Содержание
- 1 Монахи — это люди, которые полностью посвятили себя служению Богу
- 2 Христианское монашество берёт начало в традиции ессеев
- 3 Кто становится монахом: лучшие из людей или те, кому некуда идти? По-разному
- 4 Образ жизни православного монаха должен уподобиться ангельскому
- 5 Монашество — это не просто уход в монастырь, а образ жизни в ограничениях, обетах
- 6 Становление православного монаха проходит в 2–3 этапа: послушничество, монашество, великая схима
- 7 Обитель монахов — монастырь
- 8 Бывают женские монастыри
- 9 Буддийские монахи отличаются от православных, хотя так же не имеют имущества и ведут духовную жизнь
Вопрос о том, кто такие монахи, может прозвучать от ребёнка, когда тот увидит странного бородатого мужчину в чёрном одеянии. А вот взрослому православному спрашивать подобное уже неловко.
Вроде понятно: живёт себе человек в монастыре, молится, какие-то обеты соблюдает. Но беглое представление. Увы, среди людей, называющих себя православными, не все отличают монаха от священника. И это надо исправлять.
Монахи — это люди, которые полностью посвятили себя служению Богу
Монах — это человек, который полностью посвятил себя религиозной жизни, для чего поселился в общине единомышленников. Такие люди есть в разных религиях и культурах: христиане, буддисты, индуисты, даосы и т.д.
Где-то монашество формировалось как отдельная каста людей, где-то оно было неразрывно связано со священничеством, но в целом общие черты этого явления можно выделить:
- Существование общиной;
- Строгая регламентация жизни;
- Религиозная направленность деятельности;
- Суровые ограничения;
- Особое, уважительное отношение мирян к монахам.
Христианское монашество берёт начало в традиции ессеев
Христианство возникло на фундаменте иудаизма, а христианское монашество обязано своей формой течению ессеев. Это одна из трёх линий иудаизма в новозаветные времена.
Мы мало знаем о ессеях, но есть основания утверждать, что Иоанн Предтеча обучался в их общине. Не исключено, что и сам Иисус Христос многое узнал от них.
Благоговейное и научное отношение к религиозной литературе, обряды посвящения, суровый, регламентированный уклад жизни ессеев — всё это отразилось на первых христианских сектах и сохранилось до наших времён.
Кто становится монахом: лучшие из людей или те, кому некуда идти? По-разному
Нас прежде всего, конечно, интересует монах православный. Что мы знаем о нём? Самое главное — это человек, который ушёл жить в монастырь. Такая формулировка не совсем корректна.
Есть, как минимум, два типа людей, ушедших в монастырь.
Тип 1. Беглецы-отшельники. Это те, кто не хочет жить в человеческом обществе. Причин встречается множество:
- Сложности в общении с людьми. Часто из-за того, что есть психологические проблемы, комплексы. Стереотип гонит людей в монастырь зарыться от мира, но подобного не получится. Монастырь — это такой же социум, только маленький. И далеко не факт, что в этом обществе удастся найти людей своего круга. Напротив, часто в обители селятся очень сложные, противоречивые люди, с которыми нелегко поладить.
И не получится сидеть одному где-то в келье, читая молитву. Устав монастыря требует и работать, и молиться, и принимать пищу вместе.
- Лень. Случается, не нашёл человек работу по душе, да и вообще надоело ему крутиться в вечном безденежье, ужасаться политической ситуации, платить за квартиру, обеспечивать себе кусок хлеба. Терять особо нечего. Почему бы не пойти в монастырь, где кормят и жильё предоставляют? Подумаешь, общаться с Богом надо. Это даже полезно.
Такой подход приведёт к разочарованию. В монастыре много работы. Часто даже больше, чем в миру. Не получится понежиться в кровати до полудня: подъём с рассветом, а то и раньше. Много дел, да и условия не сахар. Так что скоро лентяй взвоет от отчаяния и вернётся домой.
- Отверженные обществом. Среди этой категории чаще встречаются люди с внешними уродствами, испорченной репутацией, либо отбывшие наказание преступники. Все от них отворачиваются. Уроду сложно взаимодействовать с окружающими, бывшего заключённого возьмут далеко не на всякую работу.
Хорошо, когда можно проявить силу воли и добиться своего, но удаётся это единицам. А в монастырь берут всех, так почему бы и нет? Искреннее желание оставаться в обители до конца жизни, разумеется, отсутствует. Ничего хорошего такая инициатива не несёт.
- Старики. В таких случаях монастырь представляют этаким домом престарелых, где принимают каждого пожилого человека. Ему проще дожить свой век в окружении духовного общества. Но старики не могут выполнять возлагаемые на них требования и становятся обузой. В них нет ничего от монаха, а решение диктуется страхом одиночества.
- Разочаровавшиеся в жизни. Это эмоциональные люди, которые столкнулись с неприятностью и решили от всех будущих бед спрятаться за стенами монастыря. Долго они не продержатся, потому что слабы волей. Такие люди быстро сбегают из монастыря и до конца дней рассказывают об «ужасах», которые там испытали.
- Фанатики. Есть категория фанатичных верующих. Они не чувствуют духа христианства, а цепляются за внешнюю атрибутику. Образ монаха, облачённого в чёрное одеяние, вызывает у них благоговейный трепет. Но за тягой к внешнему, нет никакого содержания.
Тип 2. Те, кто искренне стремятся к Богу. Их поступок продиктован глубокой любовью к Богу, искренней верой, желанием посвятить себя служению Высшим силам. Это люди, которые уходят в монастырь не потому, что бегут из материального мира, а потому что изоляция помогает им взрастить лучшие качества.
И качества эти нужны не только для себя, не для своего спасения, а потому, что сам человек сможет принести в этот мир больше добра, выполняя различные служения и размышляя о вечном. Эти монахи:
- делают работу по монастырю;
- принимают верующих;
- пишут богословские труды.
И ещё много чем занимаются. Кто-то утварь церковную создаёт, а кто-то и людей лечить может. Всё по способностям.
Образ жизни православного монаха должен уподобиться ангельскому
А как живут праведные монахи, такие, которых мы могли бы назвать эталонными? Возможно, странно бы прозвучало, но — как ангелы.
Тут нужно уточнить. Ангел в христианстве — это проекция божественной силы или некое существо высшей по отношению к человеку природы. Ангел бестелесен, но жизнь его всё равно довольно сложна из-за того, что тот обязан беречь свою совершенную природу, всегда ей соответствовать.
Христианство не считает, что современный человек совершенен, как ангел. Даже монах. Но стремиться к этому можно. Мирянин встаёт на этот путь, оступается, кается и снова пробует. А вот монах живёт по-другому: он — давший обед Господу и себе жить праведно.
И это не просто обещание, а непоколебимое решение. Если бы исчезли все монастыри, этот человек должен был бы всё равно сохранить тот же благочестивый образ жизни:
- Ранние подъёмы;
- Труд (послушания) на благо братьев, верующих и самой обители;
- Длительные молитвы;
- Ограничение в разных сферах;
- Покорность высшим духовным лицам монастыря;
- Не есть мяса.
И многие другие стороны христианского монашества.
Монашество — это не просто уход в монастырь, а образ жизни в ограничениях, обетах
Мало уйти в монастырь. Это лишь первый шаг, с которого начинается монашество. Куда важнее — ограничения, которые добровольно принимает человек. Это обеты:
Обет девства (целомудрия). Идея здесь в том, чтобы вырвать человека из различных благ мира, его соблазнов и приятных сторон. Считается, что они отвлекают от духовного. И самая сильный рычаг влияния на человека имеет интимная сфера.
Но дать обет одно, а соблюдать его всю жизнь — другое. О православных монахах подобную статистику найти сложно, а вот средневековых католических монахов часто уличали в том, что они нарушали обет целомудрия, но оставались безнаказанными.
В случае если что-то подобное выяснится сегодня, монаху может грозить изгнание из монастыря. Чтобы не доводить до таких случаев, введены строгие запреты на присутствие в мужской обители женщин.
Обет послушания. Послушание — это ситуация, когда ученик слушается старшего монаха, к которому его приставили. Человек вполне может иметь сразу несколько послушаний. Это стандартная ситуация. При этом послушание должно быть с рассуждением. Никто не должен слушать старшего, если тот подстрекает его преступным или аморальным действиям. Это касается любой сферы.
Даже монахи способны совершать ошибки. Если требования старшего расходятся, например, с наставлениями святых отцов, следует заострить на этом внимание и поставить в известность высшее руководство. Необходимо поднять вопрос о компетентности наставника.
Но в целом спорные ситуации редки, а потому идейно послушание понимается как абсолютное.
Обет нестяжания. Это отказ от личного имущества. Даже монастырский иконописец орудует не своими инструментами, а теми, что в собственности у обители. Нельзя уйти в монастырь, принять монашество и сохранить трёхэтажный загородный дом в собственности. Монашество — это серьёзный шаг. Его не делают так, чтобы было куда вернуться.
Это требование часто приводило к проблемам. Например, известен случай невольной монахини Маргариты Деламар, которой не позволили получить причитавшееся наследство и вернуться в мир, так как она дала обед нестяжания. Хотя известно, что реальная причина была не в этом, а в сплетённых против неё интригах.
Становление православного монаха проходит в 2–3 этапа: послушничество, монашество, великая схима
Монашество делится на три этапа:
Этап 1. Послушничество. Человек на этом этапе ещё ничего не обязан монастырю. Он сам только присматривается, а монахи присматриваются к нему. Будущему монаху дают поручения, которые тот должен исполнять. Это своего рода испытание, чтобы избежать ошибок. Ведь дороги назад не будет. Суть послушничества — исполнение различных работ в монастыре. Обычно оно идёт пару лет, но может продлиться дольше или меньше, по ситуации.
Бывают ещё и трудники. Это несколько иное явление. Трудник работает при монастыре, но не имеет цели стать монахом.
Встречаются рясофорные послушники — это те, которые имеют некоторые монашеские привилегии (например, ношение рясы)
Этап 2. Монашество или пострижение в мантию. Для многих это конец монашеского пути. Человек уже принят в монастырь на равных правах с другими. Он начинает вести обычную монашескую жизнь. Монаху дают новое имя, старое как бы умерло для материального мира.
Этап 3. Великая схима — то самое уподобление ангелу. Схимник — это монах, который живёт в самых строгих ограничениях, постоянных молитвах, отшельничестве. Он будто бы уже находится одной ногой в духовном мире и далёк не только от мирян, но и от монахов. Ему опять дают новое имя.
Обитель монахов — монастырь
Монастырь — это название места, где проживают монашеские общины. В православии есть некое общее представление о том, что оно должно включать:
- Кельи;
- Храм;
- Трапезная;
- Звонница.
И т.д. Но обычно исходят из потребностей конкретной общины, условий и возможностей. Бывает, что в качестве монастыря просто выступает некое взятое (купленное, принятое в дар, арендованное) у городского правления здание, а бывает, что монахи отстраивают огромные территории с кучей строений для разных нужд.
Бывают женские монастыри
Женский монастырь встречается реже мужского, но это не что-то из ряда вон выходящее.
Особенность такого места заключается в самом положении монахинь: они не могут претендовать на высшие церковные саны, которые в теории способны занять монахи. У женщин встречаются какие-то свои виды послушания, но в целом суть та же.
Женский монастырь есть и у христиан, и у представителей других религиозных традиций.
Буддийские монахи отличаются от православных, хотя так же не имеют имущества и ведут духовную жизнь
Когда мы думаем о монахах, помимо христиан, первыми на ум приходят буддисты. Этакие бритоголовые жители Востока, одетые в яркие платья и демонстрирующие сверхъестественные способности.
Отчасти это так. Но говорить о буддизме в целом неправильно. Он — совокупность разных течений, и в каждом — своя форма монашества.
Но можно выделить некоторые общие черты между христианскими и буддийскими монахами:
- Период послушания;
- Стремление к духовному;
- Нет своего имущества;
- Жёсткие ограничения.
Но различий не меньше:
- Ограничения у буддистов строже;
- Буддисты не делают акцент на вере в Бога, часто не рассматривают этот вопрос;
- У буддистов нет строгой иерархии;
- У буддистов нет централизованного управления;
- Буддисты не сторонятся мира, а охотно общаются с мирянами и получают от них дары;
- Многие монахи-буддисты занимаются мистическими практиками и боевыми искусствами.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение