Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Чревоугодие и 5 его видов

Скачать эту статью

Чревоугодие (обжорство) — один из самых странных грехов для человека, который в православии совсем недавно.

«Что значит смертный грех? — справедливо возмутиться чревоугодник. — Одно дело победить склонность к изменам или перестать лгать, но что и сколько я ем — это только моё дело».

Разумно, логично? Конечно. И всё же тут есть, что возразить.

Чревоугодие — это не любовь к еде, а злоупотребление ею

Чревоугодие — это не просто способность принимать пищу в удовольствие, как многие думают. Увы, весьма живуч стереотип о том, будто православный священник мечтает человеку запретить всякую естественную потребность, а любое угождение чреву или иным чувствам зовёт грехом и требует покаяться.

Нет. Всё не так. Культура принятия пищи и её приготовления — это часть многовекового опыта человечества. Этим стоит гордиться, это, конечно нужно, и ни один священник не имеет права отобрать это у людей.

Чревоугодие — это не любовь вкусно и сытно покушать, а ситуация, когда пища причиняет реальный вред организму.

Чревоугодие приводит к телесным и психическим недугам

Как же может человеку навредить так называемый бес чревоугодия? Да элементарно! Даже на физическом уровне есть масса неприятных последствий:

Переедание. Помимо естественного следствия — ожирения, возникает ещё немало побочных проблем. Тут и сахарный диабет, и проблемы с сосудами и просто пониженная активность, что тоже не здорово. Человек постепенно выпадает из мира, а вскоре и вовсе покинет его.

Полифагия
симптом, при котором человек независимо от приема пищи, не чувствует насыщения. Бывает при сахарном диабете

Употребление вредной пищи. Важно не только, когда человек кушает в меру, но употребляет то, что ему не вредно. Ладно с ней, с полезной пищей. Пусть будет хотя бы нейтральная. Но все мы наслышаны про вред фаст-фуда, сладостей, различных химически обработанных продуктов и т.д.

А ещё стоит прибавить те продукты, которые нельзя конкретному человеку. Запретил ему врач острое — а тот плюнул и умер через полгода от язвы.

Удивительно это стремление человека есть пищу не по телесной потребности, а по психологической, причём даже отдавать ей предпочтение, когда на другой чаше весов оказывается и здоровье, и жизнь.

Чревоугодие (фрагмент картины Иеронима Босха «Семь смертных грехов»)
Чревоугодие (фрагмент картины Иеронима Босха «Семь смертных грехов»)

5 видов чревоугодия

Чревоугодие — это не какой-то один способ наполнить своё чрево самым вредным для здоровья образом. Есть различные виды чревоугодия:

Объядение (чревобесие). То же, что переедание.

Гортанобесие. Это проще объяснить на примере. Знаете, есть такие люди, которые любят заплатить безумные деньги за то, чтобы отведать какой-нибудь мозжечок жёлтой мартышки или употребить опасную для жизни, ядовитую рыбу фугу.

Казалось бы, что это даст? Тут человек уже не голод утоляет, а что называется, с жиру бесится. И мартышку ему не жалко, и жизнью не страшно рискнуть.

Ради чего? Ради вкуса? Вот эти неправильно расставленные приоритеты — и есть гортанобесие.

Наркомания. Казалось бы, причём она к пище? Но дело в том, что когда списки грехов составляли, понятия наркомании не существовало. Само явление было — больше в форме ритуального действа, а вот медицинского термина не было.

Но всё же это тоже способ поглощать нечто заведомо вредное в опасных для здоровья количества. Тот же морфий — чем не обезболивающее? Но чревоугодник-наркоман всё использует не по назначению.

Пьянство. Тоже является одной из форм чревоугодия. Алкоголь сам по себе ничего хорошего никогда не нёс человеку. А его безмерное употребление для получения удовольствий или отвлечения от бед — это способ ускорить печальный конец.

Тайноядение. Это тоже своего рода подчинение пище, своей зависимости. Но здесь помимо порока, как их главной причины, есть и другой грех — ложь.

Вы встречали людей, которые садятся на диету, а по ночам утайкой воруют из холодильника? А тех, кто взвалил на себя бремя поста, но пока никто не видит ест то, что сам себе не позволил?

Вот это и есть тайноядение: когда зависимость заставляет человека обманывать себя и окружающих.

Апостол Павел сравнивает переедание с идолопоклонством

Вот такую интересную мысль написал апостол Павел:

Флп. 3:19

«Их бог — чрево».

И сказано это не для красного словца, но метафорически. В самом деле, тело в некотором смысле служит желудку. Он питает всё: лёгкие, сердце, мышцы. Но все органы работают для того, чтобы насыщать желудок.

Однако в случае чревоугодия человек душевно становится рабом желудка. И это ужасно. Мотив его поступков всё чаще — желание постоянно принимать пищу, чтобы утолить всепоглощающее чувство голода. Тогда поступки сосредотачиваются вокруг культа еды и оставляют всё меньше пространства для жизни.

Так почему чревоугодие — смертный грех?

Вспомните двухсоткилограммовых людей. Они уже не способны встать, и вся жизнь этих несчастных сводится к тому, чтобы лежать и продолжать служить бесу чревоугодия.

Это ли не поклонение кумиру? Так что чревоугодие, по мнению некоторых богословов, — нарушение второй заповеди. С такой трактовкой согласны не все

Противоположная чревоугодию добродетель — воздержание

Не всегда корректно противопоставлять эти вещи, но всё же чревоугодие — это неспособность отказаться от получения удовольствий, когда понимаешь, что: надо, вредно, опасно и т.д.

Воздержание — это не самоцель, не образ жизни.

Нет ничего праведного в том, чтобы запретить себе на всю жизнь конфеты. Это не повышает шансы на спасение. Но сила воли хорошо проявляется именно в воздержании, а потому человек, чей разум способен обуздать чувства, — уже не раб греха.

Святые отцы призывали не делать из еды культ

Многие святые отцы уделили немало внимания вопросу чревоугодия. Особенно любил эту тему святитель Иоанн Златоуст.

В частности, он напоминал, что есть полезно далеко не всё:

Иоанн Златоуст
архиепископ Константинопольский, богослов

«Не все то, что принимается в чрево, обращается в пищу, потому что и в самом существе пищи не все питательно, есть в ней часть, поступающая на извержение, а другая на питание. Поэтому, кто, приняв ее в меру, даст ей совершенно перевариться, с тем это и делается, и она достигает своего назначения; все здоровое и полезное занимает свое место, а излишнее и бесполезное отделяется и извергается; если же она принята чрез меру, тогда и то, что в ней есть питательного, становится вредным».

Он подчёркивает, что вкусовые и качества пищи — ничто по сравнению с её вредом или пользой:

«Лучше умеренная пища, способствующая здоровью, нежели роскошная, причиняющая вред; та питает гораздо больше этой; та — пища, а эта — болезнь».

Иоанн Златоуст много писал о грехе чревоугодия
Иоанн Златоуст много писал о грехе чревоугодия

Василий Великий учил не забывать при еде о Боге и порицал тех, кто ел с жадностью:

Василий Великий
архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов

«Пищу вкушать должно, не выказывая бешеной жадности, но во всем соблюдая твердость, кротость и воздержанность от удовольствий, даже в это самое время имея ум непраздный от мысли о Боге; напротив же того, самое свойство снедей и устройство приемлющего их тела надобно обращать в предлог к славословию Домостроителя вселенной, Которым промышленны различные роды снедей, приспособленные к свойству тел».

Смотрите также статью Непраздная женщина

А преподобный Ефрем Сирин смотрел глубже и объяснял, что делание из пищи культа заставляет ум грубеть:

Ефим Сирин
христианский богослов и поэт

«Снеди употребляй простые и необильные, чтобы ум твой не огрубел в объядении, пьянстве и печалях житейских. Ибо одержимые страстью и блуд ставят не в блуд, и прелюбодеяние не в прелюбодеяние, но вес это совершают небоязненно, ничем не отличаясь от свиней в грязи; не памятуют ни о законе, ни о пророках, ни о самом Господе, вочеловечившемся на один образ благочестия, хвалятся они этим, потому что покоряемые владычеству ума, по нерадению и небогобоязненности помрачаются, делая противное».

Преподобный Максим Исповедник напоминал, что у пищи есть конкретная задача: питать и укреплять здоровье, но не более того:

Максим Исповедник
христианский монах, богослов и философ

«Пища создана для двух причин — для питания и врачевания. Посему приемлющие оную не в том намерении, и не как следует <…> осуждаются яко сластолюбцы. И в отношении ко всем вещам неправильное их употребление есть грех».

Но, пожалуй, наиболее практически полезные рекомендации для борьбы с чревоугодием давал святитель Григорий Нисский.

Он напоминал, что разницу во вкусе создают крошечные вкусовые рецепторы, а во всём остальном нет никакой разницы, что есть. Если об этом помнить, пища уже не будет такой привлекательной:

Григорий Нисский
христианский богослов и философ

«Кроме нёба во рту разность влагаемого в гортань ничем не различима; потому что естеством одинаково изменяется все в зловоние. Видишь ли конец поваренного искусства? Видишь ли последствие поваренных ухищрений? Проси хлеба для жизненной потребности; в этом природа сделала тебя должником телу. А что сверх этого изобретено изнеженностию роскошных, то из числа привсеянных плевел».

3 совета о том, как избавиться от чревоугодия

А как бороться с чревоугодием? Есть три способа:

Дисциплина. Это помогает, когда ситуация ещё находится в руках человека. Нужно лишь сказать себе твёрдое «нет» и начать жить по-новому. Главное иметь при себе цель, воздерживаться от вредной пищи и переедания ради чего-то.

На этом этапе очень полезны книги Аллена Карра: «Лёгкий способ похудеть», «Лёгкий способ бросить курить», «Лёгкий способ бросить пить».

Они позволяют лишь при помощи правильного осмысления проблемы избавиться от самых основных форм человеческой зависимости.

На фото — Аллен Карр, автор множества книг с практическими советами о том, как поборот зависимость
На фото — Аллен Карр, автор множества книг с практическими советами о том, как побороть зависимость

Борьба с помощью Божией. Когда человек понимает, что у него просто не выйдет справиться с проблемой самому, он может спросить духовника, священника или просто образованного верующего о том, как избавиться от проблемы чревоугодия.

Особенно хорошо обратиться за помощью в монастырь — тут сразу найдут и богоугодный труд, и следить будут.

Но можно решить проблему и в миру: покаяться в грехе, проявить смирение и в молитвах просить Бога о помощи. Духовная жизнь, примеры святых и апостолов, праведные люди поблизости — всё это поможет одолеть беса чревоугодия.

Обратиться за помощью к медицине. Здесь существует масса способов человеку — от психотерапевтических до прямого хирургического вмешательства.

Исследователи разрабатывают немало теорий, например, о связи дофаминовой системы с ожирением, и это позволяет формировать новые подходы для борьбы с проблемой.

Сегодня практически ничего не мешает очень быстро привести тело в порядок. Однако от человека требуется духовная перестройка, иначе вся работа над собой пойдёт насмарку.

 

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *