Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Каин и 5 причин того, почему он мог убить Авеля

17.03.2019
383
Скачать эту статью

Каин — одна из самых ярких фигур в Библии. Казалось бы, этот персонаж появляется всего на пару страниц, ничего особого не совершает, но западает в память гораздо сильнее, чем пророки, написавшие целые книги.

Это удивительно, но и по сей день образ Каина привлекает художников, писателей и скульпторов всего мира. В чём же феномен этого человека? И кем он был?

Каин — первый рождённый человек, его матерью была Ева

По Библейскому рассказу, самый первый человек, Адам, не был рождён: его сотворил Бог. Ева имела тоже не совсем обычное происхождение: она создана из ребра Адама. Было бы лишним рассказывать здесь о грехопадении.

Нас интересует не история человечества, а история исключительно Каина. Но кое на чём интересно остановиться:

Быт. 4:1

«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа».

По тексту этот эпизод описан уже после изгнания из Эдемского сада, но у нас нет оснований утверждать, что Каин был зачат уже за его пределами. 2 глава книги Бытия даёт повод думать, что Каин начал свою жизнь в виде зародыша ещё в Эдемском саду.

Обратим внимание на этот стих:

Быт. 2:24

«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть».

На фото — картина Фернана Кормона «Каин», на которой изображено бегство Каина и его потомков
На фото — картина Фернана Кормона «Каин», на которой изображено бегство Каина и его потомков

Отец Каина Адам и мать Каина Ева по замыслу Бога должны стать одной плотью. Можно много спекулировать на этой фразе, но нельзя исключать, что здесь — прямое утверждение факта интимных отношений в Эдемском саду.

А что это нам даёт? Как минимум то, что Каин:

  • хоть и косвенный, но всё-таки участник событий грехопадения;
  • один из трёх человек, побывавших в Эдемском саду (его брат Авель этой привилегии уже не удостоился);
  • единственный человек, зачатый там.

Тогда и Еву логично считать беременной на момент событий грехопадения.

Ещё одно косвенное тому подтверждение есть в Библии в словах Бога:

Быт. 3:16

«Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою».

Случайно ли Бог заговорил о беременности, либо это был предметный разговор о ней, как о свершившемся факте? Более похоже на второе, так как Всевышний обращается к Еве как к существу, прекрасно осознающему свою способность беременеть и рожать.

Это не выглядит новостью для прародительницы человечества.

Есть немало спекуляций на счёт отца Каина

В Библии много умолчаний на счёт Каина, и они — благодатная почва для возведения мифов и интерпретаций:

Ева зачала Каина от Самаэля. Эту версию мы встречаем в Таргуме Псевдо-Ионафана. Хотя самого Самаэля в Библии нет, еврейская традиция часто обращается к образу этого злого духа. Приписывание ему «отцовства» Каина — простой способ «объяснить» его дальнейшее поведение.

Психолог Леопольд Сонди в книге «Каин. Образы зла», ссылаясь на другие источники, пишет, что отцом Каина мог быть змей-искуситель. Там же, в главе «Каин — сын Сатаны», Леопольд Сонди сообщает, что встречал в гностических рукописях утверждение, что и Авель, и Каин — должны были быть детьми дьявола.

Отцом Каина иногда считают дьявола.

Это кажется невероятным? Но что будет, если действительно задуматься, что значит уточнение Евы: «приобрела я человека от Господа»?

Дословно в оригинале она употребляет глагол «создала». Но почему не от Адама? И кого она посчитала Господом?

Как показывает книга Бытия, змею-искусителю единожды удалось обхитрить Еву. Не мог ли он, или кто иной сделать это снова?

Есть мнение, что отцом Каина мог стать змей-искуситель («Ева, Змей и Смерть», Ганс Бальдунг)
Есть мнение, что отцом Каина мог стать змей-искуситель («Ева, Змей и Смерть», Ганс Бальдунг)

У Каина была сестра-близнец. В своих «Комментариях» Раша указывает на особенности строя фразы в Торе, когда речь идёт о детях Адама и Евы. Собственно, по этой версии у каждого брата было по сестре-близнецу. Это снимает вопросы о том, откуда у первых людей взялись потомки.

К теме спекуляций на образе Каина мы ещё вернёмся, а пока рассмотрим, чем продолжилась история Каина и Авеля, согласно Библии.

Каин убил Авеля и был обречён за это на скитания

Каин и Авель посвятили жизнь разным занятиям:

  • Авель пас овец;
  • Каин занимался земледелием.

Все мы знаем, что произошло дальше: братья приносили дары Господу. Каин дал плодов земли, Авель убил первородных зверей из стада.

Господь не принял дар Каина, и брат Авеля отомстил:

Быт. 4:8

«И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его».

История о том, что дым над жертвенником Авеля поднялся, а у Каина припал к земле, очень поздняя, в Библии её нет
История о том, что дым над жертвенником Авеля поднялся, а у Каина припал к земле, очень поздняя, в Библии её нет

Уточнение «пойдём в поле» отсутствует в старых источниках. На его месте повреждённый текст. Вероятнее всего, это поздняя вставка с целью восстановить целостность изложения.

А чем убил Авеля Каин? Библия не отвечает на этот вопрос, но апокрифическая книга Юбилеев сообщает, что это был камень.

Далее мы видим интересную параллель, сравните два отрывка:

Быт. 4:9

«И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему»?.

Быт. 3:11–12

«И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел».

И Адам, и его сын стараются «выкручиваться», когда говорят с Господом. Эта параллель может говорить в пользу того, что они всё же — существа одной плоти и крови.

Провести Бога у Каина не получается, и Всевышний проклинает первого убийцу не земле:

Быт. 4:11–15

«и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его».

Здесь есть интересные моменты.

Каин, осуждаемый Господом за братоубийство и бегущий от гнева Божия. Викентий Иванович Бриоски. 1813
  • Каин убил Авеля, так что на земле осталось, кроме него, двое людей: Адам и Ева. Если уступить еврейскому источнику, то четверо: добавляются сёстры-близняшки. Но кого опасается встретить на пустой земле Каин? Есть интересная версия, что Адам и Ева были либо не первыми, либо не единственными людьми на планете. Их историю рассказывают только из-за того, что она связана с первым в истории человечества убийством.
  • Знамение, о котором говориться здесь, в разных толкованиях описывается по-своему. Раввины перечисляют следующие:
  •        охраняющая Каина от других людей собака;
  •        рога, чтобы обороняться от убийц;
  •        буква Божьего имени на лбу.

Каин обречён на вечные скитания, что роднит его с другим легендарным персонажем — Агасфером, Вечным жидом. Иногда их образы в искусстве сливаются.

Изгнание Каина — ещё одна параллель с историей Адама, потомок, старший сын, проживает ту же судьбу, что и его родители.

5 версий того, за что Каин убил Авеля

Если читать Ветхий Завет внимательно, то становится ясно, что мотивы Каина в нём не описаны. Он убийца — да, но почему? Нам остаётся лишь возможность интерпретировать этот эпизод.

И тут есть несколько версий:

Версия 1. Зависть. Каин убил младшего брата потому, что завидовал. Ведь Бог принял его дар, а к подношению Каина остался равнодушен.

Каин убивает Авеля. Мозайка кафедрального собора г. Монреаль

Версия 2. Ревность. Эту версию приводит Берешит Раба. Каин захотел взять себе сестру-близнеца Авеля, говоря: «Я беру её, потому что старший», а Авель возразил: «Я беру её себе, потому что она родилась со мной».

Версия 3. Жадность. Братья делили мир. Каин взял землю, а Авель — всё, что можно двигать. Едва договор был заключён, Каин упрекнул брата в том, что тот стоит на Земле, а Авель парировал тем, что Каин носит его одежду.

Версия 4. Престиж. Сыновья Адама и Евы имели в своём распоряжении земли, но не договорились, на чьей территории построить храм Божий.

Версия 5. Праведное возмездие. Философ Йосеф Альбо говорил, что изначальная легенда могла быть не такой, какой она передана автором Торы. Каин — это мирный человек, который живёт по законам Божьим и занимается благородной, созидательной деятельностью, — выращивает растения.

А что же Авель? Ему поручено следить за живыми существами и он, явно не демонстрирующий свою доброту, убивает невинное животное (и не одно!) «в дар» Богу, дабы «выслужиться» перед Ним.

Кто же в таком случае первый на земле убийца? За что страдают несчастные первенцы стада? Для того, чтобы Авель почувствовал себя приближенным к Богу?

По одной интерпретации, Каин совершил праведное возмездие над убийцей невинного животного
По одной интерпретации, Каин совершил праведное возмездие над убийцей невинного животного

Каина охватывает праведный гнев и он, реализуя на практике принцип «око за око», уничтожает младшего ребёнка Адама и Евы. При этом он даже не смотрит на то, что идёт против брата. Поступок сильный — на такой с трудом решился Авраам, когда согласился пожертвовать сыном.

Не правда ли, это удивительно, когда сыновья Адама предстают совершенно не такими, какими мы привыкли их считать?

Каин женился и основал город

О дальнейшей судьбе Каина Библия тоже говорит немного:

Быт. 4:11–15

«И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох».

Апокрифическая книга Юбилеев сообщает подробности этих событий. Во-первых, мы узнаем, откуда появилась жена Каина:

«И Адам познал свою жену Еву, и она родила еще девять сыновей. И в пятую седмину сего юбилея Сиф взял себе в жены свою сестру Азуру, и она родила ему в четвертый год Эноса».

Во-вторых, нам известно, что её звали Аван:

«И Каин взял себе свою сестру Аван в жены, и она родила ему Еноха в конце четвертого юбилея. И в первый год первой седмины пятого, юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох».

Таким образом, Каин стал основателем первого в человеческой истории города Енох и продолжил своё потомство.

Многие исследователи пытаются приписать основание города Еноху из тех соображений, что Каин был обречён на скитания, но это не сильно убедительные версии. Приходится признать, что в тексте Бытия просто присутствует ещё одно из многих противоречий.

Есть версия, что Каин женился на Лилит

Лилит — очень древний образ, старше Библии. Её корни невозможно проследить в существующих традициях. Согласно преданию, она была первой женой Адама. Возможно, именно о ней сказано в Библии:

Быт. 1:27

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».

Лилит в некоторых источниках зовётся женой Каина
Лилит в некоторых источниках зовётся женой Каина

Как известно, Бог не сотворял женщину наравне с мужчиной, а сделал её позже из ребра. Так что этот стих может содержать отголосок ранней легенды. По ней, Лилит повздорила с Адамом и покинула его, после чего стала врагом человечества.

По одной из версий, она могла стать супругой или любовницей Каина. Но оснований считать так Библия не даёт. Православие вообще старается не брать в расчёт образ Лилит.

Потомки Каина продолжили его род: краткое содержание того, что было дальше

Здесь уместно краткое содержание дальнейших событий: у Адама и Евы родился сын Сиф и другие потомки. Любопытно, что имена в обоих генеалогических древах очень похожи и различаются в незначительных фонетических единицах:

  • Каин — Енох — Ирад — Мехиаель — Мафусал — Ламех — три сына: Иавал, Иувал и Тувалкаин
  • Сиф — Енос — Каинан — Малелеил — Иаред — Енох — Мафусал — Ламех — Ной — три сына: Сим, Хам и Иафет.

Параллель очевидна. Также любопытно, что Адам в переводе — «человек», и его сын — Каин. В ветви Сифа есть Енос, что в переводе — тоже «человек», и его сын очень созвучен Каину: Каинан.

2 линии потомков Адама вполне могут быть одной, а Сиф — Каином.

Самое правдоподобное объяснение заключается в том, что в этой цепочке отразился один и тот же миф про первого человека и первых представителей различных профессий, так как тут представлены и кузнецы, и музыканты.

То есть нет никакой линии Каина и линии Сифа. Это одни и те же люди. Собственно, учитывая, что про Сифа Священное Писание не сообщает вообще почти ничего, это похоже на правду.

Также Каин — герой нескольких апокрифов. Наиболее интересна эфиопская Книга Еноха. В ней дух Авеля навешает потомка Каина Еноха и жалуется тому, что будет мучиться, пока семя Каина не изглажено.

Здесь же есть притча, где история младшего и старшего братьев изложена в образах быков и коровы.

4 взгляда на смерть Каина

Как умер старший сын Адама и Евы, мы не знаем. Смерть Каина не описана. Есть четыре версии:

Версия 1. На Каина упал дом. Об этом сообщает книга Юбилеев:

«В конце этого юбилея был убит Каин после него (Адама) в том же году. Его дом упал на него, и он умер посреди своего дома, и погиб под его камнями. Ибо камнем он убил Авеля, и камнем был убит по праведному суду. Сего ради на небесных скрижалях предписано: «Орудием, которым муж убил своего ближнего, должен быть и он убит; как ранил он его, так должны они сделать и ему».

Версия 2. Каин погиб в потопе. Это логично, если семья Ноя — единственные выжившие, от которых родились остальные люди.

Версия 3. Каина убил Ламех. Основание так думать даёт следующий отрывок:

Быт. 4:23–24

«И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро».

Но Толковая Библия Лопухина камня на камне не оставляет от такой интерпретации:

Александр Лопухин
автор «Толковой Библии»

«Здесь прошедшее время глагола «убил» употреблено вместо будущего, для выражения несомненности исполнения выражаемого им действия: «я несомненно убью, все равно, как бы уже убил», дерзко и хвастливо заявляет о себе Ламех.<…> еснь Ламеха получает значение победного гимна мечу. Восхищенный кровавым изобретением своего сына Тувалкаина, Ламех как бы подходит к своим женам и, потрясая грозным оружием, надменно хвалится перед ними этой новой культурной победой, создающей ему положение деспота и властелина. «Я убью всякого, будет ли то почтенный, зрелый муж или легкомысленный отрок, раз он осмелится нанести мне хотя бы малейшее оскорбление. И если Бог за смерть Каина обещался воздать всемеро, то я, вооруженный грозным изобретением своего сына, сумею в семьдесят раз лучше постоять за себя сам!»

Версия 4. Каин продолжил жить, и его кровь, наравне с кровью брата, течёт в жилах всех людей, символизируя, соответственно, злое и доброе начала.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *