времена для того, чтобы противостоять языческим культам.

В наше время театр уже не символизирует собой язычество, поэтому на вопрос: можно ли христианину быть актером, в наше время стоит ответить утвердительно.

Профессия актера относится к категории «духовно опасных».

В этой связи отдельно стоит сказать о том, что профессия актёра относится к категории духовно опасных. Дело в том, что актер должен уметь «перевоплощаться» в своего персонажа, в его не только мысли, но и страсти.

В этом случае есть опасность полностью раствориться в той личности, которую актёр должен изображать на сцене. Особенно страшна участь актёра, дерзнувшего сыграть Христа и Его мучения. В этом случае иметься большой риск духовной гибели, ведь никто из смертных не может уподоблять себя Спасителю.

Если человек актерской профессии стал христианином, он обязан наложить на себя определённые ограничения. Так, например, он должен избегать тех постановок и ролей, которые несут и пропагандируют грех.

Кроме того, даже для занятия низших церковных должностей ему необходимо оставить свою профессию. Известна история популярного актера Ивана Охлобыстина, который одно время служил священником церкви. После того, как он вернулся в актерскую профессию, он запрещён в служении, так как два этих вида деятельности несовместимы.

Актеров не хоронили на христианских кладбищах, потому что их считали последователями языческих культов

До революции в России представителей актерской профессии не хоронили на христианских кладбищах. Связанно это обстоятельство со многими причинами. Так сам театр произошёл в древние времена от языческих мистических обрядов и церемоний. На Руси произошло примерно тоже самое, только наши древние лицедеи назывались скоморохами.

Скоморохи. А. П. Васнецов. 1904 год. Скоморохи на Руси считались язычниками. Скоморошество повторяло древнегреческие языческие церемонии. Именно поэтому после ликвидации скоморохов все негативные эмоции, связанные с ними, Церковь перенесла на актёров
Скоморохи. А. П. Васнецов. 1904 год. Скоморохи на Руси считались язычниками. Скоморошество повторяло древнегреческие языческие церемонии. Именно поэтому после ликвидации скоморохов все негативные эмоции, связанные с ними, Церковь перенесла на актёров

Впервые со словом «скоморох» мы встречаемся в хорошо известном ученым «Поучении о казнях божиих». Документ этот появился вскоре после официального принятия христианства на Руси, в середине XI века.

В нём говориться: «Но этими и иными способами вводит в обман дьявол, всякими хитростями отвращая нас от Бога, трубами и скоморохами, гуслями и русалиями. Видим ведь игрища утоптанные, с такими толпами людей на них, что они давят друг друга, являя зрелище бесом задуманного действа, а церкви стоят пусты»

Скоморохов уничтожил в 1648 году царь Алесей Михайлович.

Церковь обвиняла скоморохов в служении Диаволу, грабежах, насилиях и прочих грехах. Позже эти обвинения перешли к актёрам, когда в 1648 году скоморошничество уничтожил царь, Алексей Михайлович.

Кроме того, представителей это профессии отказывались хоронить на христианских кладбища потому, что учение Церкви запрещает людям копировать или играть чужую жизнь. Актер же делает это профессионально, поэтому как бы принимает на себя грехи того персонажа, которого изображает на сцене.

Портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный русский художник второй половины 17 века. Школа Оружейной палаты. Конец 1670 — начало 1680 годов. Царь Алексей Михайлович, окончательно ликвидировав скоморошество, покончил с остатками язычества на Руси
Портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный русский художник второй половины 17 века. Школа Оружейной палаты. Конец 1670 — начало 1680 годов. Царь Алексей Михайлович, окончательно ликвидировав скоморошество, покончил с остатками язычества на Руси

Таким образом, в конце своей жизни многие актеры становятся настолько греховными, что их просто невозможно хоронить вместе с истинно верующими. В наше время ситуация изменилась.

Дело в том, что современный театр потерял свои языческие корни и поэтому многие запреты перестали действовать. В наше время православного, служившего в театре, захоронят на православном кладбище без особых проблем. При этом он должен вести праведный образ жизни, посещать церковь, каяться в грехах, исповедоваться, а также быть допущенным к Причастию.

Верующий может ходить в театр, если это театр православный

Далеко не все верующие знают, что в христианстве издавна формировалась своя театральная культура. Она основывается на библейских сюжетах. Так издавна показывалось так называемое «Пещное действо» — сцена, посвященная библейскому сюжету о трех отроках в вавилонской печи.

Позже создавались иные постановки на сюжеты Священного Писания. В России такие известные православные святители как Симеон Полоцкий и Дмитрий Ростовский избирали предметом своего творчества библеистику.

Православный театр в Волгограде. Наши дни. Церковь не запрещает верующим посещать театр, если он православный
Православный театр в Волгограде. Наши дни. Церковь не запрещает верующим посещать театр, если он православный

Здесь необходимо отметить, что основное отличие театра православного от театра светского в его содержании. Оно основывается на искусстве проповеди или же гомилетике.

Так, если в святоотеческой литературе IV и V веков говорилось о об осуждении тех людей, которые ходят на театральные постановки, то сегодня ходить в театр христианам не запрещается. Дело в том, что сейчас театр полностью избавился от своих языческий корней, а православный вообще стал орудием проповеди.

РПЦ в наше время, в отличие от святоотеческой литературы IV и V веков театр не отрицает.

В наше время Церковь осуждает не театр как таковой, а определенный театральный пласт. Режиссеру, художнику непозволительно играть на страстях, на каких-то низменных человеческих чувствах, инстинктах, чтобы театр как социальное явление не был училищем страстей.

Всего этого нет в православном театре. Он утверждает традиционные христианские ценности. Это основная задача его деятельности.

Православный театр ― это кафедра, с которой миру можно проповедовать светлые христианские идеи, а для некоторых он может стать ступенькой к православной вере, если, конечно, это классический театр.

Естественно, что репертуар такого театра должен состоять только из произведений духовного содержания. Только в этом случае он может стать той ступенькой, став на которую человек может придти к вере.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *