Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Покров день — праздник встречи осени с зимой

Русская поговорка гласит: «На Покров до обеда осень, после обеда — зима». Родилась она потому, что в это время года погода отличалась неустойчивостью, но дело уже поворачивалось к зиме. Крестьяне к Покрову старались завершить все сельскохозяйственные дела, а именно убрать урожай и сделать заготовки на зиму.

Начиналось «зазимье» и в этот день расплачивались за работу и товары, скот переводили на зимний корм, а работников нанимали всего лишь до Крещения. При этом на Покров Пресвятой Богородицы — это ещё великий православный праздник, который отмечали всей семьей.

Покров Пресвятой Богородицы — это великий православный праздник

Покров Пресвятой Богородицы входит в число непереходящих великих православных праздников, отмечаемых Русской Православной Церковью. В традиции русского православия праздник отмечается 1 (14) октября, в греческом православии празднуется 1 и 28 октября по новому стилю.

Иерусалимская православная церковь, Афон и старостильники, использующие в богослужении старый стиль, отмечают праздник по собственному календарю. В последнем случае одна из дат празднования совпадает с принятой в русском православии.

Икона «Покров Пресвятой Богородицы» (Новгород, 1401—1425 годы). Покров Пресвятой Богородицы — это непереходящих великих православных праздников, отмечаемых Русской Православной Церковью. В народе это праздник называется Покров день
Икона «Покров Пресвятой Богородицы» (Новгород, 1401—1425 годы). Покров Пресвятой Богородицы — это непереходящих великих православных праздников, отмечаемых Русской Православной Церковью. В народе это праздник называется Покров день

В народном календаре восточных славян Покров день считается праздником встречи осени с зимой. Он отмечается так же 1 (14) октября, так как Покров — это народное название праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Он связан с началом вечерних девичьих посиделок и осеннего свадебного сезона. Народная этимология связывает название праздника с первым снегом, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов.

Покров — это народное название церковного праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Религиозный праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен в память о явлении Андрею, Христа ради юродивому и его ученику святому Епифанию Божией матери во время богослужения в Влахернском храме Константинополя. В соборе хранилась риза Богородицы.

В память о чуде в этот день ведётся богослужение, характерное для двунадесятых праздников, хотя сам праздник Покрова Пресвятой Богородицы относится к великим недвунадесятым праздникам.

Имеется два описания явления Девы Марии святому Андрею и блаженному Епифанию

Считается что чудесное явление Пресвятой Богородицы, прославленное Церковью, произошло 1 октября 910 года во Влахернском храме во время богослужения. Тогда Константинополь окружил неприятель и все находившиеся в церкви горячо молились об избавлении от врага.

В молитве участвовали вместе с народом император Лев и императрица.

Внутренне убранство Влахернского храма. Явление Пресвятой Богородицы святому Андрею произошло в во Влахернском храме, свидетелем этого стал его ученик Епифани
Внутренне убранство Влахернского храма. Явление Пресвятой Богородицы святому Андрею произошло в во Влахернском храме, свидетелем этого стал его ученик Епифани

Молился и святой Андрей, который принял на себя подвиг юродства Христа ради, и его ученик блаженный Епифаний. Неожиданно они увидели в воздухе чудное явление Пресвятой Богородицы, окружённой пророками, апостолами и Ангелами. на молилась о грешном мире и распростерла над христианами, стоящими в церкви, свой омофор (покрывало). Покров в руках Ее сиял «паче лучей солнечных». Узнав о чуде, жители города обрадовались, что Святая Дева их защитит и действительно, осаждавшие город сарацины вскоре отступили от стен Константинополя.

Считается, что явление Пресвятой Богородицы святому Андрею произошло 1 октября 910 года.

Существует два варианта описание этих событий. Дело в том, что явление Девы Марии святому Андрею помещено в Великих Четьих минеях. В этом сочинении ни день недели, ни число свершения чуда не указанно.

При этом говорится, что богослужение состоялось во время всенощного бдения в четвёртом часу ночи во Влахернском храме. Богородицу сопровождал Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов, а также ангелы и святые. Остановившись вблизи амвона, перед алтарём, Богоматерь сняла с себя омофор, который был на верху её головы, и держала над молящимися людьми, при этом он сиял как космический огонь.

Поле этого Богородица удалилась, оставив благодать.

Икона Чудо явления Богородицы во Влахернском храме. 19 век. Оригинал. Богословы и историки сходятся в том, что явление Покрова Пресвятой Богородицы произошло в царствие византийского императора Льва Великого
Икона Чудо явления Богородицы во Влахернском храме. 19 век. Оригинал. Богословы и историки сходятся в том, что явление Покрова Пресвятой Богородицы произошло в царствие византийского императора Льва Великого

В конце XVII века Дмитрий Ростовский составил описание чудесного видения. Оно не сильно отличается от того описания, что оставили святой Андрей и его ученик Епифаний. При этом в нём указанно в правлении, какого императора произошло чудесное видение, назван день 1 октября. Основная же версия чуда взята из жития святого Андрея.

Точная дата явления Пресвятой Богородицы святому Андрею неизвестна

Значение чудесного явления Пресвятой Богородицы жителям Константинополя состоит в том, что оно стало для них чудесным знаком, означавшим спасение города от нашествия. Современные историки и богословы до сих пор спорят о дате этого события.

Так некоторые датировки говорят о 902 или 910 года и в правлении императора Льва Мудрого и патриарха Макария. В этот период Византия действительно воевала с сарацинами-мусульманами. Кроме того, некоторые источники говорят о том, что на Константинополь напали в 860 году племя руссов или болгары в 926 году.

Святой Блаженный Андрей Константинопольский. Фрагмент иконы XVI века. Датировка явления Покрова Пресвятой Богородицы выполняется на основе жития святого блаженного Андрея Константинопольского. Оно условно, поэтому возникают разночтения
Святой Блаженный Андрей Константинопольский. Фрагмент иконы XVI века. Датировка явления Покрова Пресвятой Богородицы выполняется на основе жития святого блаженного Андрея Константинопольского. Оно условно, поэтому возникают разночтения

К сожалению, более точно определить дату явления Девы Марии святому Андрею тяжело. Дело в том, что основные сведения о событии взяты из его жития, а оно весьма приблизительно. Житие утверждает, что святой жил во времена «христолюбивого царя Льва Великого» (император Лев I) и преподобного Даниила Столпника умершего в 493 году.

Первый его издатель болландиста К. Яннинг отнес время жизни Андрея Юродивого к правлению императора Льва VI (886—912), а создание жития — к X веку. Другие исследователи уточняют датировку 50-ми годами X века.

История праздника Покрова Пресвятой Богородицы на Руси связанна со святым князем Андреем Боголюбским

История праздника Покрова Божией Матери в России спорна. Так Афонский монах Пахомий Логофет, знаменитый агиограф XV века, в «Похвальном слове на Покров», помещенном в Великих Четьих Минеях, говорит о том, что праздник установлен в Константинополе и оттуда пришёл на Русь.

Несмотря на то, что монах не привёл доказательств своим словам, они стали причиной спора о том, русский или же византийский праздник Покров.

Андрей Боголюбский (работа В.В. Васнецова). Считается, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы на Руси ввёл святой князь Андрей Боголюбский в середине XII века
Андрей Боголюбский (работа В.В. Васнецова). Считается, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы на Руси ввёл святой князь Андрей Боголюбский в середине XII века

Так Г. П. Георгиевский высказал предположение о том, что «установление праздника Покрова в Греческой Церкви 1 октября могло быть приурочено ко дню памяти святого Романа Сладкопевца, одного из предполагаемых авторов акафиста Пресвятой Богородице, служившего во Влахернском храме..

Традиционная точка зрения, выразителем которой был М. А. Остроумов, связывает «начало почитания Покрова на Руси с Владимиро-Суздальскими землями и именем святого князя Андрея Боголюбского».

На Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы стали праздновать с середины XII века.

Согласно это общепринятой точки зрения князь в середине XII веке установил праздник Покрова Пресвятой Богородицы в качестве великого праздника Русской Православной Церкви. Найти об этом записи можно в Прологе XII века.

В 1158 году рядом с Боголюбовым построили всемирно известный памятник древнерусского зодчества — храм Покрова на Нерли. Другой известный собор в честь Покрова Божией матери (храм Василия Блаженного построили в центре Москвы, на Красной площади.

Его строительство связано с походом царя Иоанна IV Грозного на Казань в 1552 году. В праздник Покрова русские войска одержали решающую победу над татарами.

Церковь Покрова на Нерли (вторая половина XII века) — старейшая церковь в честь праздника Покрова Богоматери. Владимирская область, посёлок Боголюбово. Церковь Покрова на Нерли князь Андрей Боголюбский построил в честь праздника Покрова пресвятой Богородицы
Церковь Покрова на Нерли (вторая половина XII века) — старейшая церковь в честь праздника Покрова Богоматери. Владимирская область, посёлок Боголюбово. Церковь Покрова на Нерли князь Андрей Боголюбский построил в честь праздника Покрова пресвятой Богородицы

Кроме того, в дореволюционной литературе бытовала гипотеза о том, что праздник Покрова установили в первой половине XII века в Киеве. Её выразителями в разные годы стали архиепископ Сергий (в конце XIX века), А. Александров (в 80-х годах XX века) и современная исследовательница И. А. Шалина.

При этом часть учёных выдвинули идею о том, что инициатором установления праздника стал не Андрей Боголюбский, а его дед Владимир Всеволодович Мономах.

Канун Покрова посвящают окончанию сельскохозяйственных работ так как праздник связан с окончанием осени и началом зимы

Праздник Покрова Пресвятой Божией Матери связывали с окончанием осени и началом зимы. Именно поэтому его широко отмечали крестьяне, выработавшие множество примет, посвящённых этому событию. Это первый осенний праздник и в канун Покрова начинался сезон вечерних девичьих посиделок, а в сам праздник осенний свадебный сезон.

Покров. Хоровод в селе. Саврасов Алексей. Покров в народном сознании отделился от праздника Покрова Пресвятой Богородицы и стал праздником встречи осени и зимы
Покров. Хоровод в селе. Саврасов Алексей. Покров в народном сознании отделился от праздника Покрова Пресвятой Богородицы и стал праздником встречи осени и зимы

К сожалению, в крестьянском быту само слово «покров» отделилось от церковной легенды. Оно стало восприниматься крестьянами по связи с обычаем покрывания женщиной головы после выхода замуж. Кроме того, так же на селе народная этимология связывала это слов с первым снегом, порывающим землю.

Слово Покров в крестьянском быту отделилось от праздника Покрова пресвятой Богородицы.

При этом празднуя день окончания полевых работ, не забывали также сходить в церковь и помолиться. Обычно незамужние девушки молились Пресвятой Богородице с тем, чтобы она помогла им выйти замуж.

Кроме того, также молились Роману Сладкопевцу о просвещении разума, наущении духовной грамоте и о помощи в трудном учении. Перед Касперовской иконой Божией Матери просили помощи при расслаблениях, припадках и сумасшествиях. Также молились и перед Барской иконой Божией матери — при бедах, невзгодах, а также о возвращении пленных.

Роман Сладкопевец, икона. Западнополесская икона 1649 год. На праздник Покрова Пресвятой Богородицы молятся не только её иконе, но и иконе Романа Сладкопевца
Роман Сладкопевец, икона. Западнополесская икона 1649 год. На праздник Покрова Пресвятой Богородицы молятся не только её иконе, но и иконе Романа Сладкопевца

Празднования Покрова не совпадает с постами и поэтому этот день обычно накрывали богатый стол. На него обязательно выставляли блины и иную выпечку. Обычно отметить праздник старались среди семьи и друзей. Существует примета, говорящая о том, что чем больше незамужние девушки выселяться на Покров, тем быстрее они выйдут замуж.

На Покров день нельзя работать, ссориться употреблять спиртное и обращаться с деньгами

В связи с празднованием Покрова дня народный обычай установил множество запретов. Так, например, нельзя делать на Покров уборку в доме, а также заниматься хозяйственными делами. Также запрещено в этот день ссориться или же кого-либо осуждать.

Не стоит и употреблять спиртные напитки. Кроме того, народна примета не рекомендует на Покров брать взаймы и одалживать деньги. Считается, что этим можно отдать свою удачу и счастье, а забрать печали и проблемы другого человека.

«Празднество свадебного договора». Шибанов Михаил. 1777год. Третьяковская галерея. Москва. На Руси считалось, что незамужняя девушка не должна отказывать сватавшемуся на покров
«Празднество свадебного договора». Шибанов Михаил. 1777 год. Третьяковская галерея. Москва. На Руси считалось, что незамужняя девушка не должна отказывать сватавшемуся на покров

На Руси бытовало мнение, что сватавшемуся в этот день парню девушке не стоило отказывать. Дело в том, что считалось, что в этом случае Богородица может наказать её. В этом случае ей придётся провести в одиночестве целый год. По этой же самой причине не рекомендовалось на Покров ругаться.

Православная Церковь рекомендует день Покрова Пресвятой Божией Матери провести в молитве

Православная Церковь рекомендует великий христианский праздник Покрова Пресвятой Богородицы посвятить молитве. Дело в том, что Покров сам по себе день защиты людей Богоматерью. Дело в том, что Она милостивца и ходатаица за них перед Господом. Если же помолиться ей в Её день, она может казать молящемуся существенную помощь.

Видеоролик: Молитва на Покров Пресвятой Богородицы София Никулина Православная музыка. На 27 секунде автор начинает молиться Пресвятой Богородице на её Покров.

Обычно молитва на Покрова Пресвятой Богородицы помогает в следующих случаях:

  • спасение от опасности;
  • исцеление болящего;
  • послание щадящей зимы и защита озимых;
  • защита от белдствий как стихийных, так и общественных;
  • о крыше над головой для тех, кто её не имеет;
  • помощь в материальном благосостоянии и даровании хлеба насущного;
  • помощь в замужестве и улучшении отношений в семье.

Примерный текст молитвы на день Покрова Пресвятой Божией Матери:

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему.

Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды.

Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори.

Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *