Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Что такое душа. Почему Иоанн Лествичник считал душу союзником и врагом, помощником и противником, защитником и изменником.

Скачать эту статью

Что такое душа, есть ли у человека душа и в чем ее суть, ответы на эти вопросы ищут многие, философы, богословы, поэты, писатели, ученые и рабочие. Каждый человек, рано или поздно задается этими вопросами.

«Душа, ты дочь света, поэтому избегай тьмы…
Если одежды твои нечисты, можно омыть их слезами»

Ефрем Сирин

Есть ли у человека душа, понимание души человека в православии. Различные свойства души, видимые из толкования слова «душа».

Для ответа, на вопросы о душе в православии, обратимся к Библейскому словарю Болеслава Гёце, и увидим, что дословно в переводе с греческого и древнееврейского, обозначение «духа» и «души», обозначает «дуновение».

Чему и находится подтверждение в словах книги Бытия 2:7: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою», Быт. 2:7.
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою», Быт. 2:7.

В наиболее общем виде под «душой» понимаются немного различные понятия, хотя порой граница между ними довольно размыта.

Во-первых: душа человека является носительницей жизни, той жизненной силой, которая собственно оживляет, человека и животный организм, ибо животные в этом контексте имеют жизнь, а значит – душу. Очень хорошо видно такое толкование «души», как самой «жизни» в Евангелии от Матфея: «Ибо кто хочет душу* свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее. *Жизнь», Мф. 16:25.

В следующем понимании слова «душа», речь идет о своеобразии, уникальности, отличии одного человека от другого.

То есть, в этом контексте понимание о душе, синонимично слову «личность»: «скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и через это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та»  Чис. 5:6. Такое толкование подтверждает 1Петра, 3:20: «некогда непокорным ожидавшего их Божию долготерпению, во дни Ноя, во времена строения ковчега, в котором не многие, то есть восемь душ, спаслись от воды».

Еще одно из часто встречающихся толкований слова «душа», это слова «слуга», «раб». Обратимся к Библии: «И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую», Быт. 12:5.

В христианстве душа рассматривается так же, как орган чувствования, познания, мышления, ума.

Помимо этих толкований в христианстве можно увидеть и более узкие толкования, наша душа, как «орган» чувств, ощущений, впечатлений, настроений, ума. «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому», Пс. 83:3, «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего», Пс. 41:6.

Душа рассматривается как необходимая составляющая познания, мышления. Посещая богослужения, мы слышим это в словах из 102 Псалма: «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его», Пс. 102:2.

И, наконец, обращаясь к словам Писания: «Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя», Евр. 10:38, мы видим, что понятие о душе переносится на самого Господа Бога.

Из чего состоит душа, как сущность бестелесная, выраженная через органическое тело, которому она дает жизнь.

Выше мы разобрали толкования слова «душа», в различных смыслах и контекстах. Но пока так и не сформулировали ответа на вопрос: из чего состоит человеческая душа? Каковы свойства души людей.

Обратимся к трудам преподобного Иоанна Дамаскина:

Иоанн Дамаскин
преподобный

«Душа, – пишет он, – есть сущность живая, простая и бестелесная; невидимая, по своей природе, телесными очами; бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры; она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения. Ум принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное от нее, но как чистейшая часть ее самой. Что глаз в теле, то и ум в душе. Душа, далее, есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования; она доступна изменению и, именно, изменению со стороны воли, как это свойственно тварному существу» (Точное изложение православной веры. Кн.2, гл.12).

То есть, душа, являясь сущностью бестелесной, вряд ли может быть «разобрана» на составляющие, так как это принято в материальном, телесном мире. При этом находясь в теле человека, она дает ему жизнь.

Дух, душа и тело, как выражение единой нераздельной целостности личности, понимание душевности человека и духовности.

Души людей не являясь составной частью тела человека, тем не менее, неразрывно связаны, составляя единое целое. Так описывает эту связь Иоанн Лествичник:

Иоанн Лествичник
преподобный

«Оно – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне? По какому закону душа соединена с телом? Как можно быть одновременно и своим другом, и своим недругом?».

Что может означать это противоречие? Почему мы ощущаем борьбу между душой и телом? Святые однозначно отвечают на этот вопрос. Потому что мы живем в мире, поврежденном грехом, и через свое грехопадение разрушаем это единство.

«Тело, раз отвергнувшись желаний плоти, уже не тянет душу вниз, но воспаряет вместе с ней, и человек всецело становится духом», пишет святитель Григорий Палама. Так мы подошли к тому, что единство человека состоит не только из души и тела, а есть «дух», который ведет душу к познанию Бога. И в этой иерархии не дух является частью души, а, наоборот, тело должно подчиняться душе, а душа духу. Именно при таком порядке человек целомудрен, а совесть является гласом Божией воли.

(1Кор. 2:14-16)

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов».

Мы находим подтверждение этого устройства в Новом Завете, так как телесными глазами никто не может видеть того, что находится на небесах, так и душа сама по себе (не может постигать) предметов духовных.

Но живя в греховном мире, вряд ли можно встретить человека, всегда поступающего по совести, всегда живущего целомудренно, поэтому целостность человека нарушается, и начинается беспрерывная внутренняя борьба, приводящая к греховному томлению.

Что может происходить с человеком после смерти? Путь бессмертной души.

Что же происходит с человеком, с единством духа, души и тела, после смерти?

Тело человека после смерти истлеет, превратиться в бездушную материю. Иной путь ожидает душу, которая оживотворяла тело. Душа не исчезает, не растворяется, не превращается в бездушную материю, ибо душа бессмертна, но она переходит в иную жизнь.

(2 Кор. 5:1-2)

«Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище»

Душа не исчезает после смерти, переходя в иную жизнь, «жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный
Душа не исчезает после смерти, переходя в иную жизнь, «жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X