Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Фарисейство — одна из 3 древних философских школ

Скачать эту статью

В Библии есть такое слово — фарисеи. Кажется, что авторы Евангелий использовали его как оскорбление. Но в то же время ясно, что речь идёт о неком течении. Так что же такое фарисейство, которое так раздражало Иисуса Христа и его учеников?

Значение слова «фарисеи» до конца не установлено

Для начала покопаемся в этимологии. Строгие научные справочники сообщают нам, что слово «фарисеи» принадлежит к ивриту. Оно зафиксировано в письменных источниках II века до нашей эры, когда использовалось в значении «отступники». Примерно в том же смысле христиане использовали выражение «еретики». Собственно, само слово несёт в себе значение отделения или обособления.

Но некоторые исследователи находят корни этого слова гораздо глубже в истории. Например, религиовед и историк, профессор Андрей Борисович Зубов в своих лекциях отмечает, что «фарисеи» — это слово, образованное от «персы», что указывает на восточное происхождение их учения.

II век до нашей эры — наиболее вероятное время возникновения фарисейства.

Главную же идею фарисейства или, если угодно, главный его признак профессор зубов видит в представлении о воскрешении умерших. Таким образом, слово «фарисеи» может восходить к зороастрийской традиции, а возможно, даже к индоевропейским корням.

Так что значение слова «фарисеи» раньше могло разительно отличаться от современного.

Фарисейство — одна из трёх древних философских школ

Фарисейство — это, как мы бы сегодня выразились, религиозное направление. Оно возникло раньше христианства в лоне иудейской традиции. Можно с большой достоверностью утверждать, что фарисейское движение оформилось ко II веку до нашей эры, хотя само учение имеет более древнее происхождение.

Выражаясь современными христианскими понятиями, можно назвать фарисеев иудейской сектой. Хотя это и не совсем справедливо. В нынешних представлениях «секта» — это слово с отрицательной коннотацией, в то время как фарисеи, в свою эпоху, не подвергались всеобщему порицанию и вполне себе спокойно действовали в иудейском обществе.

Помимо фарисеев, существовали ещё две религиозные традиции:

Ессеи — это люди, которые жили монашескими общинами, уделяли особое внимание изучению священных текстов и придерживались строжайших правил. Наиболее приметный их признак — обряд посвящения через окунание. Именно его перенял Иоанн Предтеча, который, скорее всего, получил свои знания именно в ессейской общине.

Ессеи держались в стороне от общественной жизни, и сегодня мы знаем о них довольно мало, но есть достаточные основания утверждать, что взгляды и уклад ессейского общества отразился на христианстве.

Изображение фарисеев на фреске
Изображение фарисеев на фреске

Саддукеи — это традиция иудейских религиозных консерваторов. Они не желали признавать никаких текстов и преданий, помимо закона Моисея. Причём важным условием религиозной жизни было буквальное следование этому закону, а он, как известно, местами озвучивает довольно жёсткие предписания: увечья и смертельную кару нарушителям религиозных законов. Можно выделить их следующие черты:

  1. Формализм. Саддукеи оставались ярыми формалистами, из-за чего им было сложно получить поддержку народа, ведь время изменилось, и следовать закону слово в слово стало практически невозможно.
  2. Влиятельность. Саддукеи продолжительное время оставались очень влиятельным движением государственного масштаба, которое вышло далеко за пределы религиозной организации и стало ещё и административной. И всё же образ карающей, а не увещевающей религиозной традиции играл против саддукеев. Им было сложно противостоять более гибким в толкованиях закона фарисеям.
  3. Отрицание воскресения. Ещё одна интересная черта саддукеев — отрицание идеи вознаграждения человека за праведность. «Бога нужно любить не за то, что Он тебя поощрит, а просто так, как брата или друга, так что не уповай на жизнь вечную, не заискивай перед Богом, а хочешь всяких радостей — получай их при жизни», — примерно так можно выразить философию саддукеев.

И здесь мы видим, что профессор Зубов довольно точно обозначает корни фарисейства: если последние верили в воскрешение, то саддукеи относились к такой идее равнодушно. Евангелие от Матфея говорит об этом ещё жёстче:

(Мф. 22:23)

«Саддукеи, которые говорят, что нет воскресения»

Увы, подробных письменных источников от саддукеев не сохранилось.

Религиозное течение фарисеев возникло в тяжёлые для иудеев годы

Чтобы лучше понять роль движения фарисеев, нужно представить себе те условия, в которых находилась традиция до него.

Итак, существовал еврейский народ, который, как утверждает Священное Писание, был избран для великой миссии. Но вот справиться с нею, увы, для евреев оказалось непосильной задачей по ряду причин:

  1. Разногласия. Священники считали главной задачей иудеев продолжать обрядовую деятельность, а пророки говорили, что иудеи должны стать для человечества примером нравственного и духовного совершенствования.
  2. Вавилонский плен. Навуходоносор II разгромил главное святилище иудеев — их храм, а сам народ забрал в плен на почти двадцать лет. Иудейская цивилизация пришла к краху, народ оказался рассеянным и просто не мог действовать сообща.
  3. Влияние соседних народов. Эллины (грубо говоря, греки) и персы близко контактировали с иудеями, из-за чего возник риск растворения иудейской культуры в других. Зороастризм легко приживался в еврейских умах, так как он — довольно близкое по духу религиозное течение.

Чтобы справиться с этими напастями, иудеи хватались за Моисеев закон, как за спасательный круг, но соблюдать его им не удавалось из-за реалий времени. Например, евреям полагалось держаться в стороне от людей других культур, но выполнить это на практике могли лишь высшие слои населения.

Так из-за религиозно-традиционных побуждений евреи столкнулись с расслоением внутри собственной культуры.

Стало ясно, что для сохранения еврейской культуры требуется свежий взгляд на традицию.

Фарисеи начинали как политическая партия, но стали религиозной традицией

Фарисеи изначально были скорее политической партией, чем религиозным учением. Они противопоставили себя саддукеям — людям из высшего класса, противопоставившим себя нижним слоям населения.

Лишь с течением времени фарисейство приобретало всё более выраженный религиозный дух. Впрочем, как мы уже могли убедиться, у иудеев всё было довольно тесно связано. Что, кстати, не устраивало фарисеев. Они считали, что духовное лицо не может управлять государством, ведь всегда раньше правитель был представителем воинов, защитником своего государства.

Гюстав Доре «Спор Христа с фарисеями»
Гюстав Доре «Спор Христа с фарисеями»

Такой подход, понятное дело, не устраивал саддукеев, которые держались за своё влияние.

Примечательно разное отношение к Закону Моисея среди трёх иудейских сект:

  1. Саддукеи: «Мы можем соблюдать закон по всей строгости, остальные нас не волнуют».
  2. Ессеи: «Соблюдать закон во всей сложности в миру невозможно, так что мы запрёмся в общине и будем там ему следовать».
  3. Фарисеи: «Закон нужно пересмотреть так, чтобы каждый иудей смог его соблюдать».

Фарисеи вышли из народа, и этот народ охотно становился приверженцем защищающей его традиции. Здесь смешалась и религиозная, и социальная, и политическая борьба.

Противостояние происходило с переменным успехом. Случались и вооружённые столкновения. Любопытно отметить, что фарисеи были сторонниками подчинённого положения Иудеи Римской империи. Они расставляли приоритеты так, что самостоятельность в политической жизни ни в коем случае не могла быть значимее покоя и мира.

К первым годам до нашей эры фарисеи полностью отошли от политической деятельности. Их интересовала уже только религиозная жизнь, а само течение разделилось на два:

  1. Школа Шамая — строго соблюдали букву закона Моисея. Стали причиной разгрома Иудеи римлянами, так как призывали иудеев восстать против империи.
  2. Школа Гиллеля — менее строгое и более влиятельное движение. Выступали за мир с Римской империей.

Фарисеи — единственная иудейская секта, которая не исчезла

Саддукеи всегда делали акцент на политической деятельности, а потому исчезли вместе с крахом Иудеи.

Ессеи влились в первые христианские общины, а частично были уничтожены римлянами.

Фарисеи вышли победителями из противостояния 3 иудейских сект

Фарисеи победили в борьбе противостояния сект и заложили основу Талмудической традиции, которая жива и поныне.

Фарисеи старались привести Закон Моисея к некой безобидной форме

Больше всего информации о воззрениях фарисеев мы узнаём из трудов еврейского историка Иосифа Флавия. Он подчёркивал, что фарисеи — это философская традиция. Об их веровании он писал:

 «Всё совершающееся ставят в зависимость от Бога и судьбы и учат, что, хотя человеку предоставлена свобода выбора между честными и бесчестными поступками, но в этом участвует также предопределение судьбы».

Для фарисеев была характерна вера в то, что Бог вместе с Торой передал Моисею и устный закон, которому надлежало следовать.

Фарисеи имели среднюю точку зрения на судьбу человека среди сект иудеев:

  • Саддукеи полагали, что всё происходит лишь по воле человека.
  • Ессеи утверждали, что всё в человеческой жизни предопределено.
  • Фарисеи считали, что Бог предопределил всё, но пороки добродетели оставил во власти человека. При этом человеку, который живёт праведно, высшие силы дают блага в этой жизни.

Особая роль фарисейства — это защита простого народа. Например, важно было выстроить учение таким образом, чтобы оно не отменяло строгий Закон Моисея, но сопровождало его такими оговорками, что полностью исключало бы его применение.

Так, формально фарисеи оставались хранителями Закона, но могли трактовать его на свой лад. Быть может, это выглядит несколько лицемерно, но такой подход помогал простым людям спокойно и мирно жить в своей традиции без угрозы быть насмерть побитыми камнями за любой проступок.

Евангельский сюжет «Пир у Симона фарисея» (П. Рубенс)
Евангельский сюжет «Пир у Симона фарисея» (П. Рубенс)

Иисус Христос критиковал отдельных фарисеев, но за само фарисейство заступался

В Новом Завете о фарисеях сказано немало, учитывая, что об этих течениях вообще не столь много сообщают исторические источники.

На первый взгляд кажется, что Иисус и фарисеи — непримиримые противники. Но это не так. Начать стоит с того, что до нас дошли не оригинальные и анонимные рукописи Евангелий. Мы не можем утверждать, что эти источники беспристрастны, так что выпады в сторону фарисеев справедливо отнести к следам более поздней религиозной полемики.

Что же касается Христа, то он даже рекомендует соблюдать всё то, чему учат фарисеи:

(Мф. 23:2)

«на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают»

Но в то же время он высказывается и довольно остро на счёт фарисеев:

(Лк. 12:1)

«Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие»

С лёгкой руки Спасителя появился глагол «фарисействовать», то есть проявлять религиозное ханжество и лицемерие, а само слово «фарисей» стало нарицательным для людей, устраивающих религиозную показуху.

И действительно, такой контекст в Евангелии встречается:

(Мф. 23:25– 26)

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их»

Но мы должны понимать, что Христос никогда не критиковал фарисеев огульно. Или даже так: Он никогда не выступал против фарисейства. Спасителя задевал лицемерный подход к этой традиции, которую Он сам очень уважал.

Более того — мы можем совершенно точно утверждать, что богословская методология апостола Павла многое заимствует именно из фарисейского учения.

Сам Спаситель мог быть из числа фарисеев

Есть мнение, что Христос начал свой путь как ессей, но кое-кто полагает, что он принадлежал к числу фарисеев, а потому критика со стороны Спасителя — это борьба за чистоту того учения, которое Ему действительно было близко.

Если это действительно так, что использование слова «фарисей» с негативной окраской несправедливо, но с этим мы вряд ли уже сможем что-либо поделать.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X