Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Фома Аквинский и его 5 доказательств Бытия Бога

08.08.2019
99
Скачать эту статью

Вера — это когда ты беспрекословно предаёшь себя в руки Всевышнего. Скажем, Ной, который несколько десятилетий строил Ковчег по указу Бога. Но как верить Господу, когда даже не можешь убедиться в том, что Он точно есть? Воинствующие атеисты любят указывать верующим на то, что Бога никто не видел, а значит, никак не доказать, что Он есть. Но жил такой человек — Фома Аквинский, который путём рассуждений доказал существование Бога.

Так выглядел Фома Аквинский
Так выглядел Фома Аквинский. Фото: sib-catholic.ru

Фома Аквинский — это выдающийся богослов Средневековья, который придерживался концепции превосходства веры над разумом

Фома Аквинский родился в Средние века, около 1225 года в Итальянском городе Аквино. Он имел знатное происхождение и рос в многодетной семье. При поддержке отца получил отличное духовное образование и предпочёл, вопреки воле семьи, стать доминиканским монахом.

Даже двухлетнее заточение не помогло родным переубедить Фому, и в 1248 он поступил в Кёльнский университет, а затем начал преподавать в Парижском университете.

1225–1274
приблизительные годы жизни Фомы Аквинского

Будучи человеком эрудированным, Фома, как и всякий его современник, интересовался античной культурой. Чего говорить — не только теология и философия, но вся европейская культура восходит к древним грекам.

Сегодня христианское богословие пропущено через методологию из трудов Аристотеля. Именно они оказали наибольшее влияние на юного богослова. Так в мир вошло учение Фомы Аквинского.

Всю жизнь Фома Аквинский трудился в христианском мире с оглядкой на опыт античности, но довольно рано скончался (1274 г.) из-за проблем со здоровьем.

Фома Аквинский изложил своё учение во множестве трудов по богословию

Письменное наследие Фомы Аквинского внушительно, особенно если сравнить его, например, с тем, что нам известно о текстах современной ему Руси. Когда у нас ещё не сформировалась своя литературная традиция, этот выдающийся итальянец уже написал следующие работы:

  1. «Сумма теологии».
  2. «Сумма против язычников» («Сумма философии»).
  3. «Дискуссионные вопросы».
  4. «Вопросы на различные темы».
  5. Алхимические трактаты.
  6. Философские сочинения.
  7. Трактаты о религии.
  8. Стихотворные богослужебные произведения.

Многочисленные комментарии на:

  • ряд книг Священного Писания;
  • 12 трактатов Аристотеля;
  • «Сентенции» Петра Ломбардского;
  • трактаты Боэция;
  • трактаты Псевдо-Дионисия;
  • анонимную «Книгу о причинах».

Книги Фомы Аквинского преимущественно переведены на русский язык. Они есть в свободном доступе в интернете. Также можно купить их в интернет магазинах. Например, на сайте «Озон».

Далее разберём подробнее основные труды Фомы Аквинского.

«Сумма Теологии» — главный труд Фомы Аквинского о философии и теологии

«Сумма Теологии» Фомы Аквинского — работа, которую оценили с первых же публикаций. Она разделена на 3 части:

1-ая часть разграничивает философию и теологию. Божественная наука опирается не разум, а на откровение свыше. Мы находим ответы не только разумом, но и интуитивно, если на то есть воля Божья. Сам Фома Аквинский придерживался концепции превосходства веры над разумом. Он спрашивал себя, кто Бог, и отвечал: это Тот, Чьё является бог сущность и существование совпадают.

Картина Франсиско де Сурбарана «Апофеоз святого Фомы Аквинского» изображает святого в окружении других великих христианских книжников и деятелей христианства
Картина Франсиско де Сурбарана «Апофеоз святого Фомы Аквинского» изображает святого в окружении других великих христианских книжников и деятелей христианства. Фото: artchive.ru

Сущность — это ядро каждого предмета, его идея. Она ещё не существует, но уже задумана Богом.

Дальше автор рассказывает о различных качествах Бога, потом рассуждает об ангелах, свете, небесных уровнях и человеке.

2-я часть рассказывает о страстях, а также о полезных качествах: вере, надежде, любви. Как они действуют в нашем мире? Как проявляются? Что происходит, если их нет?

3-я часть посвящена Иисусу Христу, а также разбору роли церковных таинств в жизни человека.

«Дискуссионные вопросы о душе» — одна из последних работ Фомы Аквинского

Фома Аквинский за годы жизни написал немало дискуссионных вопросов. В числе последних его трудов этого жанра были рассуждения о душе. Здесь богослов задался вопросами о том, что же такое душа в принципе.

Например, как нематериальная душа способна соединиться с физическим телом?

Многие критики отмечали, что автор повторяется, ибо эта работа здешняя философия Фомы Аквинского повторяет успешную «Сумму теологий». Но в действительности здесь есть моменты, которые не присутствуют в других работах этого богослова.

Именно в «Дискуссионных вопросах о душе» христианскому богословию удалось найти в человеке баланс и симбиоз духовного с физическим, ибо каждый из нас является представителем небесных сил в земном мире.

Фома Аквинский сформулировал пять доказательств бытия Бога

Даже те, кто не знает, кто такой Фома Аквинский, слышали про пять доказательств бытия Бога. Сформулировал их именно этот автор. Рассмотрим их.

1 доказательство — через движение

Идея в том, что движения не существует самого по себе. Если вещь катится, значит, её кто-то толкнул, если летит лист, значит, дует ветер. У всего есть причина. Если идти по цепочке причин, то мы дойдём до первопричины. А так как в материальном мире нет ничего вечного, она должна быть духовной природы — то есть Богом. Бог — это то, что запустило движение нашего мира.

«Первый и наиболее очевидный путь исходит из движения. Несомненно и подтверждается чувствами, что в мире имеется нечто движимое. Но все, что движимо, движимо чем-то иным. Ибо все, что движется, движется только потому, что находится в потенции к тому, к чему оно движется, а движет нечто постольку, поскольку оно актуально. Ведь движение есть не что иное, кроме как перевод чего-либо из потенции в акт. Но нечто может быть переведено из потенции в акт только неким актуальным сущим. <…> Но невозможно, чтобы одно и то же в отношении одного и того же было одновременно и потенциально, и актуально; оно может быть таковым только в отношении различного. <…> Следовательно, невозможно, чтобы нечто в одном отношении и одним и тем же образом было движущим и движимым, т.е. чтобы оно двигало само себя. Следовательно, все, что движется, должно быть движимо чем-то иным. А если то, благодаря чему нечто движется, [также] движимо, то и оно должно быть движимо чем-то иным, и то иное, [в свою очередь, тоже]. Но так не может продолжаться до бесконечности, поскольку тогда не было бы первого движущего, а следовательно, и какого-либо иного движущего, поскольку вторичные движущие движут лишь постольку, поскольку движимы первым движущим. <…> Следовательно, мы должны необходимо прийти к некоему первому движущему, которое не движимо ничем, а под ним все разумеют Бога»

Фома Аквинский
Философ

2 доказательство — через производящую причину

У каждой причины есть следствие, и только Бог может быть первопричиной.

Мир — это чреда причин и следствий. Раз он существует, то что-то было в начале. Но даже в самом начале не могло быть вещи без причины. Значит, нечто предшествовало ей. Это и есть Бог.

«Второй путь исходит из смыслового содержания действующей причины. В чувственно воспринимаемых вещах мы обнаруживаем порядок действующих причин, но мы не находим того (да это и невозможно), чтобы нечто было действующей причиной в отношении самого себя, поскольку в этом случае оно предшествовало бы себе, что невозможно. Но невозможно и то, чтобы [порядок] действующих причин уход в бесконечность. Поскольку во всех упорядоченных [друг относительно друга] действующих причинах первое есть причина среднего, а среднее – причина последнего (неважно, одно это среднее или их много). Но при устранении причины, устраняется и её следствие. Следовательно, если в [порядке] действующих причин не будет первого, не будет последнего и среднего. Но если [порядок] действующих причин уходит в бесконечность, то не будет первой действующей причины, а потому не будет и последнего следствия и средней действующей причины, что очевидным образом ложно. Следовательно, необходимо допускать некую первую действующую причину, которую все называют Богом»

Фома Аквинский
Философ

3 доказательство — через необходимость

Для каждой вещи необходима какая-то причина. Первая вещь в мире не могла возникнуть сама по себе без причины. И раз у нас есть цепочка вещей, то восходить они могут лишь к чему-то, что никогда и ни в чём не нуждалось для своего существования. Это и есть Бог.

«Третий путь исходит из [смыслового содержания] возможного и необходимого. Мы обнаруживаем среди вещей некие такие, которые могут как быть, так и не быть, поскольку мы обнаруживаем, что нечто возникает и разрушается, и, следовательно, может как быть, так и не быть. Но невозможно, чтобы все, что является таковым, было всегда, поскольку то, что может не быть, иногда не есть. Если, следовательно, все может не быть, то когда-то в реальности не было ничего. Но если это истинно, то и сейчас не было бы ничего, поскольку то, чего нет, начинает быть только благодаря тому, что есть; если, следовательно, ничего сущего не было, то невозможно, чтобы нечто начало быть, а потому и сейчас не было бы ничего, что очевидным образом ложно. Следовательно, не все сущие являются возможными, но в реальности должно существовать нечто необходимое. Но все необходимое либо имеет причину своей необходимости в чем-либо еще, либо нет. Но невозможно, чтобы [ряд] необходимых [сущих], имеющих причину своей необходимости [в чем-то еще], уход в бесконечность, как это невозможно в случае действующих причин, что уже доказано. Следовательно, необходимо полагать нечто само-по-себе-необходимое, не имеющее причины необходимости в чем-то еще, но являющееся причиной необходимости прочего. И таковое все называют Богом».

Фома Аквинский
Философ

4 доказательство — от степеней бытия

Идеала нет в нашем мире, но человек откуда-то знает его. Похоже, это знание о Боге.

Человека тянет к совершенству, хотя никто его не видел. У нас есть врождённая способность сравнивать и чувствовать, что есть идеал. Этот идеал — Бог.

«Четвертый путь исходит из степеней [совершенств], обнаруживаемых в вещах. Среди вещей обнаруживаются более и менее благие, истинные, благородные и т.д. Но «более» и «менее» сказывается о различных [вещах] в соответствии с их различной степенью приближения к тому, что является наибольшим. <…> Следовательно, существует нечто наиболее истинное, наилучшее и благороднейшее и, следовательно, в высшей степени сущее <…>. Но то, что называется наибольшим в определенном роде, есть причина всего того, что относится к этому роду. <…> Следовательно, существует нечто, являющееся причиной бытия всех сущих, а также их благости и всяческого совершенства. И таковое мы называем Богом».

Фома Аквинский
Философ

5 доказательство — через целевую причину

Окружающий мир действует не стихийно. Конечная цель форм и материй, очевидно, — общее благо. У всего в природе есть смысл своего существования, некая роль в силу некого естественного закона. Раз таковой имеется, должен быть некто, кто его установил. Это и есть Бог.

«Пятый путь исходит из управления вещами [универсума]. Мы видим, что нечто, лишенное познавательной способности, а именно природные тела, действуют ради цели, что очевидно из того, что они всегда или почти всегда действуют одним и тем же образом, так, что стремятся к тому, что является [для них] лучшим. Поэтому ясно, что они движутся к цели не случайно, но намеренно. Но то, что лишено познавательной способности, может стремиться к цели только в том случае, если оно направляемо кем-то познающим и мыслящим <…>. Следовательно, существует нечто мыслящее, которым все природные вещи направляются к [своей] цели. И таковое мы называем Богом.»

Фома Аквинский
Философ

За эти доказательства и другие труды Фома Аквинский канонизирован католической церковью. Хотя святой Фома и придерживался учения Аристотеля, казалось бы, язычника, его точку зрения на многие вещи называют официальной доктриной католической церкви. Так сказал папа Бенедикт XV.

На фото — могила Фомы Аквинского в Тулузе
На фото — могила Фомы Аквинского в Тулузе

Это показывает, что человеческий разум при поисках истины, откровения Божьего и спасения может достигнуть огромных высот.

Впрочем, не всё так радужно. Эпоха Возрождения принесла в мир новые имена, у которых были уже свои соображения о Боге, душе, внутренних чувствах, человеческом интеллекте и т.д.

Эти деятели критиковали труды Фомы Аквинского, а Эммануил Кант даже прославился тем, что опроверг все пять доказательств своего предшественника.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *