Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Валаам — остров с заповедными христианскими святынями

30.05.2019
3 519

Республика Карелия славится своими природными, историческими и архитектурными диковинками. Одна из них находится на Ладожском озере. В северной его части, среди архипелага островов выделяется самый крупный — Валаам. Это — настоящая жемчужина с уникальной природой и старинным памятником русской архитектуры, Валаамским ставропигиальным мужским монастырем.

На фото – Валаамский Спасо-Преображенский монастырь – главная святыня острова с древней историей
На фото — Валаамский Спасо-Преображенский монастырь — главная святыня острова с древней историей

Происхождение слова имеет несколько вариантов происхождение. По одной из них, его корни идут из языка финно-угорских племен, в большом количестве обитавших в этих землях. Слово «валамо» в буквальном переводе означает «высокая (горная) земля».

В другом варианте название связывают с именем языческого бога Ваала, имеющего сходство со славянским Велесом. А некоторые связывают созвучное ему имя библейского прорицателя Валаама.

Остров Валаам – сочетание уникальной природы, дарившей вдохновение талантливым представителям отечественной и зарубежной культуры, и памятников архитектуры.
Остров Валаам – сочетание уникальной природы, дарившей вдохновение талантливым представителям отечественной и зарубежной культуры, и памятников архитектуры.

Уникальная природа острова служила вдохновением для таких великих людей как И.И. Шишкин, Ф.И. Тютчев, П.И. Чайковский, Д.И. Менделеев и многих других. Невероятно красиво сочетание леса с гранитными массивами, обилие озер, причудливо изрезанные бухтами и заливами берега.

А, благодаря монахам, итак богатая флора острова обогатилась более пятидесяти видами растений из разных уголков земли с любовью и терпением привитыми ими на благодатной земле.

Но, конечно же, самым главным достоянием и христианской святыней является Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Обитель действующая. Она входит в ведение Русской православной церкви и носит статус мужского ставропигиального монастыря.

Последнее означает, что устав составлен по типу Афонских монастырей и обязывает настоятеля не принимать решений, не соглаосвав их предварительно с советом братии.

История Валаамского Спасо-Преображенского монастыря — от основания преподобными Сергием и Германом, до наших дней

По одной из версий основателями стали преподобные Сергий и Герман. Пришли они возможно из греческих земель и основали на острове небольшой монастырь.

По одной из версий преподобные Сергий и Герман являются основателями Валаамского монастыря. Первое письменное упоминание о нем приходится на X в. – посещение обители Авраамием Ростовским описано в его житии.
По одной из версий преподобные Сергий и Герман являются основателями Валаамского монастыря. Первое письменное упоминание о нем приходится на X в. – посещение обители Авраамием Ростовским описано в его житии.

По другой, время основания переносят на X-XI вв. Именно на этот период приходится первое упоминание в рукописных документах. А именно в житии преподобного Авраамия Ростовского есть упоминание о его посещении Валаама в X в.

Начало XVI в. стало сложным периодом для Валаамского монастыря. Разрушительные набеги шведов привели к запустению обители.

В начале XVI в. довольно многочисленная обитель сильно пострадала от частых нападений шведов. Строения разрушены и пришли в упадок, монахи либо погибли, либо ушли.

В начале XVIII в. Петр I начинает компанию переросшую в Великую Северную войну. Ее целью стал выход к Балтийскому морю. В ходе успешных действий от Швеции, в числе прочих, была отторгнута и Карелия. А Петр начал работы по восстановлению Валаамской обители.

На фото – копия эскиза Валаамского монастыря в конце XVIII в. Разрушенный набегами шведов, при Петре I наравне с другими территориями снова входит в состав России. А по инициативе самодержца начинаются масштабные работы по его восстановлению.
На фото – копия эскиза Валаамского монастыря в конце XVIII в. Разрушенный набегами шведов, при Петре I наравне с другими территориями снова входит в состав России. А по инициативе самодержца начинаются масштабные работы по его восстановлению.

Во второй половине XVIII века усилиями игумена Назария возводятся каменные постройки. Среди прочих можно назвать надвратную церковь Петра и Павла и 72-метровая колокольня.

В 1811 г. Валаамский монастырь, вошедший в Выбогскую губернию присоединяется к Великому Финляндскому княжеству Российской империи. Именно в это время – начало XIX века – стало временем особого расцвета обители.

XIX в. – период расцвета Валаамской обители. Значительный вклад внес игумен Дамаскин – при нем монастырь отстраивался руками профессиональных зодчих, были установлены строгие правила, которым придерживались в дальнейшем.
XIX в. – период расцвета Валаамской обители. Значительный вклад внес игумен Дамаскин – при нем монастырь отстраивался руками профессиональных зодчих, были установлены строгие правила, которым придерживались в дальнейшем.

Особо пекся о благополучии монастыря отец Дамаскин, пришедший на пост настоятеля в 1892 г. Благодаря его инициативе дальнейшее застройка велась только профессионалами. И первым стал А. Горностаев – петербургский архитектор высокого класса. Также игуменом Дамаскиным были установлены строгие правила, которым в дальнейшем обитель неукоснительно следовала. Пришедший ему на смену Ионафан II продолжил дело учителя и воздвиг величественный Спасо-Преображенский собор.

После событий Октябрьской революции для обители настали тяжелые времена. Территории, на которых он находился, отошли Финляндии. При главенствующем в стране лютеранстве христианский монастырь ощутил в полной мере негативное отношение со стороны властей.

После Октябрьской революции Валаамский монастырь оказался на территории Лютеранской Финляндии и пережил период гонений. А во время советско-финской войны попал в зону боевых действий и неоднократно обстреливался.

А в период советско-финской войны Валаам и вовсе находился в цент ре боевых действий. Братья укрывали беженцев, а затем и вовсе были вынуждены, прихватив ценные реликвии, эвакуироваться. Территории подвергались бомбардировкам, и находиться там было небезопасно.

Во время советской власти здания бывшего монастыря использовались и как школа для боцманов и юнг, и в качестве Дома инвалидов войны и труда.

В период советской власти в зданиях бывшего монастыря организовали школу боцманов и юнг. После войны бывшие жилые монашеские помещения стали прибежищем для инвалидов. Лишь в 1960 г. ситуация стала меняться — потянулись первые туристы. А в 1979 г. земли объявили заповедными, стали восстанавливать архитектурные памятники.

С 1989 г. на земли Валаама ступили 6 монахов, с которых начался трудный путь восстановления обители. Возрожденный монастырь стал еще краше и обрел чудотворные христианские святыни
С 1989 г. на земли Валаама ступили 6 монахов, с которых начался трудный путь восстановления обители. Возрожденный монастырь стал еще краше и обрел чудотворные христианские святыни

Возрождение монастыря началось в 1989 г. – шестеро монахов прибыли в возвращенный церкви храм. Территория отошла в ведение Ленинградской епархии. Начались богослужения, а также долгий и кропотливый труд по восстановлению Валаама. Этот длительный процесс шел вплоть до 2008 г. За это время монастырь похорошел и обзавелся многими христианскими святынями.

Православные достопримечательности Валаамского монастыря и чудотворные христианские святыни

В 1991 г. в церковь имени преподобных Сергия и Германа поместили нетленные мощи подвижника Антипы. Будучи уже в солидном возрасте, последний жил в монастыре, где и скончался.

В 2004 г. монастырю посчастливилось стать обладателем дубового креста с частицей мощей великомученика Пантелеймона. При обследовании сделали заключение о предполагаемой дате изготовления реликвии – XIV в. Долгое время крест хранился в семье бояр Нащёкиных, а в XX в. попал в частную коллекцию.

Среди реликвий монастыря можно назвать нетленные мощи подвижника Антипы, дубовый крест с частицей мощей великомученика Пантелеймона. Особое место занимают в Главном соборе Спасо-Преображенского монастыря мощи преподобных Сергия и Германа.
Среди реликвий монастыря можно назвать нетленные мощи подвижника Антипы, дубовый крест с частицей мощей великомученика Пантелеймона. Особое место занимают в Главном соборе Спасо-Преображенского монастыря мощи преподобных Сергия и Германа.

В 2005 г. закончились реставрационные работы в Главном соборе Спасо-Преображенского монастыря. И в него перенесли одну из главных святынь – мощи преподобных Сергия и Германа.

Во время реставрации в числе прочих восстанавливали и древние скиты — принадлежащие Валаамскому монастырю небольшие поселения монахов и послушников в труднодоступных местах. В настоящее время, вместе с новыми, их насчитывается около 16. Отметим несколько наиболее интересных.

Скит Всех Святых или Белый скит, изначально был построен в XVIII  в. игуменом Назарием. Женщины допускаются только раз в году.
Скит Всех Святых или Белый скит, изначально был построен в XVIII  в. игуменом Назарием. Женщины допускаются только раз в году.

Скит Всех Святых был основан в конце XVIII в. игуменом Назарием. Другие названия – Белый скит, Большой скит. Находится он на Скитском острове архипелага и считается самым первым и самым большим. До нас дошел в перестроенном А. Горностаевым виде. Из-за строгости устава женщины допускаются только раз в году.

Никольский скит – один из самых красивых – некогда имел каменную часовню, служившую маяком.
Никольский скит — один из самых красивых — некогда имел каменную часовню, служившую маяком.

Никольский скит – по названию острова, на котором находится — посвящен Николаю Чудотворцу. Считается одним из самых красивых. В начале XIX в. при нем была установлена каменная часовня, расписанная самими монахами сценами из жизни Николая Чудотворца. На ее вершине по ночам зажигался маяк.

Коневской скит живописно расположился на берегу Игуменского озера, в самой чаще леса. Некогда здесь обитал игумен Дамаскин.
Коневской скит живописно расположился на берегу Игуменского озера, в самой чаще леса. Некогда здесь обитал игумен Дамаскин.

Затерянный в лесной чаще Коневский скит, расположен на берегу Игуменского озера. Здесь когда-то находилась келья отца Дамаскина, до принятия им поста настоятеля монастыря. Во второй половине XX в. он был разобран. А в 2004 г. его восстановили и освятили в честь Коневской иконы Божией Матери.

Адрес монастыря, официальный сайт. Как добраться до Валаамской обители

Адрес: 186756, Республика Карелия, Сортавальский район, остров Валаам.

До Валаамской обители можно добраться самостоятельно. Для этого необходимо доехать до города Приозерска на поезде или автобусе. От совмещенного (авто и ж\д) вокзала дойти или доехать на такси до причала Валаамского монастыря. (При необходимости здесь можно заночевать).

Отсюда ходят теплоходы («Валаам» — с 09:30) и Метеоры (с 11:00) до Монастырской бухты.

Валаам
Официальный сайт

Разместиться можно в гостинице. Подробности о размещении можно узнать на официальном сайте монастыря.

При желании можно приехать и пожить при монастыре трудником. Такая возможность предоставляется в течение всего года. Для этого необходимо ознакомиться с «Положением о трудниках», найти свободное место в графике и заполнить анкету. Все это можно сделать на официальном сайте.

При этом при себе обязательно иметь: паспорт и медицинский полис, подходящую одежду, предметы личной гигиены, аптечку на случай простуды, обострения хронических заболеваний и прочего.

Мужчины и женщины проживают раздельно в гостиницах. Бесплатно предоставляется проживание, чистое белье и питание. Есть ограничения по возрасту – не принимаются несовершеннолетние, даже при наличии взрослых в сопровождении.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *