Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Празднословие

Празднословие в православии называется грехом. Что за новости такие? С чего вдруг? Ну, умеет человек говорить, что же ему теперь молчать? Зачем нам тогда речь — только молитвы читать? Это справедливые возражения. И тут важно разобраться, что такое празднословие и чем оно вредно для верующего человека. Тогда все вопросы отпадут.

Празднословие — это обесценивание дара Божьего

Человек — создание уникальное, ведь правда? Много ли мы знаем животных, которые обладают речью? Да, наверняка кому-то из читателей приходилось слышать про разумное общение дельфинов или способности кошек к телепатии. Но это всё пока находится в области теорий, да и мало похоже на человеческую речь.

Цицерон — пример правильно использованного дара речи
Цицерон — пример правильно использованного дара речи

Речь — это тонкий и очень возвышенный инструмент. Им можно создавать одухотворённые произведения искусства: романы, стихи, пьесы. Выступления Цицерона, ораторство Цезаря, книги Набокова, ставшие классикой двух языков, проповеди христианских подвижников — всё это настоящая сокровищница человеческой культуры. У Бога есть причины гордиться нами.

Устное и письменное творчество — это отражение в нас качества Творца. Общение — это проявление любви — ещё одного свойства Божественной природы, которая заключена в человеке. И всё это до безобразия обесценивается, когда превращается в пустой трёп — пустословие.

Празднословие впускает в жизнь множество других грехов

Есть ли смысл забивать гвозди микроскопом? Нет, конечно. Так почему люди позволяют себе тратить дар речи на беседу ради беседы. Это бесцельное времяпрепровождения, которое не только пусто само по себе. Оно ещё и вредно.

Пустая речь — это трата времени ни на что. А ведь можно было бы потратить его на нечто полезное. Вот нет у человека дара писателя, но почему бы в свободное время не позаботиться о ком-то, не совершить доброе дело? Да хотя бы заняться оздоровительными процедурами для себя и то уже хорошо!

Разговор не о том, чтобы не общаться с близкими и друзьями, а о том, чтобы не общаться ни о чём: сплетнях, слухах, ерунде. Одно дело — поинтересоваться здоровьем, обсудить кинокартину, рассказать о своих переживаниях, и совсем другое — пошептаться о том, как кто-то из знакомых попал в неприглядную ситуацию.

Человек тратит на празднословие то время, за которое мог бы сделать нечто хорошее.

А валяться с мобильным телефоном, ожидая, когда наступит завтра, и снова придётся идти на работу, — это грустная участь. Будто бы и жить больше незачем.

А ещё бывает речь не просто пустая, но и вредная. Она несёт в себе нотки осуждения, злобы. Мы тогда говорим не просто для того, чтобы убить время, а чтобы возвыситься, испытать гордость. Это уже совсем плохо.

Так что празднословие — это врата для множества грехов:

  • бездействия;
  • лени;
  • равнодушия;
  • зависти;
  • гордости;
  • осуждения.

Празднословие имеет разные формы: смехотворство, сплетни, злословие, клевета

Смехотворство. Довольно сложно нашему человеку понять, о чём речь. Это что, получается, шутить нельзя? Отыне сидим с постными лицами? Нет. Стоит заглянуть в греческий источник, где апостол Павел использует слово ευτραπελια (возвращать благо). Здесь не идёт речь о смехе, а потому приходится признать неточность синодального перевода.

Обычно это слово переводчики предлагают заменять словом «шутовство». То есть это не столько стремление посмеяться, сколько намеренная попытка выглядеть посмешищем. Есть такая категория людей — несут чушь, лишь бы в чьих-то глазах казатся лучше. Здесь замешаны:

  • горделивость;
  • неискренность.

От такого поведения стоит воздержаться.

Что же касается просто юмора, то он в православии уместен. Например, у патриарха Тихона на двери весела табличка: ««По вопросам контрреволюции не беспокоить»», а один архимандрит так описал их встречу: «Все хи-хи да ха-ха и гладит кота». А мученик Лаврентий во время казни на костре шутил: «Вы испекли уже одну сторону мне, поверните на другую. Ту уже можно есть».

1 глава «Премудростей»: «Кто не хранит уст своих и языка, тот не может спастись»

Сплетни. Очень вредное занятие. Во-первых, это пустое занятие, которое ни к чему не приведёт. Сегодняшние сплетни завтра будут уже бесполезны, а время, которое можно было бы потратить с пользой, уже не вернуть.

Во-вторых, что-то плохое обязательно осядет где-то в мире, в душе у человека, и потом имеет шанс вылиться в нечто плохое. Так говорил об этом старец Клеопа из монастыря Сихастрия:

«Слова наши — это семена репейника. Как нельзя собрать семян, однажды посеяв их, спустя год, когда все поле зарастет репейником, так не сможем мы собрать то зло и грех, что посеяли языком своим. Потому нужно тщательно следить за языком. Соломон говорил: “Кто не хранит уст своих и языка, тот не может спастись” (Прем. 1: 11)».

Злословие. О нём хорошо сказал священник Димитрий Шишкин:

Дмитрий Шишкин
священник

«Да тем и страшен грех злословия, что мы своей свободной волей сочетаемся злу и становимся его участниками. Являем миру омрачение своего ума помыслами осуждения, вражды и злобы».

К тому же злословие — это нарушение заповеди «Не судите, да не судимы будете».

А как же быть руководителям? Как не критиковать плохо сделанную работу?

Это уже другой вопрос. Христианство — это о человеческих, а не о профессиональных отношениях. Но критику тоже надо правильно преподносить:

  1. Правильная критика не содержит злобы, это лишь конструктивный разбор недостатков и озвучивание рекомендаций.
  2. Критика должна быть направлена не на человека, а на его ошибки.

Клевета. Это тоже празднословие, потому что это пустая, несправедливая информация. Можно ли вообще её как-то оправдать? Ведь даже «дьявол» значит «клеветник»! Пожалуй, нет ни одной достойной для православного христианина причины, по которой можно было бы опуститься до такого поступка. Собственно, тот, кто его допустит, не имеет права называть себя верующим, пока не покается.

По словам аввы Исайи, празднословие уводит с пути мудрости и духовности

Многие святые отцы говорили про праздное слово. Например, преподобный авва Исаия отмечал, что вред от такой деятельности хотя бы в том, что она отвлекает нас от Бога и настраивает совсем на нужную волну:

«Хранение уст в разуме возбуждает мысль к Богу; многословие бывает причиной уныния и раздражительности».

Сдержанность в речах он считал признаком мудрости:

«Воздержание языка показывает человека мудрого».

Но это не пустое занятие, дабы продемонстрировать интеллектуальное превосходство. Человек, который бережёт слово, духовно развивается:

«Храни язык твой, да просветится сердце твое».

Святитель Тихон Задонский призывал победить грех празднословия с помощью Божией

Тихон Задонский учил, что язык без контроля склоняет к греху
Тихон Задонский учил, что язык без контроля склоняет к греху

Святитель Тихон Задонский смотрел на грех празднословия с ещё одно стороны — с эстетической. Можно сказать, что он был идеологом «гигиены» речи, точнее, её чистоты. Он недоумевал, как человек позволяет себе произносить одними устами скверные слова и имя Божие:

«Христиане должны помнить, что они призывают, поют и восхваляют святое и страшное имя Божие. Как же это великое и святое имя призовут тем языком, который оскверняют срамословием, сквернословием, пустословием, кощунством, проклятиями, хулением, злословием и прочим смрадом? И то им нужно помнить, что причащаются Пречистого Тела и Крови Христовых: как же примут в уста эту святыню – в уста, которые оскверняют гнилыми и смрадными словами? Внимай этому, необузданный язык, чтобы неосужденно призвать имя Божие и причаститься Святых Таин».

Но вопрос не только в красоте речи, а именно в грехе. Тихон Задонский отдельно подчёркивал это:

«Ничем так не грешит человек, как языком, когда не управляет им как должно. Язык проклинает людей, созданных по подобию Божию. Язык злословит отца и мать. Язык учит убийству, советует и сговаривается о прелюбодеянии, нечистоте, воровстве, хищении, всякой неправде. Язык лжет, льстит, обманывает, празднословит, пустословит, кощунствует, сквернословит; язык оправдает виноватых в суде и обвинит правых… Язык терзает и святых мужей, которые незлобием своим никому не вредят; язык оскорблял и Самого Господа нашего, Спасителя мира, Который ‘не сделал греха, и не было лжи в устах Его” (Ис. 53, 9), язык изрыгает хулу на великое, святое и страшное имя Божие. Словом, ничего язык не оставляет, но на все изрыгает яд, который кроется в сердце человеческом».

Нужно держать язык в узде, чтобы справиться с празднословием

Единственный выход, по мнению, Тихона Задонского, — это контроль над языком, развитие навыка «держать его в узде» с Божией помощью:

«Если язык, не управляемый разумом, бывает виновен во стольких грехах и бедах, мы должны стараться его обуздывать. Но усилие без помощи Божией мало что может, “язык… —неудержимое зло” (Иак. 3, 8), — говорит апостол. И хотя имеет две ограды — зубы и губы, однако прорывается. Ибо сердце человеческое как переполненный сосуд, изливает все, что не вмещается, и «от избытка сердца говорят уста», по слову Господню (Лк. б, 45). Потому нужно смиренно молиться всемогущему Богу вместе с Псалмопевцем: “Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих” (Пс. 140, 3), чтобы исправил как сердце, так и язык – орудие сердца, и научил благовременно и как должно говорить, а чего не должно говорить, о том бы и в сердце не помышлять»

От чужого празднословия тоже стоит держаться в стороне

Преподобный Исаак Сирин обращал внимание, что слушание чужих негативных речей не менее вредно для христианина, чем их произнесение:

«Если любишь чистоту, в которой можно узреть Владыку всех, не позволяй себе никаких пересудов и злоречия, даже не позволяй себе слушать кого-либо, судящего или осуждающего братий».

Преподобный Иссак Сирин учил не слушать празднословных речей
Преподобный Иссак Сирин учил не слушать празднословных речей

Почему это так? Дело в том, что в таких разговорах приходится из вежливости соглашаться, поддакивать. А это делает человека уже соучастником осуждения и постепенно «остужает» его сердце.

От всего негативного лучше держаться в стороне, если мы реально не можем помочь.

Например, как-то преподобному Пимену Великому задают такой вопрос: «Если мы увидим согрешающего брата, должны ли сказать ему об этом?», и что же тот отвечает:

«Что касается меня, то если мне нужно будет идти мимо совершающего грех — пройду, ничего не сказав».

Это верно, потому что для грешника чужие поучения — пустой звук. А со стороны старца это было бы просто пустословие.

Но не стоит путать бесполезное пустословие с реальной помощью. Если христианин может вмешаться и принести добро, скажем, защитить того, кто слаб и беззащитен, то грехом будет пройти мимо.

Просто молчать — это ещё не победа над празднословием, оно может быть и в душе

Но не нужно думать, что молчание — это великая заслуга. Само по себе молчание ничего ещё не гарантирует человеку. Преподобный Пимен Великий отмечал, что дело не в том, говорит человек или нет, а в том, каково его внутреннее настроение при этом:

«Иной человек кажется молчащим, но сердце его осуждает других. Труды его тщетны. Другой с утра до вечера говорит и вместе пребывает в молчании, потому что говорит одно полезное для души».

Так что молчание — это не просто формальное соблюдение тишины или немногословности. Христинину нужно следить за своими мыслями, направлять их в духовное русло и преодолевать недостойные мысли.

От празднословия помогает молитва Ефрема Сирина

Для тех, кто хочет справиться с празднословием, существует молитва Ефрема Сирина:

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Преподобный Ефрем Сирин написал молитву от празднословия
Преподобный Ефрем Сирин написал молитву от празднословия

Она позволяет преодолеть страсти и пороки на духовном пути. Правила чтения молитвы следующие:

  • Земной поклон после каждого из трёх прошений;
  • Затем двенадцать раз про себя читают молитву: «Боже, очисти мя, грешнаго» и делают поясные молитвы»;
  • В конце снова читают молитву и делают земной поклон.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *