Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Артос: 5 правил, как обращаться со святым хлебом

Скачать эту статью

Артос — церковный хлеб. Ещё апостолы установили традицию использовать его в богослужении. Наряду со святой водой он несёт в себе не только символическую, но и духовную функцию в православии.

Ясно, что люди приходят в церковь не затем, чтобы покушать, а для соприкосновения с духовным миром.

О значении этого ритуала, его истории и правилах — ниже в статье.

Хлеб используют в богослужении с ветхозаветных времён

Хлеб — это древняя пища. У многих народов она символизирует благополучие, жизнь. сытость. Нет ничего удивительного в том, что ещё в ветхозаветные времена священники использовали хлеб в богослужениях. В книге Левит мы читаем:

«Пусть он приносит в приношение своё квасный хлеб, при мирной жертве благодарной».

(Лев. 7:13)

Но всё же это хлеб жертвенный, а тема статьи — святой хлеб. Христианство использует хлеб в разных видах богослужений. Значимость именно этого продукта значительна, ибо сам Иисус Христос уделил ему внимание в Новом Завете:

«И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание».

(Лк. 22:19)

Любой хлеб в православном богослужении — это просфора

Просфора (просвира) — это литургический хлеб. Используют его ещё с первых веков.

Ещё не существовало устоявшихся богослужебных традиций, не было церковного имущества. Верующие сами приносили всё необходимое.

Оттуда и название — в переводе с греческого «пожертвование».

Просфора — освящённый литургический хлеб
Просфора — освящённый литургический хлеб

Изначально просвирой называли всё, что требовалось для литургии, но затем это слово устоялось только в отношении хлеба.

Сперва, кстати, он был самым обычным. Лишь впоследствии появились церковные рецепты, а пожертвования стали постепенно денежными, а не имущественными.

5 частиц
изымаются из просфор в православном богослужении

Просфора используется в православном богослужении не целиком. При помощи копия из неё изымают частицы. Традиционно есть пять просфор, из них, соответственно, берут середину:

  • агнец;
  • в память Богородицы;
  • в память святых;
  • в память живых;
  • в память умерших.
Агнец вырезают из просфоры копием
Агнец вырезают из просфоры копием

После литургии верующие могут съесть использованные просфоры, а остатки унести домой. Выдают их за свечным ящиком.

Артос — это особо почитаемая, Пасхальная просфора

Технически это тоже просфора, святой хлеб. Хотя по размеру больше, чем обычный церковный хлебец для литургии. Наверху артоса изображают Животворящий Крест или Воскресение Господне. Ещё одно название артоса — просфора всецелая.

Артос освещают в день Пасхи и ставят на аналой. Там хлеб хранят до Светлой субботы светлой седмицы, а в течение Светлой седмицы с артосом совершают крестный ход вокруг храма. Подразумевается, что хлеб — это образ Христа.

Артос напоминает о Воскресении Спасителя и победе над смертью.

Это не просто хлеб, который дают в церкви, а христианский символ. Предание гласит, что апостолы всегда воспринимали Иисуса Христа, как своего спутника. Садясь есть, они оставляли хлеб для угощения своего распятого Учителя.

Традиция вышла за круг апостола, распространилась на храмовые службы, и вот теперь артос — это символ, восходящий к далёким новозаветным временам, к ученикам Христовым.

Взглянув на артос, верующий вспоминает о Воскресении Спасителя, его явлениях апостолам, победе над смертью.

Артос — большая просфора для Пасхального богослужения
Артос — большая просфора для Пасхального богослужения

Над артосом священник читает молитву:

«Всесильный Боже, Господи Вседержитель!

Ты повелел чрез раба Твоего Моисея при исходе Израиля из Египта и освобождении народа Твоего от горького рабства фараону заколоть агнца,

прообразуя добровольно закланного за нас на Кресте Агнца,

подъемлющего грехи всего мира, возлюбленного Сына Твоего,

Господа нашего Иисуса Христа,

через Которого мы получили освобождение и выход из вечного рабства врагу и избавление от несокрушимых уз ада. Так и мы,

рабы Твои, в честь и славу, и в воспоминание о славном воскресении Сына Твоего,

Господа нашего Иисуса Христа, ныне в этот всесветлый,

и преславный, и спасительный день Пасхи, принося этот хлеб пред Твоим величеством,

смиренно молим Тебя: воззри на этот хлеб, благослови и освяти его.

Нас же, его принесших, и целующих его,

и от него вкушающих, сделай участниками Твоего небесного благословения и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою удали,

здравие всем подавая. Ибо Ты источник благословения и исцелений Податель,

и Тебе славу воссылаем, Безначальному Отцу, с Единородным Твоим Сыном,

и Пресвятым и Благими Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков».

Затем хлеб трижды окропляют святой водой со словами:

«Благословляется и освящается этот артос окроплением этой святой воды, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

В конце артос дробят и распределяют между верующими. Этот хлеб — святыня, а потому не все считают разумным взять и употребить его сразу. Артос рекомендуют есть в случае сильных недомоганий.

Иннокентий Херсонский так говорил на этот счёт:

«Его должно употреблять с благоговением как святыню, но не следует придавать ему какое-нибудь большее значение.

Некоторые думают, будто этот хлеб может заменять божественное Причащение Святых Христовых Тайн.

Такое мнение — грешное, христианин должен знать и помнить, что ничто, никакая святыня не может заменить Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисус Христа.

Поэтому нет никакой надобности хранить целый год этот хлеб, как делают сие некоторые, приписывая артосу значение, какого он не имеет.

Это запрещено и церковной властью (Указом Св. Синода 1723 г., 15 июня)».

Иннокентий Херсонский
епископ

Но если есть желание сохранить артос надолго, лучше сделать из него сухари, иначе хлеб заплесневеет.

Молитва на принятие артоса церковными канонами не предусмотрена, но можно использовать два варианта:

  • сказать «Христос Воскресе!»;
  • изменить текст молитвы на принятие святых даров и святой воды:
«Господи Боже мой, да будет артос в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих,

во здравие души и тела моего,

в покорение страстей и немощей моих по

безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь».

Артос выше по благодати просфоры, но ниже антидора.

Высший по благодати церковный хлеб называется антидор, это фрагменты агничной просфоры

Это части просфоры, из которой изымается Агнец. Она считается наиболее священной и благодатной из остальных, а потому антидор в православии — наиболее святой из всех разновидностей хлебов.

Вкушать его принято сразу и натощак, если, конечно, состояние натощак не вредит здоровью.

Антидор — частицы просфоры после извлечения Агнца
Антидор — частицы просфоры после извлечения Агнца

Верующие принимают антидор ладонями, сложенными крестообразно, — правую на левую. Затем положено поцеловать руку священника, который подавал антидор.

Случается, что верующим не хватает антидора из агничной просфоры. Тогда антидор делают из просфоры в память Богородицы.

У католиков и протестантов тоже есть хлеб для богослужений — гостия

Гостия — хлеб для церковных богослужений в некоторых направлениях протестантизма и католицизма. Также применяется для Евхаристии.

Католики держат уже освящённые гости в дарохранительнице. Гостии выпекаются в специальных формочках с христианскими символами.

Гостия или облатка – хлеб для богослужений у католиков и протестантов
Гостия или облатка — хлеб для богослужений у католиков и протестантов

5 правил того, как обращаться с артосом и другим освящённым хлебом

Правило 1. Хранить возле икон. Священники рекомендуют хранить артос не как обычный хлеб, в хлебнице или на столе, а как святыню — возле икон.

Правило 2. Употреблять благоговейно и со святой водой. На счёт его употребления тоже есть много мнений. игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий вот что говорит на этот счёт:

«По молитвам, вкушение этого святого хлеба помогает при болезни, дарует здравие.

Поэтому, если вы не можете его сохранить по каким-то причинам, то лучше отдайте кому-нибудь благочестивому или употребите благоговейно натощак со святой водой с молитвой.

Это старый русский обычай, когда не удавалось на службу Светлой попасть, этот святой хлеб также, как и антидор — просфору, люди употребляли натощак со святой водичкой.

Но сейчас мы часто можем бывать в храме, необходимости в этом нет, но тем не менее, отношение должно быть как к святыне.

Мне рассказывали, что кто-то с чаем употребляет, кто-то допускает, что портится.

Этого делать не надо, потому что это грех — пренебрежение к святыне, поэтому каждый свой кусочек, пожалуйста, храните или употребите так, чтобы пошло действительно на пользу».

Панкратий
епископ

Правило 3. Не выбрасывать, а возвращать в храм. Православные священники однозначно не одобряют идею выбрасывать артос и другой освящённый хлеб, если тот испортился. Мнения, что же с ним делать, разные. Кто-то рекомендует сжечь, кто-то — пустить по реке. Но это уже более походит на магические ритуалы, а не на православную практику.

Наиболее разумное решение — вернуть артос в церковь, откуда взяли. Там уже сами будут разбираться.

Испорченный артос стоит вернуть в храм.

Правило 4. Исповедаться при ненадлежащем обращении. Некоторые священнослужители полагают, что раз артос почитается как святыня, значит, в небрежном обращении с ним надлежит исповедаться.

Правило 5. Не путать с Телом и Кровью Христовыми. Несмотря на это не нужно слишком превозносить артос. Он — это духовное и телесное средство. Такой инструмент поддерживает духовные силы человека, но это не Тело и не Кровь Христовы.

Освящение куличей — ещё одна церковная практика, благодаря ней церковный хлеб можно употребить в кругу семьи

Просфора, артос и антидор — это церковный хлеб, но всё не исчерпывается только им. Традиция приносить свой хлеб в церковь жива и поныне. В день Пасхи православные христиане имеют возможность освятить куличи.

Во-первых, это дань памяти прошлому христианства, когда такая процедура была распространена повсеместно.

Во-вторых, это просто логичный подход. Храм не может вместить всех, да и далеко не каждый верующий стремится попасть туда, чтобы употребить просфору, артос или андитор. Гораздо охотнее люди берут с собой освящённый хлеб домой, чтобы разделить его с близкими.

Освящение куличей. Древняя традиция освящения хлеба
Освящение куличей. Древняя традиция освящения хлеба

Кстати, это не новая идея. В истории церкви так поступали давно.

В любом случае, целесообразнее и эффективнее благословлять приношения верующих, чтобы те могли употреблять такой хлеб в семейном кругу и воспоминать о Воскресении Христовом.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *