Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Серафим Роуз. Непростая история иеромонаха

11.04.2019
3 030

Серафим Роуз — необычное имя для челна Русской православной Церкви. Но удивляться тут нечему, ведь этот человек родился и жил в Америке, где далеко не сразу обратил внимание на православную жизнь.

Ныне он известен как иеромонах Серафим и духовный писатель. Ряд его трудов переведены на русский язык, а особенно известна книга «Жизнь после смерти».

Юджин Роуз рос замкнутым ребёнком и сосредоточился на учёбе

Юджин Дэннис Роуз родился в 12 августа 1934 года в Сан-Диего. Это были годы великой депрессии, так что семье было не до того, чтобы набираться духовных знаний или просто проявлять друг к другу нежность. Элементарно не хватало еды — куда там до чего-то другого.

Существенный вклад в воспитание Юджина внесла старшая сестра.

Мать держалась строго, а потому существенный вклад в воспитание Юджина внесла старшая сестра.

Он рос безропотным, очень послушным и замкнутым. У Юджина неладились отношения со сверстниками, зато неплохо шли дела с освоением школьного материала.

Из увлечений Юджина можно выделить два:

  1. Фортепьяно.
  2. Скаутские мероприятия.

В 1952 году Юджин закончил школу. Её руководство отметило успехи юноши, назвало его первым учеником и выдало серьёзную стипендию.

Едва покинув родной дом, Юджин охладел к христианству

За время учёбы в школе Юджин не удосужился подумать о будущем. Ему хватало учёбы, фортепьяно и скаутов. А теперь жизнь требовала решения — куда поступать, на кого дальше учиться?

Выбор пал на частный колледж в Помоне, так как это учреждение считали одним из самых престижных.

Отец Серафим (Роуз)
Отец Серафим (Роуз)

Едва вырвавшись из-под материнской опеки, Юджин отбросил в сторону все христианские воззрения матери. Ему это не было интересно. По собственному утверждению, Юджин не нашёл в христианстве истину. Захотелось поискать её где-то ещё.

Некоторое время Юджин был впечатлён преподавателем китайской философии

Поиск нового фундамента для духовной жизни обратил внимание Юджина на китайскую философию — точнее, даже не на неё саму, а на китайского профессора Жи Минь-шеня. Этот человек отлично ориентировался в наследии своей культуры, некоторое время жил в восточном монастыре, наизусть цитировал классиков.

В нём не было ни капли надменности, лукавства, негатива. Это один из самых положительных людей, оказавших большое влияние на Юджина Роуза.

Жи Минь-шеня не в чём было упрекнуть, и его любовь к своей культуре, восточным традициям и философии произвела сильное впечатление на Юджина. Казалось, новый путь в жизни найден, но Жи Минь-шень внезапно исчез.

Юджин всегда с теплом вспоминал профессора, но едва тот пропал, понял, что китайская философия привлекала его только в присутствии наставника. Юджин вряд ли интересовался ей искренне, потому что тут же забросил.

Эзотерик и преподаватель Алан Уоттс оказал на Юджина сильное плохое влияние

Жизнь столкнула Юджина с новым наставником. Звали его Алан Уоттс. Он вырос в христианской среде, но не питал к ней большого интереса. Собственно, никакая отдельная религиозная или философская традиция Алана Уоттса тоже не интересовала.

Он был из тех людей, которые, что называется, «галопам по Европам». Алан Уоттс хватался за всё, но нигде не копал основательно.

Однажды он вознамерился стать буддийским священником, понял, что ему это не подходит, и стал тогда англиканским. Но и здесь не задержался — из-за супружеской неверности с ним развелась жена, и Алан Уоттс был вынужден в 1950 году бросить службу и проповедь.

Алан Уоттс был дурным примером для Юджина Роуза, называл движение хиппи буддизмом и преподавал эти идеи ученикам
Алан Уоттс был дурным примером для Юджина Роуза, называл движение хиппи буддизмом и преподавал эти идеи ученикам

Алан Уоттс почувствовал, что может стать преподавателем, и через три года уже встал во главе Академии востоковедения. О компетентности Уоттса как преподавателя современники сообщали следующее:

«Никто на белом свете не смог бы, как Уоттс, растолковать суть мистических религий Востока, одновременно напустив еще больше таинственности».

Уоттс был влиятельным человеком, и его идеи привлекали Юджина, хотя впоследствии он говорил об учителе далеко не в позитивном ключе:

«Его философия — «это оправдание естественных радостей жизни… И для этого он то берет на вооружение разные религии, то отрицает (когда ему удобно)… Это нечестно. Коль скоро цитируешь из религиозных источников, будь добр, изложи мысль полностью, опираясь на все учение в целом. Произвольно выдергивая удобные ему цитаты, он лишь обнаруживает неуважение к источникам: они для него лишь забава, ведь божество — он сам. В этом он заодно с прочими лжепастырями».

Алан Уоттс не нашёл пристанища в какой-то одной религии, а попытался изобрести собственную систему мировоззрения. Она заимствовала всё удобное из поверхностно известных Уоттсу учений и отвергала всё, что ему не приходилось по вкусу.

Этот подход привёл Уоттса в движение хиппи. Собственно, он сам приложил достаточно усилий, чтобы организовать сию новую моду.

Алан Уоттс предпочёл духовности культуру хиппи.

Духовными практиками Уоттса стали: приём наркотиков, свободная любовь, пьянство и образ жизни бесполезного, вялого, никчемного человека. Всё это он не стеснялся отождествлять с буддизмом.

Страшно подумать, чему такой преподаватель «научил» своих учеников, когда вещал о Востоке. В 1973 году Уоттс скончался от вредных привычек, оставив после себя значительное литературное наследие на околодухвную тематику.

Юджин подражал Алану Уоттсу и перенял его вредные привычки

Юджин во многом следовал примеру своего второго учителя. Имея тягу к знаниям, он впитывал всё то, чему учил Алан Уоттс. Также Юджин старался копировать манеры преподавателя и принялся вести праздный образ жизни:

  • Питался в ресторанах;
  • Курил дорогие сигареты;
  • Посещал оперу;
  • Ходил в театр;
  • Пил элитные вина.
Юджин Роуз в молодости
Юджин Роуз в молодости

Образование сделалось не столько целью, сколько средством, чтобы прослыть интеллектуалом.

Друг привёл Юджина в церковь, и тот решил стать православным

Поиски духовного прибежища для Юджина Роуза завершились в православии. Однажды сокурсник привёл его в собор Всех скорбящих Радости в Сан-Франциско. Там Юджин увидел пожилого сутулящегося архиепископа Тихона. Тот чем-то так сильно впечатлил Юджина, что заставил пересмотреть взгляды на христианство.

О православии Юджин почти ничего не знал, что лишний раз свидетельствует об уровне компетентности его учителей из академии, где должны были дать представление обо всех мировых религиях. Да и родители ничего об этом не могли сообщить сыну:

  1. Отец Юджина и вовсе думал, что православие — это синоним католицизма.
  2. Мать полагала, что православие — это нечто вроде коммунизма.

Юджин попытался познакомиться с православием поближе, и оно его очаровало. Недолго думая, он бросил научную карьеру, сулившую должность преподавателя, и стал членом Русской православной церкви за границей.

Юджин Роуз с котом по кличке Александр. Сан-Франциско. Начало 1960-ъ
Юджин Роуз с котом по кличке Александр. Сан-Франциско. Начало 1960-ъ

Юджин обратился в православие, интересовался Россией, и до смерти успел достичь сана иеромонаха

С 1962 года Юджин — православный христианин. Он активно участвует в жизни Церкви:

  1. Учит русский и церковно-славянский языки.
  2. Знакомится с православным вероучением.
  3. Издаёт просветительский бюллетень «Православный вестник».
  4. Отрывает лавку с церковной утварью, иконами и книгами.
  5. Учится на богословских курсах.
  6. Проводит миссионерские беседы.
  7. Пишет статьи на православную тематику.
  8. Помогает организовать православный скит.

Пожалуй, можно утверждать, что православие — единственная религия, с которой Роуз познакомился столь глубоко, и которая вызывала столько отклика в его душе.

В 1969 году Юджин поселился в скиту, а в 1970 принял монашеский постриг. С этого момента он и получил такое необычное имя — Серафим Роуз.

1977
в этом году Серафим Роуз стал священником, а закончил свой путь иеромонахом

Всю свою жизнь он выказывал большой интерес к России, проповедовал и писал труды на православную тематику.

2 сентября 1982 года отец Серафим скончался после тяжёлой болезни.

Книга Серафима Роуза «Душа» после смерти» описывает опыт умирания на основе трудов святых отцов

Серафим Роуз — автор многочисленных трудов на православную тематику. Но наиболее известная его книга «Душа после смерти». Цель её написания — показать читателю православный взгляд на посмертную жизнь.

Не секрет, что Священное Писание почти не касается этой темы. Серафим Роуз же решил воспользоваться всеми источниками, которые счёл достойными доверия, и сформировать картину загробной жизни православного христианина.

«Душа после смерти»
Купить книгу на сайте ЧитайГород 
Обложка книги Серафима Роуза «Душа после смерти»
Обложка книги Серафима Роуза «Душа после смерти»

Он считал её «ответом» многочисленным описаниям посмертных опытов, о которых рассказывали люди после клинической смерти.

О структуре книги автор ёмко говорит сам:

«В девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего христианского учения».

А десятая, заключительная глава пошагово описывает опыт умирания с точки зрения Серафима Роуза, например:

«Потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми «на курорте» счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов».

Ссылается при этом Серафим Роуз в основном на письма Феофана Затворника и труды ряда других деятелей Церкви.

Заканчивается книга рассуждениями о молитве, телесном воскресении и приложением с молитвами и ответами критикам.

Монах Серафим Роуз
Монах Серафим Роуз

Увы, Серафим Роуз был предвзятым и слабым востоковедом

Было бы неправильно и несправедливо сказать о работах Серафима Роуза исключительно хорошее. К его трудам следует относиться с осторожностью.

Из-за посредственных учителей академии Востоковедения Серафим Роуз был очень слабым и предвзятым религиоведом. Он не стеснялся, не имея чётких представлений о чужих вероисповеданиях, обрушиваться на них с резкой и необоснованной критикой. Руководствовался он при этом домыслами и слухами.

Серафим Роуз плохо ориентировался в восточных традициях, но критиковал их

Особенно о веротерпимости Серафим Роуз забывал, когда рассуждал об индуизме и легко ставил «равно» между ним и «чёрной магией» (ещё одной областью, в которой он не ориентировался). Например, Серафим Роуз допускал такие ошибки:

  1. Во фразе «Пранаяма представляет собой дыхательные упражнения в сочетании с джапой» он демонстрирует некомпетентность, ибо это разные техники, а их сочетание носит иное название — «Аджапа Джапа».
  2. Богиню Кали, которая ужасала злых демонов и символизировала разрушительное время (если по-христиански, переход из грешного мира в Небесное Царство), он грубо отождествлял со смертью и ужасом и критиковал иконографию индуистской Богини за наличие кровопролитных сюжетов.

Интересно было бы узнать, какими бы эпитетами Серафим Роуз мог бы описать почитание мощей или сюжеты вроде «Усечения головы Иоанна Предтечи», если бы вырос вне христианской культуры.

Поэтому, сочинения Серафима Роуза на тему других религий не стоит переоценивать. К глубокому сожалению, они не намного компетентнее трудов его учителя Алана Уоттса.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *