Праздник обрезания Господня

Содержание

Православная церковь с большим торжеством празднует главные эпизоды, связанные с жизнью и деятельностью Иисуса Христа и Девы Марии. Существует двенадцать таких праздников, которые называются двунадесятыми.

Праздник Обрезания Господня не относится к двунадесятым, он не слишком хорошо известен среди других праздников, но все равно считается очень важным моментом.

Обрезание – жест Христа, говорящий о большой любви к человеческой природе
Обрезание – жест Христа, говорящий о большой любви к человеческой природе

Как сулит обычай евреев, все мальчики на восьмой день после своего появления должны пройти через обряд обрезания

Пресвятая Богородица и ее покровитель Иосиф Обручник доставили рожденного непорочным путем младенца в Иерусалимский храм. Проведение ритуала обрезания было необходимо, так как названные родители Иисуса считались законопослушными иудеями, которые чтут традиции религии.

Сын Богоматери прошел через обрезание и был наречен именем Иисус. Именно это имя Богоматери произнес архангел Гавриил в день Благовещения Пресвятой Богородицы.

Как говорят отцы Церкви, Спаситель пошел на этот шаг с целью показать людям на собственном примере, как им необходимо следовать заповедям Божьим и стараться не совершать греховных проступков.

Еще апостол Павел говорил, что крещение заняло место ритуала обрезания. То есть обряд телесного обрезания у православных заменился божественным обрезанием. Этот обряд дает право считать Сына Божьего сторонником человеческого рода и позволяет быть для людей той силой, которая будет по жизни вести их вперед.

14 января принято ходить в гости с поздравлениями и пожеланиями добра
14 января принято ходить в гости с поздравлениями и пожеланиями добра

Обряд обрезания в традиции Ветхого Завета считается ритуальной установкой, которая состоит из избавления частицы плоти у младенцев на восьмой день после рождения. Спаситель определил ее Аврааму, так как он считается духовным предком иудеев и всем последующим поколениям.

С этих пор обрезание воспринимается как большое предзнаменование между могущественным Господом и людом иудейским.

Buttons

Этот процесс имел цель очистить человека от первобытного падения, символизирующееся частицей плоти. Так же с обрезанием проливалась первая кровь, что определялось как порицание за прародительское непослушание.

Торжество обрезания оставило большой след в истории Церкви. На закате I века среди православных христиан появился докетизм, который считался одной из главных ересей.

Сторонники докетизма были уверены в том, что Иисус никогда не был воплотившимся человеком, а лишь духом, казавшимся только реальным. Упоминание в Евангелии об обряде обрезания стало фактом того, что Иисус был истинно воплощенным.

В традиции иудейского народа можно обнаружить утверждение, что человек—это одно из тех созданий, у которого есть личность

По этой причине процессу наименования имени отводится много времени. После того как имя будет дано человеку, его можно будет узнать, так как человек с таким именем становится более заметным из толпы.

Имя человека не должно быть пустым звуком. Оно обязано быть живым доказательством того, что все мы преисполнены готовностью нести службу Богу и находиться в союзе с Всевышним для прославления Его и нашего вечного спасения и жизни вечной.

Интересен тот факт, что Спасителю не нужен был процесс обрезания. Иисус ведь не совершал греховных проступков, хоть и находился в плоти человека. Он поступил мудро: настолько Ему хотелось приблизиться к человеческой сущности, что он проявил послушание и прошел через обряд обрезания.

Храм, в котором совершается ритуал, изображается в виде башенки-кивория на заднем плане
Храм, в котором совершается ритуал, изображается в виде башенки-кивория на заднем плане

Этим своим поступком Иисус сообщил о том, что духовно близок каждому верующего в него, и ожидает нравственного идеала от каждого из нас.

«В ритуале обрезания Спаситель явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех» (Святитель Димитрий Ростовский).

Начало торжества восходит к IV веку, когда Отцы Церкви называют день Обрезания восьмым днем по Рождестве Христове

История праздника восходит к самым первым векам христианства. Мы знаем многие слова Отцов Церкви IV века, которые они произнесли именно в этот день. Таковы поучения святого Амфилохия, епископа иконийского, св. Григория Нисского, св. Амвросия медиоланского и других.

Празднество Нового года в Риме всегда проходило с невероятной несдержанностью, не отходя от языческих устоев. В связи с этим Церковь приняла решение утвердить и зафиксировать праздник Обрезания Господня для того чтобы поставить на место всех развращающих в это время.

Введение праздника в церковный цикл празднеств было важным моментом для возвышения этических устоев.

Служители церкви не могли спокойно смотреть на то, как люди распускают себя в такие важные для Христианства январские праздники и всеми силами пытались изменить вышедшую из-под контроля ситуацию. Это тожество стало ярким завершением поста, который как раз проходил между Рождеством Христовым и Крещением.

При объяснении идеи праздника, служители церкви связывали свою теорию с иудейской традицией, связывавшей через этот обряд человеческую сущность и Бога.

 Христианское таинство крещения заменило обряд обрезания
Христианское таинство крещения заменило обряд обрезания

Этот праздник, который призван затушить неодухотворенное и греховное временное помешательство народа, почти до конца устранил посленовогодние беспорядки. Объединившись, государственные силы вместе с Церковью смогли нейтрализовать нездоровые действия и на первый план поставить морально-этический элемент.

Христианство обратило на себя внимание многих живущих и ходящих под Богом и с огромной скоростью захватила всю цивилизацию. Общины, состоящие преимущественно из евреев, были первыми из тех, кто с верой пришел к этой религии.

Немного позже в христианскую веру пришли и языческие племена. Кто-то из них был посвящен в обряд обрезания уже в первые дни жизни. Это привносило в обряд лишь недоумения.

В день обрезания вспоминают о наименовании церкви имени Христа, миссия которого заключалась в спасении рода человеческого

Торжество в христианстве празднуют 14 января. Сам Спаситель говорил о том, что имя его носит исцеляющий характер. Оно может избавлять от злых сил и наполнять тело силами и здоровьем тех, кто по-настоящему верит. Даже язычники, которые вспоминают Иисуса добрым словом, могут очиститься от своей неспособности понять настоящую суть вещного мира.

Празднование торжества начинается и завершается в один день. Дня праздника не существует ни попразднеств, ни отданий (завершение праздника), как, например, перед Рождеством Христовым. В этот день Православная Церковь также вспоминает святителя Василия Кесарийского.

На Обрезание совершается литургия Василия Великого, так как праздник совпадает с днем памяти великого святого.
На Обрезание совершается литургия Василия Великого, так как праздник совпадает с днем памяти великого святого.

На церковной службе, которая начинается или продолжается в ночное время (бдение) для прославления этого празднества священники читают три притчи:

В первой упоминается Авраам и его разговор с Богом, наказывающим определить обряд обрезания в знак того, что человек и Бог едины.

Во второй и третьей говорится о восхвалении Господа и Сына Его, который пришел в мир человека для того, чтобы страдать за всех грешников.

Паремия — притча, содержащая хвалу святому, память которого совершается.

После паремий на литургии Василия Кесарийского идет чтение текста из «Апостола», в котором можно услышать о воплотившемся Творце и о духовном обряде Обрезания через Крещение.

Служители церкви отрывают тайны Священного Писания и с глубоким уважением рассказывают о именовании Спасителя его настоящего имени.

Дальше на Божественной Литургии произносятся слова о немыслимой силе духа Сына Господа, его рассудительности, красоте его души и бесконечной любви к человеку.

После окончания действа осуществляется молебен на Новый год.

В литургических песнопениях присутствуют похвальные тексты, которые несут в своем смысле некоторые моральные аспекты

Каждое событие из физической жизни Иисуса и Девы Марии выступает основанием для того, чтобы извлечь из этих событий те или иные уроки. Например, обряд Обрезание Сына Божьего имеет в своем содержании некую идею. Спаситель, начиная уже с самого появления на свет, научает человека подчинению христианским законам.

У православных христиан во время празднования Божественного торжества Обрезания Господне кладут на высокий столик (в церкви его называют аналоем) образ святителя Василия Кесарийского.

Икона Василия Великого. В народном календаре вечер накануне ритуала Обрезания носил название «Васильев»
Икона Василия Великого. В народном календаре вечер накануне ритуала Обрезания носил название «Васильев»

В большинстве соборов Московской области верующие на богослужебной литургии, посвященной этому великому празднику, стремятся подпевать. В связи с этим во многих церквях практикуется «народное пение».

Принимать участие в литургии можно и не подпевая, а просто, молча. Как бы вы это не делали церковные писания лучше было бы осмысливать, хорошо следить глазами за писанием ключевых богослужебных песнопений.

Икон с таким сюжетом можно обнаружить не часто, и каких-либо таинственных деталей на них не встречается

Лицезреть икону Обрезание Господне можно среди изображений внутренней росписи старых соборов. На фресках обычно изображается Дева Мария с Младенцем на руках, Иосиф-Обручник и монах, держащий ритуальный нож для совершения обряда. Редко на образе изображают фигуру Василия Кесарийского.

  Люди с Богом «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым»
Люди с Богом «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым»

Эту икону можно спутать с другим образом «Сретение», где изображается принесение Младенца в Храм. К Иисусу также склоняется священник, но у него уже есть имя — это ветхий Симеон Богоприимец, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Мессию.

В православных общинах церквях дата события определяется исходя из принятого календаря

В странах, где используют юлианский календарь, Обрезание празднуют 1 января, а в тех местах, где живут по новому стилю, – через 8 дней после Рождества Христова, то есть 14 января. В России эта дата совпадает с празднованием Старого Нового года и днем памяти святого Василия Кесарийского (Великого).

Молитвы, которые читаются на празднике

Стихира празднику Обрезания Господня

Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, безначальный по Отцу. Тому вернии возопиим: Ты еси Бог наш, помилуй нас.

Тропарь празднику Обрезания Господня, глас 1

На престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы, неискусомужныя Твоя Матере, Иисусе; сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, едине Человеколюбче.
0

Автор публикации

не в сети 6 дней

Ангелина

0
Комментарии: 0Публикации: 83Регистрация: 25-02-2019

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

Ваша оценка очень важна:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...