Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Архангелы и их предназначение

11.09.2020
526

Архангелы — существа удивительные. Похожи на людей, но с крыльями. И при этом никогда не жили на земле. А имена у них человеческие. Взять хотя бы самого известного — Михаила.

Звучит по-русски, словно некогда на Руси жил такой святой, а потом — раз и стал архангелом. Всё это было бы любопытно, если бы хоть слово из написанного в этом абзаце соответствовало действительности.

Нет у архангелов крыльев, ни к кому из них не обращаются «Михаил», да и вообще архангел в Библии один, а остальное — спекуляции.

Представление об архангелах возникло в зороастризме

В дохристианскую эпоху религии не говорили о существах, подобных ангелам, как об отдельной категории. К примеру, Ветхий Завет называет их «боги» (элы), а индуизм или буддизм подобных созданий не знают.

«А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе́ в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».

(14:13–14)

Всё поменялось с пришествием зороастризма. Это была революционная религия. Она чётко поделила мир на светлое и тёмное начало, а также подняла вопрос об утверждении жёсткого монотеизма.

7 самых почитаемых архангелов на иконе: Михаил,  Гавриил, Рафаил, Варахиил, Селафиил, Иегудиил, Уриил
7 самых почитаемых архангелов на иконе: Михаил,  Гавриил, Рафаил, Варахиил, Селафиил, Иегудиил, Уриил. Фото: static-eu.insales.ru

Собственно, монотеизм есть и в индуизме, и в египетской религии, но именно в зороастризме он приобрёл столь подчёркнутое выражение, хотя и не продержался долго.

Любые другие могущественные существа уже не могли называться богами. Они стали духами или энергиями Бога. Широко известны две их разновидности:

  1. Изеды — низшие духи, помощники Бога. Серди них есть посланники. Явная параллель с ангелами.
  2. Амеша спента («святые бессмертные») — 7 высших энергий. Эманации или силы Бога. Аналог архангелов.

Почему для нас так важны представления зороастрийцев? Потому что глупо было бы отрицать, что знания о высших мирах не были доступны человечеству в дохристианскую эпоху. Если мы верим в ангелов и архангелов, то должны признать, что они были всегда.

Так почему наши предки не могли делиться знаниями о них на своём уровне? Да, зороастрийцы не знали Христа, но жили под тем же солнцем, ели ту же пищу и задумывались о тех же вещах.

Сколько ангелов неизвестно, а вот архангелов, как считается, должно быть семь

Небесное воинство Архангела Михаила (все ангелы)

Сколько всего ангелов существует? Ответить на этот вопрос нельзя, пока мы не определимся, кого называем ангелом, а кого нет. Библия даёт разные цифры:

  • 12 (по числу членов совета богов);
  • 70 (по числу сынов Израилевых);
  • тьма тем (по числу звёзд небесных).

Сколько ангелов нужно, чтобы составить воинство небесное? Конечно, много. Но уверены ли мы, что этих воинов корректно называть ангелами («вестниками»)? Вот в чём вопрос.

А сколько архангелов в православии? Ответ на этот вопрос неоднозначен, но чаще всего озвучивают самую популярную версию: есть семь архангелов.

7 могущественных энергий Бога из зороастризма. Под влиянием этого представления возникла концепция о 7 архангелах, хотя в Библии он один — Михаил
7 могущественных энергий Бога из зороастризма. Под влиянием этого представления возникла концепция о 7 архангелах, хотя в Библии он один — Михаил. Фото: pp.userapi.com

Почему столько? Именно такое количество высших существ сообщают соседние с иудейской культурой. Вот имена и роль Амеша спента:

  • Воху Мана (Благая мысль);
  • Аша Вахишта (Наилучший распорядок);
  • Хшатра Варья (Прочная власть);
  • Спента Армайти (Святое благочестие);
  • Хаурватат (Целостность);
  • Амертат (Бессмертие).

Число 7 было важно не только для Персов, но и для других культур. Оставим за скобками Восток с их чакрами и сразу перенесёмся в Месопотамию. Тамошние звездочёты пришли к выводу, что небо открывает намерение богов, а потому изобрели науку астрологию. Планеты у них имели такие соответствия:

  • Сатурн — Нинурта;
  • Юпитер — Мардук;
  • Марс — Нергал;
  • Солнце — Шамаш;
  • Венера — Иштар;
  • Меркуий — Набу;
  • Луна — Син.
Семь —священное число для многих культур, поэтому и архангелов должно быть столько.

Самая важная мысль: современники Вавилона не поклонялись небесным телам, а лишь наблюдали через них волю богов.

Но мы не можем на основании этих соответствий однозначно говорить о том, сколько архангелов у Бога, ибо, согласно Библии, есть только один архангел.

Библия учит, что есть только один архангел — Михаил, а Гавриил, Рафаил и т.д. — имена ангелов

В Библии есть только один архангел — Михаил. Михаил — это не имя, а положение: «кто как Бог?». Как зовут это существо, мы не знаем.

Слово архангел встречается в Библии один раз:

«Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь».

(Иуды 1:9)

И это любопытно, ведь само слово «архангел» плохо подходит предводителю небесного войска, ведь оно переводится как «главный вестник». А когда это Михаил доносил волю Божью до людей? Образ небесного курьера с ним явно не вяжется.

Ветхий Завет называет Михаила «великий князь». Этот титул ему подходит в большей степени.

«И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге»

(Дан. 12:1)

Иерархия ангелов и архангелов противоречива, спорна и вряд ли точна

В III веке появился анонимный текст «Ареопагити». Кто знает, какая бы судьба его ждала, если бы не Максим Исповедник. Будучи авторитетом в Церкви, он способствовал тому, что рукопись приобрела вес в христианской среде.

Среди прочего в ней приводится иерархия ангелов и архангелов: девять чинов, никакой конкретики и явные противоречия. Суть в том, что автор просто собрал странные называния существ из посланий апостола Павла и Ветхого Завета, а потом выстроил их в следующую иерархию:

  • серафимы;
  • херувимы;
  • престолы;
  • господства;
  • силы;
  • власти;
  • начала;
  • архангелы;
  • ангелы.
9 ангельских чинов на старой иллюстрации. Архангелы — в центре внизу
9 ангельских чинов на старой иллюстрации. Архангелы — в центре внизу. Фото: pinimg.icu

Возникает сразу немало критических замечаний:

  • если архангел Михаил главный над всеми чинами ангелов, то почему статус архангела только второй снизу;
  • если все чины — это ангелы, то почему есть отдельная категория ангелов? Апостол Павел, например, упоминал начала, власти и ангелов как отдельные категории.

Иерархия ангелов Псевдо-Дионисия не выдерживает критики.

  • Если архангелов только семь, то как над ними могут править ещё семь чинов ангелов? Получается, что, даже если бы каждого чина было по одному существу, над любым из архангелов всегда бы имелся минимум один начальник. Обычно число подчинённых превышает количество руководителей.
Отдельно надо сказать, что престол — это колесо, херувим (правильно — «керув») — вообще существо вроде сфинкса, а серафим (правильно — «сараф») может быть похож на змею, дракона или молнию

Связывать все эти существа в одну разновидность, не имея на то оснований из Писания, — большая ошибка.

В христианстве в целом и в православии в частности известны имена многих архангелов, большинство нам известно из апокрифов

Попытки создать единый список архангелов предпринимали ещё со времён позднего иудаизма, но мешали предсказуемые проблемы: перечислять в нём было особо некого.

Апокрифическая литература дополнила этот пробел и сообщила имена многих архангелов (именно имена, называла она их по-прежнему «князья», «вестники» и «боги», а не архангелы). Особенную роль здесь сыграла «Первая книга Еноха».

Пятнадцатый век подарил нам канонический список архангелов.

Лишь к XV веку португальский монах Амадей Мендес да Сильва составил «канонический» список имён архангелов. Монаху якобы было «откровение». Впоследствии этот список многократно тиражировался в христианской литературе, хотя сегодня почитают больше 7 архангелов.

Ниже в таблице представлены имена самых почитаемых в православии архангелов, краткая информация о них и источник, который сообщил о них впервые.

Имя Как назван и какова роль Источник
Архангел Михаил («кто как Бог?») Архангел

Великий князь

Глава над ангелами

Библия
Архангел Гавриил («Всевышний — сила моя») Ангел

Приносит радостные вести

Библия
Архангел Рафаил («исцелил Господь») Ангел

Целитель

Библия
Архангел Селафиил («молитва к Богу») Вождь народа

Помогает в молитве

3 книга Ездры
Архангел Уриил («свет Божий, или Бог свет есть») Ангел

Просветитель невежд

3 книга Ездры
Архангел Иеремил/ Ремиил Архангел

Помогает возвыситься к Богу

3 Ездр. 4:36
Архангел Варахиил («благословение Божие») Князь (или ангел)

Помогает испрашивать Божье благословение

3 книга Еноха (еврейская)
Архангел Иегудиил («хвала Божия») Архангел

Награждает верующих

Вероятно, придуман монахом Амадеем
Архангел Ремиил Князь (или ангел)

Стоит над теми, кто воскресает

3 книга Еноха (еврейская)

И это лишь вершина айсберга. Перечисленные имена архангелов в православии фигурируют чаще других. 3 книга Еноха в 14 и 17 главах перечисляет ещё больше существ, которых называет князьями (можно перевести и как «ангелы», ибо у евреев не было такого слова)

  • Барадизл, ангел града;
  • Рухизл, который управляет ветром;
  • Баракизл, который управляет молнией;
  • Заамизл, который управляет вихрем;
  • Зикиэл, который управляет кометами;
  • Зииэл, который управляет сотрясениями (волнением моря)
  • Раашиэл, который управляет землетрясениями;
  • Шалгиэл, который управляет снегом;
  • Матрарь Сэл, который управляет дождем;
  • Шимшиэлшу, который управляет днем;
  • Лайлг Сэ Лу который управляет ночью;
  • Талгалльсэлу который управляет солнечной орбитой;
  • Офаннь Сэл, который управляет диском, луны;
  • Кохавиэл, который управляет звездами;
  • Рахафиэл, который управляет созвездиями.

При этом слово «архангел» мы встречаем лишь трижды:

1 раз в Новом Завете в отношении только Михаила
  • в сомнительном «откровении» монаха Амадея;
  • в неканонической 3 книге Ездры (она же 4-ая), которая дошла лишь в переводе на латинском, а написать её могли даже в христианскую эпоху.

Значит ли это, что святые архангелы не существуют? Вовсе нет. Просто их так не называют. А о семи Божественных проявлениях нам говорит не только христианство.

Древние авторы по-разному их называют. Слово «архангелы» ничуть не хуже. Но нам важно понять, что Гавриил и Михаил — существа разные.

Первый — вестник, второй — глава над всеми слугами Божиими. Ставить их в один ряд некорректно.

Михаил — единственное существо, которое Библия прямо называет архангелом

Но полезно понимать, что большинство источников знаний об архангелов —неканонические. Скажем, есть ли архангел-просветитель Уриил, зависит от того, насколько текст 3 книги Ездры достоверен.

А миф об архангелах тем временем обрастает новыми подробностями. Апокрифические сказания, Талмуд и Каббала значительно расширяют Ханиэль, Сихаил, Задкиил, Иофиил, Самаэль.

Всё это обогащает и чудовищно искажает идею об архангелах. Выдуман например, какой-то архангел Даниил, которого нет даже в апокрифах. Да чего только нет! Так что с этой темой надо быть осторожными и держаться ближе к изначальным источникам.

Православие учит, что у каждого архангела есть предназначение и через их иконы можно молиться Богу

Архангелы и их предназначение, как видно, — тема непростая. Совсем неожиданный оборот она принимает, когда мы узнаём, что архангелы на иконах не соответствуют реальному облику этих существ (или одного существа).

Крылья — это лишь символ духовной природы. Он позаимствован христианами у античных художников (помните статую Ники или изображения Амуров?)

Иконы архангелов и ангелов — это особый язык знаков и условностей. Собственно, образ любого святого — тоже самое: не портрет, не фотография, а строгий ряд канонических деталей.

Архангел Михаил явно не выглядит так, как его изображает. Но он всё равно помогает людям, отвечает на молитвы, если на то есть воля Божья. Вспомним, что большинство икон вообще никак не связано с реальностью:

  • мы не знаем, как выглядели святые первых веков;
  • мы понятия не имеем, как выглядели апостолы;
  • мы уверены, что Христос на иконе не похож на типичного представителя иудеев того времени;
  • мы осознаём, что Святой Дух — это не голубь.
А святая Параскева Пятница вообще никогда не существовала!

Но всё это не мешает нам молиться этим образам и получать ответ, верно? Божья милость велика. Он охотно отзывается нам через любые образы. Если мы хотим получить помощь архангела, точнее, через него, то мы обязательно её получим, потому что наши молитвы искренни.

Только стоит помнить, что помощь — это полезное для нас действо, а не потворство нашим желаниям. Бывает, в ответ на молитву мы получаем не то, о чём просили, а то, что нам действительно нужно.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *