Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Понтий Пилат. Кто любил, тот и распял

Смерть Иисуса Христа во искупление грехов человечества — главная часть христианского вероучения. Официально судили Христа римские власти.

В Иудее правил тогда римский наместник, а имя его знает каждый:

В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»

Не сохранилось ни одного изображения Понтия Пилата, поэтому фантазия художников и киноделов ничем не ограничена
Не сохранилось ни одного изображения Понтия Пилата, поэтому фантазия художников и киноделов ничем не ограничена

Даже краткое содержание биографии нам неизвестно

Понтий Пилат — фигура, значимая для христиан. Для Римской империи префект Иудеи, один из многих, не представлял значения и мало привлек внимания историков.

Нам неизвестно даже его личное имя. Римское имя состояло из трех частей: личного имени, родового имени и индивидуального прозвища. Понтий – родовое имя, Пилат – прозвище, переводится как «копейщик», от римского слова pilum.

Понтии – древний плебейский род самнитского происхождения

На этом основании ряд исследователей вообще отрицали историчность Пилата, указывая на символизм прозвища в связи с обстоятельствами казни Иисуса.

Монеты, отчеканенные в Иудее при Понтии Пилате. Слева на монете (на реверсе) изображен simpulum – черпак для жертвенных возлияний, изображение, оскорбляющее иудеев как языческое
Монеты, отчеканенные в Иудее при Понтии Пилате. Слева на монете (на реверсе) изображен simpulum — черпак для жертвенных возлияний, изображение, оскорбляющее иудеев как языческое

Должность Понтия Пилата была префект, прокуратором его назвал историк Корнелий Тацит

В Евангелии от Матфея Понтия Пилата называют правителем (греч. «игемон») в остальных только по имени.

Прокуратором Понтия Пилата называет Тацит в «Анналах». Исследователи уже в XIX в. указывали на сомнительность этого факта: должность с таким названием появилась позже.

Найденная в 1961 г. плита подтвердила предположение историка Теодора Моммзена о том, что Понтий Пилат должен быть префектом, а не прокуратором. Остаток надписи расшифровывают как PRAEFECTUS IUDAEAE
Найденная в 1961 г. плита подтвердила предположение историка Теодора Моммзена о том, что Понтий Пилат должен быть префектом, а не прокуратором. Остаток надписи расшифровывают как PRAEFECTUS IUDAEAE

В XX в. вопрос отпал. Археологи нашли плиту с указанием имени и должности Пилата. По сути, разница между должностями префекта и прокуратора только в названии, однако наука требует точности.

«Пей свой яд, пей прокуратор Понтий Пилат». Понтий Пилат вошел в масс-культуру и общественное сознание как прокуратор, хотя прокуратором он никогда не был
«Пей свой яд, пей прокуратор Понтий Пилат». Понтий Пилат вошел в масс-культуру и общественное сознание как прокуратор, хотя прокуратором он никогда не был

В историю Понтий Пилат вошел как жестокий правитель, с презрением относившийся к местному населению

Еврейский историк Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» оставил нам сведения о Понтии Пилате
Еврейский историк Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» оставил нам сведения о Понтии Пилате

Сведения о деятельности Понтия Пилата на посту префекта находятся в трудах Филона Александрийского, Иосифа Флавия и Корнелия Тацита. Характеристика, которую они дают правителю, однозначна: грубый, жестокий, попирающий местные обычаи и оскорбляющий религиозные чувства иудеев.

Резиденция римского префекта располагалась в Кесарии Палестинской – крупном портовом городе в Иудее
Резиденция римского префекта располагалась в Кесарии Палестинской — крупном портовом городе в Иудее

Пилат представлял собой разительный контраст с предыдущими префектами — Валерием Гратом и Аннием Руфом. Если те вели себя с местным населением более или менее лояльно и старались находить контакт и вести диалог, то Пилат продемонстрировал полное пренебрежение местными обычаями.

Он установил штандарты с изображениями императора — чего не делали иудеи из-за понятий об идолопоклонстве. Римские войска он перевел из Кесарии в Иерусалим. Самым вопиющим случаем стало изъятие золота из храмовой казны для постройки акведука. Поднявшееся возмущение Пилат жестоко подавил.

К такому человеку 14 нисана 33 г. иудейские священники притащили на суд бродячего проповедника, называющего себя Сыном Божьим.

Нехватку сведений о Пилате восполняет человеческая фантазия. Булгаков подарил ему собаку неизвестной породы (в черновиках – желтый травильный дог) с именем Банга
Нехватку сведений о Пилате восполняет человеческая фантазия. Булгаков подарил ему собаку неизвестной породы (в черновиках – желтый травильный дог) с именем Банга

В Библии Понтий Пилат упоминается во время суда над Иисусом

Суд Пилата – одно из главных мест в Евангелиях. Иисус Христос был осужден на Распятие, чтобы потом воскреснуть. О суде говорится во всех Евангелиях: в главе 27 Евангелия от Матфея, 23 от Луки, 18-19 от Иоанна, 15 от Марка.

Христа осудили на смерть иудеи, однако смертный приговор должен был утвердить римский наместник.

Некоторые исследователи указывают на неподсудность префекту религиозных дел и отрицают встречу Христа с Пилатом

Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим (Ин. 19:7)

На суд Христа привели первосвященники, обеспечив себе поддержку толпы
На суд Христа привели первосвященники, обеспечив себе поддержку толпы

Понтий Пилат вряд ли всерьез отнесся к Иисусу. Для него Христос был очередным бродячим проповедником, который смущает народ и «раскачивает лодку». По римским законам Христос был невиновен. Поэтому Пилат, воспитанный в системе римского права и не желающий вникать в религиозные разборки туземцев, сначала вообще отказывался принимать в суде участие:

Пилат сказал им: возьмите Его вы и по закону вашему судите Его (Ин. 18:31).

Когда отвертеться от суда не удалось, он отказался уступить требованиям о казни:

я ничего, достойного смерти, не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу (Лк. 23:22).

На допросе Иисус молчал. Только Евангелие от Иоанна сообщает о беседе между Христом и Пилатом, к которой Пилат отнесся с пренебрежением, не желая слушать истории очередного еврейского пророка.

Пилат с пренебрежением относился к евреям вообще и к еврейским проповедникам в частности. На свой вопрос Христу: «Что есть истина?» он даже не стал дожидаться ответа
Пилат с пренебрежением относился к евреям вообще и к еврейским проповедникам в частности. На свой вопрос Христу: «Что есть истина?» он даже не стал дожидаться ответа

Наконец, Пилат прибегнул к последней попытке:

Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву (Ин. 18:39-40).

Тогда Пилат уступил:

Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27:24-25)

И во время, и после суда Пилат не смог отказать себе в удовольствии потравить местное население. Видя, как иудеи относятся к Христу, он приказал именовать его Царем Иудейским:

И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! (Ин. 19:14)

Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. (Мк. 15:9-10)

Пилат не признал Христа виновным, но уступил, не желая очередного народного возмущения
Пилат не признал Христа виновным, но уступил, не желая очередного народного возмущения

Пилат же написал и надпись и поставил на кресте. Написано было: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по‐еврейски, по‐гречески, по‐римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: «Царь Иудейский», но что Он говорил: «Я — Царь Иудейский». Пилат отвечал: что я написал, то написал. (Ин. 19-22)

Зная крутой нрав префекта, иудеи стерпели очередное богохульство, тем более, что цели своей они добились.

После 36 г. сведений о Пилате нет, есть только христианская легенда о самоубийстве

В должности префекта Понтий Пилат пробыл 10 лет, с 26 по 36 г. В 36 г. начались очередные волнения в Иудее и Самарии. На горе Гризим появился человек, который объявил о том, что на горе закопаны священные сосуды Моисея. В деревню Тирафан у подножья горы стали стекаться люди. Внезапно появились римские отряды и в деревне началась резня. Кто не успел убежать и не был убит сразу, попал в плен, часть пленников потом казнили.

Легат
наместник провинции, полностью вошедшей в состав империи

Самаритянские старейшины пошли к легату Сирии – Луцию Виттелию. Они обвинили Пилата в казнях и злоупотреблениях, уверяя, что народ бунтует не против римской власти как таковой, но против Понтия Пилата лично. Виттелий внял просьбам самаритян. Он снял Пилата с должности и отправил его в Рим, чтобы тот сам держал ответ за свои дела перед императором.

На этом моменте следы Пилата теряются. Больше никаких более или менее достоверных сведений о нем не сохранилось.

У горы Гризим правление Понтия Пилата в Иудее закончилось
У горы Гризим правление Понтия Пилата в Иудее закончилось

Позднее среди христиан стали ходить легенды, что Понтия Пилата стали преследовать всевозможные несчастья, которых он вынести не смог и покончил жизнь самоубийством.

Одна из вариаций легенды гласит, что Понтия Пилата казнили, труп пытались утопить, но ни один водоем не принимал тело. После долгих скитаний тело бывшего префекта наконец-то приняли воды Фирвальдштетского озера близ Люцерна
Одна из вариаций легенды гласит, что Понтия Пилата казнили, труп пытались утопить, но ни один водоем не принимал тело. После долгих скитаний тело бывшего префекта наконец-то приняли воды Фирвальдштетского озера близ Люцерна

Апокрифы и поздние христианские авторы рассказывают чуть больше, но их сведения недостоверны

Существуют несколько апокрифических произведений, сообщающих сведения о Понтии Пилате, но при этом абсолютно недостоверные. Самое известное среди них – апокрифическое Евангелие от Никодима, которое содержит в своем составе Деяния Пилата – описание суда над Христом и донесение императору Тиберию о казни Христа.

В апокрифе с названием «Обращение Пилата» рассказывается о принятии Понтием Пилатом христианства и называется имя его жены – Прокула.

Жена Пилата без имени упоминается в Евангелии от Матфея. Она просила не предавать Христа казни

Позднее Прокулу отождествили с римлянкой Клавдией, о которой упоминает апостол Павел во Втором послании к Тимофею.

В Греческой и Эфиопской церквях Клавдия Прокула причислена к лику святых
В Греческой и Эфиопской церквях Клавдия Прокула причислена к лику святых

Хватает среди «источников» о Пилате и откровенных подделок. Самая известная – «Свидетельство грека Гермидия», где якобы личный биограф префекта Иудеи описывает суд Пилата над Христом. Изготовлено «Свидетельство» в XX в.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *