Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Апофатический

«Апофатичность» — слово, которое может напугать. Какие-то очередные философские дебри, на которые будет жалко потратить время и ничего не понять? Нет-нет. Не стоит бояться незнакомых слов.

На самом деле, апофатика — это просто один из двух подходов к пониманию того, что есть Бог. А ведь это интересно — с точки зрения человека приблизиться к пониманию божественного. Порой так хочется взять и заглянуть за занавес тайны. Так вот он, перед нами — всего-то нужно уяснить, чем отличаются апофатическое и катафатическое богословие.

Познание Бога — одна из главных целей религии

Познание Бога — одна из центральных задач религии, хотя и не самая главная. Самое важное для человека на духовном пути — это возобновить связь с Богом. То есть наладить отношения.

А когда же они были испорчены? Согласно христианскому взгляду, это произошло во времена грехопадения. А теперь все люди пожинают плоды существования в греховном, материальном мире.

Религия — это возобновление связи с Богом после грехопадения.

«Ре» — это приставка, которая указывает на возобновление, а вместе с корнем имеет значение «связывать заново, воссоединять». То есть это путь, который каждый человек может пройти заново, чтобы войти в своё изначальное, духовное состояние. Для этого нет нужды понимать, что же такое Бог.

Действительно — мы можем просто вести достойную жизнь, иметь поверхностные представления о своей традиции и никогда не углубляться. С точки зрения христианской догматики этого будет достаточно, и апофатизм тут не пригодится.

Однако далеко не каждый из нас желает двигаться в слепую, верно? Если ты к чему-то стремиться, то лучше это будет не движение в чёрную бездну неизвестности, а прямо к некому объекту, о котором мы можем нечто сказать. Собственно, отсюда и возникает нужда в познании Бога.

Бога можно хорошо узнать, взаимодействуя с Ним

Но все мы слышали о непознаваемости Бога. Вряд ли найдутся религиозные традиции, которые всерьёз рассматривают такую возможность. Есть иная вероятность — личной встречи с Богом, знакомства с Ним.

Человек ведь имеет немало знакомых, не так ли? Мы можем хорошо знать дядю Васю из соседней квартиры, примерно представлять, каков он в общении, но мы всё равно останемся бесконечно удалёнными от полного представления о его глубокой природе.

О полном понимании внутреннего мира человека не может быть и речи. Чужая голова — это потёмки и дебри.

Любовь Бога в христианстве безусловна, она не требует, чтобы человек знал о Нём всё
Любовь Бога в христианстве безусловна, она не требует, чтобы человек знал о Нём всё

Каждый человек всегда в этом мире останется бесконечно одиноким, как бы он не стремился к общению. Есть вещи, которые не скажешь даже самому близкому человеку, многие наши интересы не разделит большинство окружающих. Нечто навсегда останется сугубо личным для каждого индивидуума.

Это и понятно, ведь мы живём не в муравейнике, где можно предположить коллективный разум. Но так иногда хочется иметь кого-то, кто на 100% бы нас понимал и принимал с любовью и без осуждения.

И такое создание действительно есть. Это — Всевышний Господь. Он — наш Отец, хотя и не в физическом смысле.

В отношении Бога вообще нельзя прямо использовать категории материального мира, только метафоры. Главное здесь — то, что Бог — это тот, с кем мы можем наладить взаимоотношения, ибо Он нас безупречно знает. Но в то же время мы слишком ограничены, чтобы познать его.

Апофатическая философия — это метод познания Бога интеллектуальным путём.

2 метода интеллектуального познания Бога: утверждающий и отрицающий

Помимо прямого знакомства, можно использовать логику и знания, чтобы получить представление о Боге. Далее мы поговорим о методах подробнее. Но начнём с того, что вообще проанализируем, какие есть подходы. Их два:

  • Катафатический — «утверждающее богословие»;
  • Апофатический — «отрицательное богословие».

Можно изобрести и другие философские методики, но при глубоком анализе становится ясно, что логические подходы всё равно будут относиться к первому или второму подходу.

При этом сразу оговоримся, что оба метода далеко не безупречны и могут дать не столько ответ, сколько некую идею, общее представление, которая может быть бесконечно оторвана от реального образа Божия.

Катафатика — познание Бога путём логических утверждений

Начнём с краткого анализа того, что же такое катафатика.

Суть этого подхода состоит в представлении о том, что Бог в той или иной степени отразил в созданном Собой мире Свои собственные качества. Например, когда мы сталкиваемся с чем-то прекрасным, — это, безусловно, отголосок Божественного в нашем мире.

Прекрасное — это как бы проекция Бога в материальный мир. А потому можно собрать все эти «улики» и по ним воссоздать образ Бога, понять, каков же Он на самом деле.

Например, христианство утверждает, что Бог есть любовь. Это очень удобная конструкция, ведь человек прекрасно понимает, что такое любовь. Пусть она не материальна, зато это чувство, и пережить его способен каждый.

Катафатика — это проекция человеческого на Божественное. Например, сюда относится идея того, что Бог есть любовь
Катафатика — это проекция человеческого на Божественное. Например, сюда относится идея того, что Бог есть любовь

К тому же это чувство в той или иной степени отражается на материальной реальности. Когда рядом объект обожания человека, сердце начинает реагировать, стучать быстрее, выступает пот, человек проявляет признаки волнения. Хотя чувствуем мы не сердцем, но всё же нечто верное в романтизированном представлении об этом органе есть.

Это один край нити, который дан земному миру. А на другом его конце находится Бог, Высшее существо, а возможно, чувство, или нечто такое, чему нет названия. Но когда мы испытываем любовь, это оказывается чем-то, очень близким к Богу.

3 качества
Бога приводит традиция гаудия-вайшавов: вечность, знания, счастье

Другие традиции учат примерно тому же. Например, гаудия-вайшнавы выделяют следующие качества Абсолютного Бога:

  1. Вечность — Он никогда не рождался и никогда не умрёт.
  2. Знания — Бог знает всё.
  3. Счастье/блаженство — Бог всегда источает и испытывает счастье.

Кстати, о том же писал Иоанн Златоуст, когда утверждал, что Бог — это любовь и ничто земное не может огорчить или разгневать его. Для человека — это слишком смелая и глупая мысль считать, будто он в своей земной жизни способен сделать нечто такое, что способно прогневать Всевышнего.

Но вернёмся к гаудия-вайшнавам. Они утверждают, что у каждого человека (и более того — у каждого живого существа) внутри содержится стремление к Божественным свойствам:

  1. Отрицание смерти. Все мы смертны и все знаем, что умрём. Но никто не хочет умирать. Любое живое существо борется за жизнь до последнего, словно идея прекращения существования ему кажется ошибкой. Откуда бы это взялось, если нигде в земной жизни он не встречает подтверждение вечного существования? Ясно, что из духовного мира.
  2. Тяга к знаниям. Речь не о страсти к учебникам, а о том, что всякий из нас предпочтёт что-то знать тому, чтобы не знать чего-то. Но в то же время мы понимаем, что никогда не вместим всех знаний мира. Зачем тогда к этому стремиться? Потому что в нас есть эта природа — стремиться к Богу.
  3. Стремление к счастью. Никто добровольно не пойдёт на лишения. Даже аскет и тот решается на подвиг ради тех духовных благ, которые ему это принесёт. Человек, который жертвует собой ради другого, делает это потому, что осознание спасённой жизни другого принесёт ему удовлетворение, а допущенная трусость привела бы к страданиям. Даже человек, которого шантажом принудили к чему-то, слушается потому, что это наименее травматичный вариант для его жизни. Всегда и во всём человек предпочитает самые лучшие варианты.

И подытожить это остаётся тем, что никто в итоге не вечен, не всезнающ, и не счастлив. Материальный мир тем и отличается от духовного.

Но не только через эти категории можно «наступать» божественное. Катафатический метод довольно широк. Известный христианский мыслитель Фома Аквинский утверждал, что красота — это отражение в мирском божественной природы. Красота подчинена особым законам, которые можно оценить объективно, а проявляться она может на самых разных уровнях:

  • Материальном;
  • Мысленном;
  • Духовном.

Идеальное произведение искусства — это, безусловно, акт человеческого творения. Но он, во-первых, отражает природу Творца, а во-вторых, являет миру божественную красоту гармонии. А потому мастерство — это своего рода степень познания Бога.

Апофатия — путь отрицания

Апофатия — это путь отрицаний. Этот метод не менее интересен и логичен, чем предыдущий. Суть здесь в том, что Бог — это заведомо нематериальное и ничем не обусловленное существо.

Когда мы говорим о духовном мире, то переводим всё это на язык метафор, то есть заменяем неизвестные элементы на знакомые нам образы. Сравнения — это всегда неточное средство, которое имеет свои погрешности. Модель — это не сам объект, карта — не территория, а потому нельзя ставить между нами равно.

С точки зрения человеческого опыта невозможно, например, описать, что такое Святая Троица. Поэтому апофатика и не пытается опираться на него
С точки зрения человеческого опыта невозможно, например, описать, что такое Святая Троица. Поэтому апофатика и не пытается опираться на него

Легко сравнить Бога с родителем. Но такой подход заставляет нас проецировать человеческое на Божественное, то есть упрощать и, как следствие, заблуждаться.

Чтобы понять, насколько несостоятелен подход метафоризации трансцендентного Божества, достаточно задаться вопросом, каковы отношения между членами святой Троицы, если сравнивать их с земными эквивалентами?

  1. Родительские? Вовсе нет. Бог-Отец далеко не выполняет родительские функции по отношению к Иисусу Христу. Они равны по своим полномочиям, согласно христианской догматике, за вычетом пары нюансов, которые не имеют никакого отношения к семье. А Святой Дух так явно никому не сын и не отец в этой триаде.
  2. Братские? И здесь мимо. У них нет общего родителя, нет конкуренции и братской любви. Здесь вообще нет места семейным аналогиям. И всё же отношения явно есть.

Можно и дальше изощряться в сравнениях, но результат будет один: трансцендентное остаётся таковым не укладывается в материальные концепции.

Исходя из этого, приверженцы апофатии предлагают свой подход: отбросить всё, что не является Богом, вычеркнуть из своего представления о Нём. В сухом остатке мы и обнаружим то, что есть Бог.

Это довольно сложно осознать на примере Самого Всевышнего, но легко увидеть на примере одной буддиской практики отрицания. Человек начинает рассуждать: «Это моя нога, но она — это не я» — и вычёркивает ногу. Затем говорит: «Голова — это тоже не я». Он ищет этими рассуждениями себя, пока не доходит до удивительных результатов: мысли — это тоже не «Я».

Отрицая элементы этого мира, можно прийти к представлению о Боге.

Итог такой медитации часто шокирующий: практик понимает, что «Я» — это тоже идея, а исходит она откуда-то ещё, где есть ещё нечто. А может, и нет ничего. И вот в тот момент происходит логический ступор, в результате которого человек находит себя, наступает просветление.

Ту же схему полезно переложить и на христианскую почву: Бог — это не человек, не сотворённый им мир, не чувства, не энергии, не жизнь, не смерть, не Луна, не Солнце и т.д. Поупражняться в таких интеллектуальных поисках под силу каждому.

Но в то же время православные богословы, признавая пользу таких изысканий, не считают ни апофатию, ни катафатику исчерпывающими методами познания Бога. Скорее всего, в обоих подходах есть истина, но решать эту проблему нужно комплексными методами. В том числе — духовной жизнью.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *