Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Книга «Несвятые святые»: почти 10 лет в библиотеке РПЦ

21.04.2019
2 871

В иконных лавках на глаза часто первым делом бросается книга в яркой зелёной обложке. Кажется, что она попала на прилавок с церковной литературой случайно, ибо место ей в магазине среди красочно оформленных бестселлеров.

И всё же перед нами — именно православная литература. А разве мы могли усомниться? Конечно! Слишком странное называние выбрал автор — «Святые несвятые».

Это как? Про какой-то сатанизм? Про самозваных святых в лоне православия? Интересное предложение, но нет, книга о гораздо более мирных темах, что, в общем, не помешало огромному спросу на неё среди верующих.

Книга «Святые несвятые» — это православный сборник историй из жизни автора

Её полное название «»Несвятые святые» и другие рассказы». Написал эту книгу митрополит Тихон (Шевкунов) в годы, когда он был ещё архимандритом. В жизни каждого человека встречаются необычные события.

А если ты — монах или священник и часто сталкиваешься с разными людьми, их историями и проблемами, то рано или поздно у тебя накопится достаточно материалов, которыми захочется поделиться.

Обложка книги «Несвятые святые»
Обложка книги «Несвятые святые»

Архимандрит Тихон так и делал — рассказывал истории из своей жизни на проповедях. Собственно, точно также поступает почти каждый протоиерей и любой другой проповедник. Но, по словам автора, истории особенно пришлись по вкусу слушателям. Архимандрита Тихона стали просить записать то, что он рассказывает. На это было две причины:

  1. Донести истории до более широкой аудитории.
  2. Сохранить их, чтобы эти события не изгладились из истории Русской православной церкви.

Инициатива понравилась архимандриту Тихону, и вот, в 2011 году книга «Святые несвятые» оказалась на прилавках магазинов.

Книга быстро завоевала популярность, получила перевод и много переизданий

История Русской православной Церкви знает много примеров, когда желанного результата верующие добивались с неимоверными усилиями. Что ни инициатива — всегда препятствия, непредвиденные ситуации, интриги и козни. Но за эту книгу можно было хранить спокойствие с самого начала.

Издание произошло без скрипа. Аудитория быстро расхватала первый тираж, последовали переиздания. К 2017 году их насчитывалось уже 17.

17 изданий
выдержала книга «Святые несвятые» к 2017 году

Это неслыханный успех. Дело в том, что современный книжный рынок устроен очень жёстко. Спрос есть либо на классику, либо на новинки. И любое не самое известное имя может рассчитывать максимум на трёхтысячный тираж, после чего о книге никто больше никогда не услышит.

Пробиться к широкой аудитории не всегда помогает даже реклама. Но архимандриту Тихону повезло: всё взяло в свои руки издательство Сретенского монастыря.

Кстати, в 2012 году издание «Несвятых святых» появились и за границей. Всего сборник переведён на 13 языков.

Впоследствии серия книг, начатая «Несвятыми святыми», продолжилась другими авторами.

Купить книгу можно, например, по ссылке в интернет-магазине «Лабиринт».

Автор книги учился на сценариста, а стал священником

Уместно сделать отступление и немного рассказать об авторе. Родился он в 1958 году, после чего в 1982 году получил образование во Всесоюзном государственном институте кинематографии. Но учился не прямо на кинодела, а на сценариста.

Нельзя сказать, что сценарий даже близко стоит к серьёзной литературе, но всё же это первый шаг в сторону издательского мира.

Автор книги — митрополит Тихон
Автор книги — митрополит Тихон

Сразу после вуза будущий митрополит поступил в Псково-Печерский монастырь. Через 1986 года он — работник издательского совета, с 1991 года — монах. Затем он становится наместником Сретенского мужского монастыря и архимандритом, а также работает в Сретенской духовной семинарии ректором. Бывал в Чечне с гуманитарной помощью.

Постепенно активная деятельность в Русской православной церкви привела Тихона к сану митрополита Псковского и Порховского.

Образование кинематографиста позволило владыке Тихону снять 7 фильмов

Помимо этого на счету владыки:

  1. 5 книг на православную тематику («Святые несвятые» — это третья его книга).
  2. 7 документальных фильмов на социальную и христианскую тематику.

Митрополит Тихон — главный редактор портала «православие.ру», а также активный борец с алкоголизмом (участник проекта «Общее дело»).

Название «Несвятые святые» говорит об обычных людях

Оксюморон «Несвятые святые» выглядит странно и даже абсурдно. Но автор так объясняет это называние:

«»Несвятые святые». Хотя мои друзья — обычные люди. Таких много в нашей Церкви. Конечно, они весьма далеки от канонизации. Об этом нет даже и речи. Но вот, в конце Божественной литургии, когда великое Таинство уже свершилось и Святые Дары стоят в алтаре на престоле, священник возглашает: «Святая — святым!»»

О чём книга «Святые несвятые» на примере рассказа «Чёрный пудель»

Понять, о чём эта книга, лучше всего можно, если ознакомиться с одним или несколькими рассказами из неё. Для этого даже не нужно приобретать книгу. Её можно читать онлайн, например, на сайте азбука.ру.

Официальный сайт 
Азбука веры

Мы же здесь разберём только один рассказ. Называется он «Чёрный пудель», что уже должно натолкнуть на соответствующие ассоциации. В «Фаусте» Гёте в пуделя превращался Мефистофель. Позднее отсылку на этот образ сделал М.А.Булгаков в «Мастере и Маргарите», когда наделил Воланда тростью с головой пуделя.

Надо заранее оговориться, что в образе пуделя нет никакой дьявольщины. Его изобрёл Гёте в противовес доброму и безобидному белоснежному домашнему пудельку.

С первых строк автор убеждает читателя в наличии некого чуда:

«Впрочем, если уж очень хочется себя пообманывать, то можно счесть подобные случаи невероятными совпадениями или даже болезненной фантазией».

Вступление довольно длинное — 10% произведения автор поучает читателя, что рассказ надо понимать именно в православном ключе, а то на том свете скептикам спохватиться будет поздно. Затем следует экспозиция — об атеистическом времени, о недобросовестных прихожанах, так что к четверти рассказа повествование ещё не начинается:

«А мне, признаться, всегда отрадно было видеть этих «подсвечников», как саркастически честили их остряки. Радостно за них становилось потому что они, пусть и неловко, но представали пред Господом Богом в усердии и смирении. А такое бесследно никогда не проходит. Даже самые неискусные богомольцы обязательно получат от Бога особые духовные дары, совершат лично им предназначенные открытия, которых хохмачам-насмешникам и во сне не увидеть».

«Зелёная серия надежды», куда входит и сборник «Несвятые святые»
«Зелёная серия надежды», куда входит и сборник «Несвятые святые»

Постепенно обозначается сюжет: знакомый автора, Олег Александрович, празднует новоселье. Она просит священника освятить новый дом. Прибыв на место, священник встречает домашнего питомца хозяйской дочери:

«Когда я приехал на дачу к Олегу Александровичу, первым, кто меня встретил, оказался карликовый черный пудель. Я очень люблю собак, но тут мне попалось на удивление злобное существо. Захлебываясь неистовым лаем, пудель бросился на меня, попытался укусить за ногу и слегка ободрал подрясник, так что пришлось даже хорошенько отпихнуть его ботинком. Хозяева были весьма удивлены поведением своего песика, и дочь Олега Александровича поспешила подхватить его на руки.

Я опасливо покосился на вырывающуюся из рук Елены, клацающую зубами в мою сторону собачонку».

Автор сходу отождествляет собачонку с образом Мефистофеля — ведь Елена, дочь хозяина, увлечена эзотерикой. Он вступает с девушкой в конфликт, сообщая, что собака — нечистое животное и в доме во время освящения её быть не должно.

Основным (ну или вторым после «нечистоты» животного) аргументом священника становится отсылка к «Фаусту» Гёте.

«Елена, почему, например, при ваших особых увлечениях мистикой у вас в доме живет именно черный пудель?

— И что же здесь странного?

— А хотя бы то, что как раз в виде черного пуделя Мефистофель явился Фаусту.

— Кто, простите, явился? Мефистофель?

— Именно он. Тот самый бес из романа Гёте».

Надо сразу исправить автора: «Фауст» — не роман, а трагедия, но сути спора это не меняет. Автор замечает, что спорить с девушкой было очень непросто, хотя он не однократно обращал её внимание на тот факт, что «купили не болонку, не тойтерьера, не белого пуделька, а именно чёрного».

В итоге автор всё же освещает квартиру и некоторое время покидает дом, а когда возвращается, обнаруживает, что девушке, которая увлекалась мистикой, на новоселье подарили чугунную скульптуру Мефистофеля. А чёрный пудель:

«к тому времени уже выпущенный из своего заточения, вдруг подошел к скульптуре, обнюхал ее и уселся рядом».

Совпадение напугало хозяев, и они упросили автора забрать статую, о которой тот на время забыл, но потом утопил в реке. Собственно, в этом совпадении и состоит сюжетное ядро рассказа «Чёрный пудель».

Отзывы священников, филологов и богословов противоречивые

Так как произведение «Святые несвятые» вышло уже много лет назад, написано про эту книгу достаточно мнений — причём противоположных. С литературной точки зрения рассказы не пестрят ни красотой слога, ни продуманной композицией. Но для нас куда интереснее отзывы священников на этот труд, ведь он — в первую очередь — духовная литература.

Автора хвалил, например, Андрей Кураев:

«Это полезная книга. Для человека церковного вся жизнь святого окутана благоуханиями; он с рождения словно ступает по облакам. А отец Тихон в своей книге приближает святых к нам, обычным негероическим обывателям, рассказывает о тех, чья повседневная, будничная святость почти незаметна».

Богослов Диодор Ларионов раскритиковал книгу «Несвятые святые» за подмену веры суеверием
Богослов Диодор Ларионов раскритиковал книгу «Несвятые святые» за подмену веры суеверием

А вот богословы и филологи оставляли довольно конструктивные критические отзывы о книге. Например, вот что пишут монах и богослов Диодор (Ларионов) с филологом Марией Игнатьевой.

«Книга о. Тихона ставит свои вопросы и даёт свои ответы. Опыт человечества, о котором так свободно и поверхностно рассуждает автор, ровно таков, каким мы его себе вообразили, а потому каждый из читателей найдёт для себя тот ответ, к которому внутренне предрасположен и который готов услышать.

Детское доверие Богу и зрение Его промысла даётся после многих и великих трудов, а не механически — в силу повторённой, словно заклинание, молитвы. Вера как лёгкий и доступный путь к счастью — вот о чём эта книга, и пусть там есть проблески правды и христианского понимания, особенно в историях о реальных людях и реальных подвижниках веры, но в целом она создаёт именно такое впечатление.

«Несвятые святые» — это свидетельство того, как суеверие подменяет собой веру, создавая иллюзию духовной жизни и созерцания неисповедимых “«путей Господних”, а на практике оборачиваясь элементарным оккультным аутотренингом — неким самовнушением, которое, к сожалению, удовлетворяет многих христиан, но заслоняет от них более глубокие стороны в познании собственной веры».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *