Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Икона Страшный Суд и 3 её основные темы

Скачать эту статью

Неискушённому в иконописи человеку может показаться, что все образы в православии скучны и однообразны. Обычно есть какой-нибудь святой анфас, в руке у него книга или свиток, а другой же этот человек делает жест благословения.

Но в действительности встречаются довольно сложные сюжеты, которые по изощрённости символики и композиции готовы конкурировать с известными произведениями Иеронима Босха. Икона Страшный Суд — из их числа.

Сюжет Страшного Суда утвердился в VIII веке в Византии

Сюжет иконы восходит к пророчествам Нового Завета и демонстрирует зрителю Суд Божий, который должен состояться в конце всех времён. В представлении широкой аудитории этот образ тесно связан с последней книгой Библии «Откровение Иоанна Богослова».

Но описание последних дней нашего мира присутствует в других околохристианских источниках, которые не включены в канон. В основном это апокрифическая литература в духе Апокалипсиса.

20 глава
Откровения Иоанна Богослова рассказывает о Страшном Суде

Конечно, Страшный Суд — не единственная тема последней книги Священного Писания. Напротив, о нём заходит повествование лишь в 20 главе. Но это едва ли не кульминационное событие в Библии, так что значимость его для верующего человека сложно переоценить.

«Страшный суд» Лавра Преподобного Афанасия
«Страшный суд» Лавра Преподобного Афанасия

Сперва Страшный Суд в качестве художественного мотива появился на фресках в аллегорической форме. На них изображались овцы и козлища, которых «сортировали». Такая живопись известна с IV века. Лишь к VIII веку утвердились более масштабные композиции, проработанность которых позволяла ощутить глобальность Библейского события.

Византийская традиция утвердила Страшный Суд в качестве типичной настенной росписи. В этой форме данный сюжет и сохранился в Восточной и Западной Церквях.

С X–XI веков сформирован канон изображения Страшного Суда на Руси.

На иконографию Страшного Суда повлияли и другие письменные источники

Было бы несправедливо сказать, что икона Страшный Суд основана только на Апокалипсисе. Напротив, базой для её сюжета послужили и многие другие письменные источники:

  1. Евангелия.
  2. «Слова» Ефрема Сирина.
  3. «Жития Василия Нового».
  4. Апокриф «Хождение Богородицы по мукам».
  5. Видение пророка Даниила, описанное с 10 по 12 главы его книги.

Образ Страшного Суда — это призыв покаяться

Сформированная масштабная икона Страшный Суд могла произвести сильное впечатление на зрителя. Все изображённые на ней ужасы имели шанс при помощи страха отвратить грешника от неправедной жизни.

Но такой задачи перед собой художники не ставили. В основе образа лежала совершенно иная идея. Страшный Суд — это призыв покаяться. Это событие — не приговор, а дверь в новый мир, лучший, когда всем воздастся за добрые дела и грехи.

Задача иконы — не напугать, а подтолкнуть к покаянию.

При этом православный человек не обречён жить с грузом своих проступков. Он имеет возможность покаяться, и именно к этому склоняет верующего икона Страшный Суд.

Икона «Страшный суд», конец XIV– начало XV века (Москва, Успенский собор)
Икона «Страшный суд», конец XIV– начало XV века (Москва, Успенский собор)

Описание 3-х тем иконы Страшный Суд

Икона Страшный Суд традиционно включает три темы:

Тема 1. Второе пришествие Иисуса Христа. Спаситель — доминанта иконы. Его часто можно увидеть в окружении Божией матери, Иоанна Предтечи, ангелов или апостолов. Иисус Христос выступает в качестве судьи, который делит людей на праведников и грешников.

Тема 2. Обновление мира. Это различные признаки перемен. Здесь ангелы сражаются с демонами и трубят, нечистые духи и грешники горят в геенне огненной, а души выстраиваются в очередь перед судилищем. Всюду воскресают мёртвые. Аллегорическая земля в виде женщины извергает покойников, то же самое делают птицы и рыбы.

Тема 3. Небесный Иерусалим. Почти всегда вверху изображается город, в котором обитают праведники. Некоторые ещё только направляются туда и изображены в полёте. Обычно это схимники. Всюду парят ангелы, а двое из них сворачивают свиток (небо) — это символ конца мира.

Толкование образов иконы Страшный Суд

Для некоторых образов иконы требуется отдельное толкование:

  1. Тёмные и чёрные фигуры — черти.
  2. Человек в руках сатаны — душа Иуды.
  3. Длинная зелёная змея — ветхозаветный змей-искуситель.
  4. Полуобнаженная женщина — земля.
  5. Мужчина и женщина недалеко от Иисуса Христа — Адам и Ева.
  6. Группа из четвёрых ангелов — самые известные из архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил.
  7. Взлетающие фигуры — воскресшие люди.
  8. Медведь, грифон, лев, рогатый зверь — земные царства, которые погибнут.
  9. Книга — это книга, в которой записаны все добрые и злые поступки каждой души.
  10. Белый и серый зайцы — правда и неправда, соответственно. К христианству не имеет отношения. Символ пришёл из славянской культуры.
Зайцы на иконе Страшный Суд — это отголоски славянской религии.

Икон и фресок с изображением Страшного Суда довольно много. Некоторые известные находятся:

В церкви Панагии Халкеон в Салониках (начало XI в.) — одна из самых старейших.

В Кирилловом монастыре в Киеве (XII век) — самая древняя из русских.

Официальный сайт
Свято-Успенского Кафедрального собор

В Успенском соборе Владимира — её писали Андрей Рублёв и Даниил Чернов. Увидеть её можно лично, а не на фото, если отправиться по адресу: ул. Большая Московская ул., 56, Владимир, Владимирская область.

Фреска из Успенского собора города Владимира
Фреска из Успенского собора города Владимира

Перед этой иконой обычно не молятся, но можно просить о спасении души или читать «Отче наш»

Эту икону обычно не рассматривают как образ для чтения молитвы. Она несёт скорее мотивационную нагрузку. Но всё же никто не запрещает молиться и перед ней, если хочется.

Самое логичное решение — прочесть перед ней молитву «Отче наш», либо специальную — о спасении души.

Молитва перед иконой «Страшный суд»

Кондак Недели о Страшном Суде, глас 1

Егда приидеши, Боже, на землю со славою, и трепещут всяческая, река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются, и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимаго и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие Праведнейший.

Молитва

Яко на Страшнем Твоем, и нелицеприемнем предстояй Судилищи, Христе Боже, и осуждения подъемля, и слово творя о содеянных мною злых: сице днесь, прежде даже не приити дневи осуждения моего, у святаго Твоего Жертвенника предстоя пред Тобою, и пред страшными и святыми Ангелы Твоими, преклонен от своея совести, приношу лукавая моя и беззаконная деяния, являяй сия и обличаяй. Виждь, Господи, смирение мое, и остави вся грехи моя, виждь яко умножишася паче влас главы моея беззакония моя. Кое убо не содеях зло? Кий грех не сотворих? Кое зло не вообразих в души моей? Всякое мое чувство и всякий уд оскверних, растлих, непотребен сотворих, делателище быв всячески диаволе. И вем, Господи, яко беззакония моя превзыдоша главу мою. Но безмерно есть множество щедрот Твоих, и милость неизреченна незлобивыя Твоея благости, и несть грех, побеждающь человеколюбие Твое. Темже, Пречудный Царю, незлобиве Господи, удиви и на мне, грешнем, милости Твоя, покажи благости Твоея силу и яви крепость благоутробнаго милосердия Твоего, и обращающася приими мя, грешнаго. Приими мя, якоже приял еси блуднаго, разбойника, блудницу.

Приими мя, пребезмерне и словом, и делом, и похотию безместною, и помышлением безсловесным согрешивша Тебе. И якоже во единонадесятый час пришедших приял еси, ничтоже достойно соделавших, тако приими и мене, грешнаго: много бо согреших, и осквернихся, и опечалих Духа Твоего Святаго, и огорчих человеколюбную утробу Твою, и делом, и словом, и помышлением, в нощи и во дни, явленне же и неявленне, волею же и неволею. И вем, яко представиши грехи моя предо мною таковы, яковы же мною содеяшася, и истяжеши слово со мною, о ихже разумом непрощенно согреших. Но, Господи, Господи, да не праведным судом Твоим, ниже яростию Твоею обличиши мя, ниже гневом Твоим накажеши мя.

Помилуй мя, Господи, яко не токмо немощен есмь, но и Твое есмь создание. Ты убо, Господи, утвердил еси на мне страх Твой, аз же лукавое пред Тобою сотворих, Тебе убо единому согреших. Но молю Тя, не вниди в суд с рабом Твоим. Аще бо беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Аз бо есмь пучина греха и несмь достоин, ниже доволен воззрети и видети на высоту небесную от множества грехов моих, ихже несть числа. Киими бо не растлихся грехи? Киими не содержахся злыми? Всяк грех содеях, всякую нечистоту вложих в душу мою: непотребен бых Тебе, Богу моему, и человеком. Кто возставит мя, в сицевая злая и толикая падшаго согрешения?

Икона Страшный Суд
Икона Страшный Суд

Господи Боже мой, на Тя уповах: аще есть ми спасения упование, аще побеждает человеколюбие Твое множества беззаконий моих, буди ми Спаситель, и по щедротам Твоим и милостем Твоим, ослаби, остави, прости ми вся, елика Ти согреших, яко многих зол исполнися душа моя, и несть во мне спасения надежды. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и не воздаждь ми по делом моим, и не осуди мя по деянием моим, но обрати, заступи, избави душу мою от совозрастающих ей зол и лютых восприятий. Спаси мя ради милости Твоея: да идеже умножится грех, преизобилует благодать Твоя. Даруй ми слезы сокрушения и умиления сердечнаго, возводящая падшия ко своему наследию, ими же очищуся от всякаго греха, ибо страшно и грозно место имам проити, тела разлучився: множество тогда, мрачное и безчеловечное демонов срящет мя, и никтоже в помощь спутствуяй или избавляяй, но дела моя осудят мя. Сего ради прежде конца в покаянии приими мя и никогдаже отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай, не предаждь мене крамоле змиине и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть.

Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, сохрани мя Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики. Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое: ум мой светом разумения Святаго Евангелия Твоего просвети, душу любовию Креста Твоего озари, сердце чистотою словесе Твоего убели, тело мое Твоею страстию безстрастною исцели, мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя к деланию заповедей Твоих, и даруй ми бодренным сердцем и трезвенной мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающему пришествия светлаго и явленнаго дне Твоего. Ты убо еси, Господи, Свет, паче всякаго света, Радость, паче всякия радости, Упование, паче всякаго упования, Жизнь истинная и Спасение, пребывающее во веки веков. Аминь!

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *