Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Что такое догмат: без этого античного слова не обошлись и христиане

06.05.2019
5 899

Популярная в наше время писательница Людмила Улицкая в своем романе «Даниель Штайн, переводчик» говорит: «Достойно и правильно вести себя важнее, чем соблюдать обряды». В этом она не одна, так многие люди считают, что этично вести себя важнее, чем соблюдать церковные обряды или же придерживаться мнения, разделяемого Православной Церковью.

В этом случае ставятся под сомнение такие краеугольные камни веры как признание Иисуса Христа Мессией, идеи Троичности, Искупления и Спасения и т.д. Для того чтобы этого не происходила и крепость христианской веры не подверглась сомнению, Церковь разработала и утвердила специальные положения (догматы) не подлежащие обсуждению и сомнению.

Догмат утверждается Христианской Церковью и признаётся не подлежащей сомнению и неизменяемой истиной

Что такое догмат, к сожалению, знают далеко не все верующие или же люди, причисляющие себя к их числу. Если бы это они обладали таким знанием, в христианском мире было бы меньше разногласий и расколов.

Значение слова догмат при этом может быть многообразным, так как в наше время оно из церковного лексикона перекочевало в мирской лексикон. Так, например, говорят иногда о научных или политических догматах.

Догмат об иконопочитании. Книга Правил. Догмат общеобязателен для христиан, принявшей его Церкви и не подлежит обсуждению
Догмат об иконопочитании. Книга Правил. Догмат общеобязателен для христиан, принявшей его Церкви и не подлежит обсуждению

Само слово «догмат», в переводе с греческого, означает мнение, решение, постановление. Религиозные догматы ― это непререкаемые истины христианского вероучения, данные через Божественное Откровение, хранимые и толкуемые Церковью, общеобязательные для всех христиан. Их также можно назвать аксиомами христианского вероучения. Некоторые из них сформулированы на Вселенских Соборах.

Учение о догматах разработали античные ученые и Отцы Церкви

История слова «догмат» идёт из античной литературы, при этом тогда оно не употреблялось в богословском смысле. Так Цицерон словом dogma обозначал те общеизвестные доктрины, которые имели значение неоспоримой истины.

В этом же смысле такие христианские писатели как Ориген и святой Исидор называли Сократа законодателем догматов аттических, а учения Платона и стоиков ― догматами. У Ксенофонта догматом называется начальственное распоряжение, которому все, и командующие, и простые воины, должны беспрекословно подчиняться

Ксенофонт. Бюст. Слово «догма» встречается уже у античных авторов, которые определяют его как начальственное распоряжение, которому следует без обсуждения повиноваться
Ксенофонт. Бюст. Слово «догма» встречается уже у античных авторов, которые определяют его как начальственное распоряжение, которому следует без обсуждения повиноваться

Толкование понятия «догмата» из античной литературы перекочевало в литературу христианскую. Так в греческом переводе 70 толковников в книгах пророка Даниила, Есфири, книг Маккавейских словом δόγμα называется указ царский, подлежащий немедленному исполнению.

Кроме того, там же этим словом назван закон царский или государственный, безусловно обязательный для каждого подданного.

Слово «догма» встречается в переводе 70 толковников в книгах пророка Даниила.

В Новом Завете, а именно в евангелии от Луки, словом δόγμα названо повеление кесаря о переписи населения Римской империи. В Книге Деяний Апостольских — законы царские в послании к Коллосянам и Ефесянам — имевшие божественный авторитет законы Моисея.

Если же говорить о религиозных догматах, то вначале в книге Деяний Апостольских, а затем в книги Деяний (XV, 20—28) этим словом обозначаются те определения церкви, которые должны иметь непререкаемый авторитет для каждого ее члена.

Священномученик Игнатий Богоносец Антийохийский. Святой Игнатий, совместно с другими Отцами Церкви подробно разработал понятие христианского догмата
Священномученик Игнатий Богоносец Антийохийский. Святой Игнатий, совместно с другими Отцами Церкви подробно разработал понятие христианского догмата

Такие Отцы Церкви как Игнатий Богоносец, Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст и т.д. подробнее разработали понятие догмата. Согласно их сочинениям:

  1. Догмат ― это непререкаемая божественная истинная, которая даётся через Божественное Откровение. Именно поэтому догматы веры божьи и не признаются продуктом спекулятивного человеческого мышления и личного мнения.
  2. Догматом признается та истина, которая относиться к теории и существу религии. Этим он отличается от правил повседневной жизни христианина.
  3. Догмат, как истина божественного происхождения, определяемая и формулируемая Церковью, называется догматами Церкви (τά τής έκκλησίας δόγματα), или догматами церковными (τά έκκλεσιαστικά δόγματα).
  4. Догмат это такая истина, которую христианин обязан безусловно признавать для того, чтобы причислять себя к составу Церкви.

Догматик — человек, который строго следует христианским истинам

Часто верующие люди и атеисты спрашивают: кто такой догматик? Ответ на этот вопрос можно найти в любом энциклопедическом словаре: догматик — это человек, всегда следующий церковным догматам (догмам).

В каком-то смысле всех православных можно назвать догматиками, так как Православная Церковь не допускает отступления или изменения их. Католики и особенно протестанты достаточно вольно трактуют церковные догматы, что и привело со временем к тому, что они отделились от православия, вступив в раскол Христианской церкви.

Основное назначение христианских догматов ― ввести человеческий ум в познание Бога

Догматы ― это вероучительное определение Православной Церкви. Их задача состоит в том, чтобы ввести человеческий ум в познание Бога. Основные догматы христианства воплощают в себе три основополагающих правила:

  • Существование Всевышнего в трех лицах;
  • Воплощение Божьего Сына в представителя человеческого рода;
  • Избавление человечества от грехов.

Видеоролик: «Истина, догмат и вера». На 4 минуте 22 секунде автор говорит о том, что истина дана в Церкви изначально и не может изменяться или же увеличиваться.

Термин «догмат» в собственном значении употребляется преимущественно в христианстве и обозначает теологическую, богооткровенную истину, содержащую учение о Боге и Его домостроительстве, которое Церковь определяет и исповедует, как неизменное и непререкаемое положение веры.

Необходимо отметить, что для православия характерно два похода к тому, где принимаются догматы.

Догмат
это вероучительное Определение Православной Церкви по вопросу её учения

Согласно первому подходу догматами называются только те непререкаемые положения православной веры, которые утверждаются на Вселенских соборах. На них они получают догматическую формулировку. Второй поход говорит о том, что догматом следует называть всякое неоспоримое и обязательное положение православного вероучения.

Исходя из этих двух подходов христианские догматы делятся на:

  1. Общие (догматические формулировки Вселенских соборов) и частные (выводимые из общих).
  2. Раскрытые, то есть (обсужденные и утвержденные на Вселенских соборах), и не раскрытые. Последние в подробностях на вселенских соборах не обсуждаются и в подробностях не определяются, но признаются всей Православной Церковью.
  3. Чистые, основанные на Божественном Откровении и смешанные, основанные не только на таком Откровении, но и на естественном разуме.

В православии догматы стали ответом на искажение христианского учения

Православная догматика выделяет следующие свойства догматов:

  1. Теологичность.
  2. Боготкровенность.
  3. Церковность.
  4. Общеобязательность.

Содержание этих свойств раскрыты выше применительно к сочинениям отцов Церкви, посвящённым догматам. Необходимо отметить, что каждое религиозное течение может иметь собственные догматы.

Так, например, православные признают догматы, принятые постановлениями Вселенских Соборов, ответом на те или иные фундаментальные искажения церковного учения. Католики же признают необходимость появления новых догматов без этого условия.

Догмат Церкви не подлежит осуждению или изменению.

Догмат Церкви ― это вероучительная истина, не подлежащая обсуждению. Именно поэтому если фиксируется сознательный отход от догмата в виде полного его неприятия или же иной трактовки, можно говорить о наличии ереси в суждениях того или иного человека.

Таким образом, отвечая на вопрос: кто такой догматик, можно сказать, что это тот человек, который не уклоняется от учения Церкви, разделяет и соблюдает все ей догматы.

Икона Символ Веры. Православные догматы содержаться в Символе веры и Катехизисе
Икона Символ Веры. Православные догматы содержаться в Символе веры и Катехизисе

Догматические положения православного учения изложены в Символе Веры. Кроме того, их также можно найти в Катехизисе и учебной литературе по Закону Божиему. Догматы призваны помочь каждому человеку иметь точное, недвусмысленное представление о Боге и его взаимоотношениях с миром, и ясно понимать, где заканчивается христианство и начинается ересь.

Именно поэтому вероучительными истинами католицизма и протестантизма признаются иные положения, чем в православии, что и привело к расколу между крупнейшими христианскими конфессиями.

Основные догматы христианства (их 12), принятые на Вселенских соборах, Православие признает

Для Православия характерно наличие строго и отчетливого вероисповедального сознания. Это несомненное его преимущество перед католицизмом и протестантизмом.

При этом православным необходимо всегда помнить о том, что догмат не означает введения новых истин относительно Бога, так как Иисус Христос дал нам христианское учение во всей его полноте. Догматы только очерчивают границу нашего толкования такого учения, а также раскрывают целостное отношение Церкви к вновь возникшим вопросам и обстоятельствам.

Икона Христос и 12 апостолов. Иисус Христос — глава Христианской Церкви, поэтому её учение полно и не подлежит изменению
Икона Христос и 12 апостолов. Иисус Христос — глава Христианской Церкви, поэтому её учение полно и не подлежит изменению

В Православии признаются 12 догматов, принятых Вселенскими Соборами iv веков. Список их следующий:

  1. Догмат о Пресвятой Троице. Содержат определение Единого Бога христиан, который представляет собой три Лица во Едином — Отца, Сына и Святого Духа.
  2. Догмат о грехопадении. Содержит понятие первородного греха Адама и Евы и его последствиях для человечества, которое после грехопадение изгнано из Рая и может спастись теперь только через покаяние и молитву к Господу.
  3. Догмат об Искуплении человечества от греха. Содержит понятие об искуплении первородного человеческого греха через явление на землю Иисуса Христа и его страдания на Кресте.
  4. Догмат о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа. Говорит о таинственном соединении двух природ — божественной и человеческой в лице вочеловечившегося Сына Божия, Иисуса Христа.
  5. Догмат о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Говорит о том, что Господь Наш Иисус Христос после распятия и крестных страданий умер, но воскрес. Это самый главный христианский догмат и вера в воскресение Христа — отличает христианина от последователей всех других религий.
  6. Догмат о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа. Говорит о том, что после своего Воскресения Христос вознёсся на Небеса. Таким образом, Христос через свою смерть, Воскресение и Вознесение даровал людям возможность получить Благодать Божию и спастись через причастие, покаяние и молитву.
  7. Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде. Говорит о том, что состоится Второй Пришествие Христа на землю. Спаситель воскресит всех умерших и будет чинить Страшный суд, после которого праведники попадут в рай, а грешники в ад.
  8. Догмат о единстве, соборности Церкви и преемственности в ней учения и священства. В Никео-Цареградский Символом веры передается так: «верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Позволяет отличить Итсиную Церковь от иных человеческих сообществ и иных неправославных Церквей.
  9. Догмат о всеобщем воскресении людей и будущей жизни. Говорит о том, что после Второго Пришествия Христа все люди воскреснут, войдут в Царствие Небесное и будут пребывать там с Господом.
  10. Догмат о двух естествах Господа Иисуса Христа. Принят на IV Вселенском Соборе в — Халкидоне. Говорит о том, что Христос представлет собой одно Лицо и одну Ипостась,– не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа.
  11. Догмат о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе. Принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе. Догмат говорит о том, что во Христе имеет место единая воля и единое действование, при этом Божественная и реальная человечская природа в нём различаются.
  12. Догмат об иконопочитании. Принят на VII Вселенском Соборе в Никее. Разрешает почитание святых икон, при этом указывает на то, что нужно не допускать их обоготворения, так как христианин не самой иконе, а Богу и Его святым, изображённым на иконе.

Православные Церкви признают 12 догматов из 15 принятых на вселенских соборах.

Всего же в христианстве существует 15 догматов, но Православные Церкви признают только первые 12, которые утвердил Первый и Второй Вселенский собор. Вместе они составляют Никео-Цареградский Символ веры. Он является являющийся догматической формулой, подразделяющейся на 12 членов и содержащих догматическую основу христианства. Первые его восемь членов выражают догматы о Святой Троице и Христе-Спасителе (со 2-го по 7-й).

Догмат о Святой Троице состоит в том, что Бог един по существу, но троичен в Лицах (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух), которые различаются друг от друга тем, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца, Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца.

Семь Вселенских соборов, с Сотворением мира и Собором Двенадцати Апостолов, (икона, XIX век). Православные Церкви признают первые 7 Вселенских Соборов и утверждённые на них религиозные догматы.

Догмат о двух естествах во едином Лице Иисуса Христа принят на IV Вселенском Соборе в Халкидоне, догмат о двух волях и действиях принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе, догмат о иконопочитании принят на VII Вселенском Соборе в Никее.

Православные Церкви эти догматы и Соборы не признают. Кроме того, Среди догматов, не обсуждавшихся на Вселенских соборах, можно назвать: догмат о Богодухновенности Священного Писания, догмат воскресения, догмат искупления, догмат о Церкви, догмат о приснодевстве Богородицы и др. Они признаются Православными Церквями и входят в состав Священного Писания и Священного Предания.

Догмат о Троице и Двоице ― сердце Православной Веры

Главными среди православных догматов являются два догмата: о Троице и Двоице. На это Так говорит святой Максим Исповедник. Святой Григорий Синаит. Указывает: «Предел Православия есть чисто ведать два догмата веры, – Троицу и Двоицу».

Почитание неслиянной и нераздельной Пресвятой Троицы, единого Бога в трех Лицах, в Котором Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как в целом учат святые Отцы, есть якорь христианского упования. Почитание Троицы необходимо связывается с почитанием Двоицы, то есть исповеданием Сына Божия Иисуса Христа в едином Лице, двух естествах и волях, божественной и человеческой, неслиянно и нераздельно соединенных.

Троица. Икона. А. Рублев. Около 1411 год. Догмат о Святой Троицы — один из двух главных догматов Православия
Троица. Икона. А. Рублев. Около 1411 год. Догмат о Святой Троицы — один из двух главных догматов Православия

Так как предметом догматики являются вечные догматические истины Святого Откровения, свидетельствующего о Боге в Самом Себе и о Боге в Его отношении к миру и человеку, то она соответственно делится на две части, каждая из которых имеет свои подразделы.

Первая часть рассматривает Бога в Самом Себе, вторая — в Его отношении к миру и человеку. Согласно этому, в первую часть входят догматы о бытии Бога, о качестве и степени богопознания, о Божием существе и Его свойствах, о единстве Божия существа и о Святой Троице.

Догматы не нужно путать с Церковными Канонами и Богословским мнением

Необходимо навсегда запомнить, что церковный догмат ― это вероучительное определение, не подлежащее сомнению. Оно может иметь разную догматическую формулу, но неизменное содержание.

Об этом необходимо помнить всегда и не путать догмат с частным богословским мнением или телогуменом. Теологумен — вероучительное положение, не противоречащее догматам, но не являющееся обязательным для всех верующих. Оно обязательно основывается на священном Писании и высказываниях святых Отцов Церкви.

Книга церковная Канон 1910 Святому мученику Вонифатию. Церковный догмат не нужно путать с церковными канонами и богословским мнением
Книга церковная Канон 1910 Святому мученику Вонифатию. Церковный догмат не нужно путать с церковными канонами и богословским мнением

Что же касается частного богословского мнения. То оно ― размышление, мнение отдельного богослова, прямо не противоречащее догматам, необязательно встречающееся у Отцов Церкви. Догмат, таким образом, стоит выше теологуменов и частных богословских мнений.

Также не стоит путать догматы с церковными канонами ― основными церковными правилами, определяющими порядок жизни Православной Церкви (ее внутренне устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан).

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *