Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Осипов Алексей Ильич

02.03.2019
107
Скачать эту статью

В России в последние годы активно ведётся диалог между Церковью и обществом. Профессор Московской духовной академии Алексей Осипов — один из активных участников такого диалога.

Так, например, он, как представитель Церкви, озвучил позицию о том, что предложения убрать из школьной программы произведения Фёдора Михайловича Достоевского связанны с идеологией, предусматривающей «уничтожение всего человеческого в человечестве».

Алексей Ильич Осипов — православный богослов, педагог, публицист

Осипов Алексей Ильич — это русский православный богослов и публицист. Он много лет преподаёт в Московской духовной академии. Частый участник телепередач.

О нём часто пишут и снимают средства массовой информации. Имеет аккаунты в социальных сетях, активно общается с подписчиками, отвечая на их вопросы. Некоторые его высказывания не одобряются верующими и священнослужителями.

Осипов Алексей Ильич в МПДА. Алексей Ильич Осипов ― православный богослов, проповедник, педагог, писатель
Осипов Алексей Ильич в МПДА. Алексей Ильич Осипов ― православный богослов, проповедник, педагог, писатель

Алексей Ильич получил степень доктора богословия honoris causa. Заслуженный профессор Московской духовной академии. Видный православный катехизатор современности.

Профессор Осипов неоднократно награждён церковными и светскими орденами, входил и входит во многие церковные структуры и органы. Опубликовал большое количество книг, статей и докладов.

Профессор Осипов родился в семье служащих

Осипов Алексей Ильич родился 31 марта 1938 года в городе Белёве Тульской области в семье служащих. До 1952 года он проживал в городе Козельск Калужской области.

Позже переехал в посёлок Оптино Козельского района. Потом жил в городе Гжатск Смоленской области. Теперь город носит имя Гагарин.

В 1955 году Алексей Ильич окончил среднюю школу. Несмотря на то, что дирекция школы настойчиво предлагала ему поступить в высшее учебное заведение, принял другое решение.

Будущий профессор Московской духовной академии в течение трёх лет на дому занимался изучением начал богословия. Учил его игумен Никон (Воробьёв).

Игумен Никон (Воробьёв). Портрет. Игумен Никон обучал будущего профессора А.И. Осипова началам богословия
Игумен Никон (Воробьёв). Портрет. Игумен Никон обучал будущего профессора А.И. Осипова началам богословия

От него же Осипов получил в 1958 году письменную рекомендацию для поступления на четвёртый (выпускной) курс Московской духовной семинарии. Благословение на это дал архиепископ Смоленский и Доргобужский Михаил (Чуб). При этом Алексей Ильич сдал экзамены сразу за три предыдущих класса.

Московскую духовную академию профессор Осипов окончил со степенью кандидата богословия

После окончания Московской духовной семинарии Осипов поступил в Московскую духовную академию. Её он окончил в 1959 году со степенью кандидата богословия.

Защищал будущий профессор богословия свою диссертацию на кафедре древнегреческого языка на тему: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания».

Профессор Алексей Осипов, встреча в Московской духовной академии. Алексей Ильич окончил в 1959 году Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия
Профессор Алексей Осипов, встреча в Московской духовной академии. Алексей Ильич окончил в 1959 году Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия

После того, как Алексей Ильич закончил академию, он получил справку о своём направлении в Смоленскую епархию. Переезд не состоялся, так как осенью этого же года он получил приглашение в открывшуюся аспирантуру при Московской духовной академии.

Здесь богослов успешно прослушал курс аспирантуры. По окончании ее, его оставили преподавателем по экуменизму. Эту дисциплину только в то время ввели в академии.

 В 1959 году Алексей Ильич Осипов стал кандидатом богословия.

В 1964 году Алексея Ильича Осипова назначили секретарем комиссии Русской Православной Церкви по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах.

Через год ― пригласили прочитать курс лекций по основному богословию в Московской духовной академии. В 1966 году он читал тот же самый предмет в семинарии.

Далее Осипов читал лекции по Истории русской религиозно-философской мысли, протестантизму, современным богословским проблемам; в академии кроме Основного богословия – по западным исповеданиям.

Алексей Ильич Осипов активной участвовал в православной научной жизни и поэтому получил звание профессора

В 1965 году Алексей Ильич Осипов стал преподавателем основного богословия в Московской духовной академии.

Кроме курса основного богословия будущий профессор также вел спецкурс «Основы духовной жизни в православии». Аналогичные предметы преподавал чуть позже в семинарии.

В последующие годы в аспирантуре читал лекции по Истории русской религиозно-философской мысли, протестантизму, современным богословским проблемам; в академии кроме Основного богословия ― по западным исповеданиям.

С 1969 года он доцент. В 1975 году получил звание профессора.

2004 году стал заслуженным профессором Московской духовной академии.

Через три года заслуженным профессором его признал Институт дружбы народов Кавказа. В 1985 году профессор Осипов стал доктором богословия.

В 1985 году за совокупность богословских трудов Осипову присвоена степень доктора богословия. С 1990 по 1993 год он главный редактор возобновлённого журнала Московской духовной академии «Богословский вестник».

В 2007 году избран действительным членом Российской академии естественных наук (РАЕН).

Профессор Осипов известен своей общественной деятельностью

Кроме преподавательской, профессор Осипов также известен своей общественной деятельностью. Так с 1973 по 1986 год он входил в состав учебного комитета при Священном синоде от Московской духовной академии.

С 1976 по 2004 год — член комиссии Священного синода по вопросам христианского единства, преобразованной в 1994 году в Синодальную богословскую комиссию.

3 июля 1975 г., Ватикан. Делегация во главе с митр. Никодимом на приеме у «Святейшего папы» (так в ЖМП) Павла VI. Крайний слева — А.И. Осипов. Профессор Осипов активно работал и работает в различных комиссиях, чья деятельность посвящена достижению церковного единства
3 июля 1975 г., Ватикан. Делегация во главе с митр. Никодимом на приеме у «Святейшего папы» (так в ЖМП) Павла VI. Крайний слева — А.И. Осипов. Профессор Осипов активно работал и работает в различных комиссиях, чья деятельность посвящена достижению церковного единства

В 1988 году участвовал в работе Юбилейного Поместного собора Русской православной церкви 1988 года в качестве члена. Состоял членом Церковно-общественной координационной группы по подготовке празднования 2000-летия Рождества Христова.

С 1991 по 2016 год работал в качестве сопредседателя от религии ежегодной международной конференции «Наука. Философия. Религия» (город Дубна Московской области).

Профессор Осипов ― участник множества комитетов и комиссии по взаимодействию РПЦ другими организациями.

В 1994—1995 годах — член совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооружёнными силами Российской Федерации и Русской православной церковью.

Неоднократный участник Всемирных русских народных соборов. Член Постоянного Президиума. Состоял в Синодальной рабочей группе по разработке основ социальной концепции РПЦ, в рабочей группе «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской православной церкви в сфере межрелигиозных отношений».

VII генеральная ассамблея ВСЦ в Канберре, Австралия. Учитывая огромный опыт проповеднической деятельности профессора Осипова Свящённый Синод включил его в рабочую группу по разработке Основ Социальной концепции РПЦ
VII генеральная ассамблея ВСЦ в Канберре, Австралия. Учитывая огромный опыт проповеднической деятельности профессора Осипова Свящённый Синод включил его в рабочую группу по разработке Основ Социальной концепции РПЦ

В 1995 году Священный Синод включил Алексея Ильича в:

  • в рабочую группу на базе Учебного комитета по разработке детальной концепции новой системы богословского образования Русской Православной Церкви;
  • в рабочую группу по изучению темы: «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства»;
  • в Синодальную рабочую группу по разработке Основ Социальной концепции РПЦ.

Московская духовная академия присвоила Алексею Осипову звание почетного профессора

За свои труды Алексей Иванович Осипов в 2004 году получил звание почётного профессора Московской духовной академии, а также многочисленные церковные  награды.

По поручению Священного Синода он неоднократно принимал участие в двухсторонних диалогах, проводимых Русской Православной Церковью с другими Церквами, а также представителями других религий.

В рамках таких мероприятий был участником ряда ассамблей Всемирного совета церквей, Конференций европейских церквей, Христианской мирной конференции и т.д.

7 апреля 2013 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, по окончании Литургии в Благовещенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил заслуженного профессора Московской духовной академии А.И. Осипова орденом святителя Макария, митрополита Московского, II степени.

Профессор Осипов часто выступал и выступает с докладами и лекциями как внутри страны, так и за рубежом. Аудитория для него не имеет значения, так как он может найти общий язык, как с церковным, так и светским сообществом.

Кроме того, его можно часто увидеть на телевидении, услышать по радио, почитать в социальных сетях. Публикуется в серьёзных журналах и газетах: «Журнал Московской патриархии», «Фома», «Российская газета» и т.д.

На сайте профессора Алексей Ильича Осипова нет сведений о его семье

Многие почитатели профессора Алексея Ильича Осипова задают вопрос: есть ли семья у выдающегося русского богослова?

К сожалению, прямого ответа на этот вопрос нет, так как в открытых источниках сведения об этом отсутствуют. Не говорит об этом и официальный сайт учёного осипов.ру.

Священнослужители и другие представители Русской Православной Церкви обычно на вопрос: есть ли у Алексея Осипова жена, отвечают, что православие требует безбрачия только от монахов.

Сведения о постриге Алексея Ильича отсутствуют, при этом личная жизнь любого человека неприкосновенна. Таким образом, не стоит обращать излишнее внимание на этот вопрос, а лучше сосредоточиться на той деятельности, которые профессор ведёт как богослов и проповедник.


Видеоролик: лекция профессора А.И. Осипова «Малая церковь». Город Лобня. На 14 минуте автор говорит о том, что источником брака и его разрушения признаны человеческие страсти.

Подобная деятельность хорошо освещена на личном сайте Алексея Ильича. Так, например, здесь размещена его биография, иметься раздел с видео. Книги профессора, а именно их краткое описание, также расположены здесь. Так на сайте можно прочитать следующие труды автора:

  • «Бог»;
  • «Из времени в вечность: посмертная жизнь души»;
  • «Путь разума в поисках истины»;
  • «Любовь, брак и семья»;
  • «Неизданные письма игумена Воробьёва»;
  • «Носители духа».

Осипова критикуют некоторые за его взгляды, называя их неправославными

Профессор Осипов известен своими выступлениями. Его проповеди и беседы привлекают множество слушателей.

При этом оппоненты богослова указывают на то, что некоторые его взгляды противоречат учению Церкви. Некоторые из них даже обвинили его в ереси.

Так в 2013 году на имя патриарха Московского и всея Руси Кирилла было направлено письмо группы верующих (48 подписей) во главе с руководителем Школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе А.В. Люлькой.

Авторы в своём обращении просили дать им разъяснения о том, соответствуют ли мнения А.И. Осипова «точному изложению православной веры». Сомнения касались следующих пяти пунктов:

  • Отрицание Осиповым А.И. вечности (бесконечности) гееннских мук;
  • В некоторых лекциях Осипов А.И. прямо утверждает о восприятии Христом первородного греха, учит, что Господом первородительская греховность была воспринята и уврачёвана «в Самом Себе» путём постепенного исправления;
  • Осипов А.И. объявляет догмат Искупления заимствованием из римокатолицизма, якобы чуждым Православной догматике и учению отцов;
  • Говоря о Таинстве Евхаристии профессор Осипов А.И. учит, что в Таинстве происходит не подлинное пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя, а «воипостазирование» («по-халкидонски») хлеба и вина в Ипостась Бога Слова, то есть верующие причащаются не истинными Телом и Кровью, но собственно хлебом и вином;
  • Отрицание необходимости крещения младенцев, отрицание вообще необходимости Таинства Крещения для спасения.

В 2016 году Заключением Синодальной Библейско-богословской комиссии некоторые суждения А.И. Осипова призваны некорректными.

В 2016 году секретарь Синодальной Библейско-богословской комиссии А.А. Шишков дал авторам письма ответ, в котором указывалось на то, что некоторые интерпретации тем, указанных в обращении, профессором Осиповым некорректны.

Именно поэтому ему указали на:

«…необходимость более сбалансированного освещения указанных выше тем. Православный богослов должен стремиться к тому, чтобы излагать, прежде всего, то, «во что верили всегда, повсюду и все» (св. Викентий Леринский), а при наличии разных подходов в святоотеческом предании — освещать их, по возможности, равномерно, не давая явного предпочтения одной частной точке зрения».

Заключение Синодальной Библейско-богословской комиссии от 2016 года. В нём профессору А.И. Осипову указывается на необходимость соблюдать осторожность в своих высказываниях
Заключение Синодальной Библейско-богословской комиссии от 2016 года. В нём профессору А.И. Осипову указывается на необходимость соблюдать осторожность в своих высказываниях

Сам Алексей Ильич с этим документом не согласился и указал в своём ответе, что его высказывания искажены обывателями или же вырваны из текста. Кроме того, он выразил сожаление о том, что Комиссия не приняла во внимание его аргументов и приводимых им святоотеческих высказываний.

Поэтому поводу в публичном поле разгорелась полемика, при этом некоторых из деятелей Церкви поддержали Осипова, другие же заняли противоположную позицию, отметив, что верующему подобает смирение.

В настоящее время профессор Осипов продолжает свою деятельность как богослов и проповедник.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X