Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Святая Троица — это три ипостаси единого Бога

29.04.2019
4 147

Если вы на одном из форумов в интернете увидите дискуссию, например, на тему: «В чем отличие протестантов и православных?», то сразу сможете понять, кто из ее участников принадлежит к той или иной конфессии, изучив его высказывания по поводу Троицы.

Догмат о Пресвятой Троице — основание христианской религии, и тот, кто не признаёт его, не может назваться истинным христианином. Христианское учение о Триедином Боге, который един по существу и троичен в Лицах (Ипостасях) Отца, Сына и Святого Духа ― это сердце православной веры. Православный христианин всякий раз исповедует истину о Пресвятой Троице, осеняя себя крестным знамением через перстосложение.

Святая Троица — это богословский термин и символ, в котором отражено христианское учение о Триипостастности Бога

Что означает понятие Святая Троица в христианских церквях и воскресных школах рассказывают на самых первых беседах и уроках всем желающим креститься. Дело в том догмат о Пресвятой Троице — это основание христианской религии. Никакие другие религии, даже признающие Святое Писание, например, иудаизм или ислам, такой догмат категорически отрицают.

Троица, А. Рублёв, 1425 – 142 годы. Государственная Третьяковская галерея. Христиане под Троицей понимают богословский термин, который отражает учение о Трех ликах единосущного Бога
Троица, А. Рублёв, 1425 – 142 годы. Государственная Третьяковская галерея. Христиане под Троицей понимают богословский термин, который отражает учение о Трех ликах единосущного Бога

С точки же зрения богословия Святая Троица ― это богословский термин, отражающий учение от Трёх Лицах единого по существу Бога. Впервые термин «Троица» в богословие ввел Феофил Антиохийский живший во II веке.

В своих сочинениях он пишет следующее: ««Три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости». Написано это после 180 года.

Слова «Троица» нет в Священном Писании, но понятие триединого Бога в нём есть.

Само слово «Троица» в Библии не встречается, но понятие триединого Бога в ней дано и приводится во многих местах. Учение о Пресвятой Троице изложено в христианском Откровении. Всего же в Библии три ипостаси единого Бога упоминаются более 60 раз. Например:

  1. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28,19).
  2. «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5,7).
  3. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» (2 Кор. 13,13).
Святитель Феофил Антиохийский. Икона. Термин «Троица» в христианское богословие ввёл святитель Феофил Антиохийский в своих сочинениях
Святитель Феофил Антиохийский. Икона. Термин «Троица» в христианское богословие ввёл святитель Феофил Антиохийский в своих сочинениях

Последователей христианских сект, не принявших учение о Святой Троице, называют антитринитариями. Римская Церковь к началу XI века приняла учение об исхождении Святого Духа «и от Сына» (по латыни Filioque или Филиокве).

Это стало одной из главных причин откола западных христиан от Православия и образования Римско-католической церкви. Такой раскол не преодолён до наших дней.

Суть догмата о Святой Троице состоит в том, что Бог един по существу, но троичен в лицах

В христианстве существуют расхождения по поводу догмата о Святой Троице. В православии же существует следующая его трактовка: Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Бог един по существу и поэтому его лики или же ипостаси равновелики и нераздельны в едином Существе, Лицах, или Ипостасях.

Святая Троица. Свято-Троицкий Ионинский монастырь. Киев. Догмат о Троице говорит о том, что все три ипостаси единого Бога неразделимы и существуют в полном единстве
Святая Троица. Свято-Троицкий Ионинский монастырь. Киев. Догмат о Троице говорит о том, что все три ипостаси единого Бога неразделимы и существуют в полном единстве

Троичность Бога или же догмат о Пресвятой Троице зафиксирован в Никео-Цареградском Символе веры. Учение о Троице говорит о следующем:

  1. Бог Отец ни от кого не рождается и ни от кого не исходит.
  2. Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца.
  3. Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца.
Догмат о Пресвятой Троице говорит о трёх ипостасях единого Бога.

Все три Ипостаси Божественных Лиц Троицы существуют в полном единстве, которое творит мир, промышляет о нём и освящает его. По учению церкви, Бог, единый в трёх лицах ― это бестелесный невидимый дух (Ин. 4:24), живой (Иер. 10, 1Фес. 1:9), вечный (Пс. 89:3, Исх. 40:28, Рим. 14:25), вездесущий (Пс. 138:7-12, Деян. 17:27;) и всеблагим (Мф. 19:17, Пс. 24:8). Его невозможно видеть, поскольку Бог не имеет в себе такого, из чего состоит видимый мир. Только по Божией Благодати святые подвижники могут увидеть явление им Святой Троицы.

Видеоролик: «Выпуск телепередачи «Дорога к храму», в котором обсуждается догмат о Пресвятой Троице, являющийся краеугольным камнем христианского вероучения». На 1 минуте 33 секунде автор повторят утверждения святых отцов о том, что Святая Троица ― это «крест человеческой мысли», так как человек не в состоянии понять её сущность.

Иноверцы и люди только начинающие изучать христианское учение часто спрашивают: «Как же единый Бог может быть одновременно Один и Троица?» Тут необходимо помнить о том, что к Богу неприложимы привычные для нас земные измерения, в том числе категория числа.

Ведь исчислять можно только предметы, разделённые пространством, временем и силами, а три лица Святой Троицы ничем между собою не разделены. Пресвятая Божественная Троица — это абсолютное единство. Тайна троичности Бога недоступна человеческому разуму.

В природе существуют лишь только грубые аналогии Божественной Троице

Единая природа Святой Троицы в материальном мире может быть представлена только на грубых примерах и аналогиях. Это:

  • солнце — его диск, исходящие от него свет и тепло;
  • ум, рождающий слово, выражаемое дыханием;
  • память, слово и воля.
Православное учение о Святой Троице сложилось благодаря святому Иоанну Дамаскину
Православное учение о Святой Троице сложилось благодаря святому Иоанну Дамаскину

При этом необходимо отметить, что нераздельная Святая Троица различается лишь личными свойствами её лиц. При этом Сын и Святой Дух в Троице имеют личные свойства, которые описывает Символ Веры: «от Отца рожденного прежде всех век», «от Отца исходящего».

Святой Иоанн Дамаскин, разработавший православное учение о Пресвятой Троице, по этому поводу сказал: «образ рождения и образ исхождения для нас непостижим».

Православное учение о Святой Троице разработал святой Иоанн Дамаскин.

Таким образом, лица Пресвятой Троицы находятся в постоянном взаимном общении между Собою: Отец пребывает в Сыне и Святом Духе; Сын во Отце и Св. Духе; Дух Святый во Отце и Сыне (Ин. 14:10).

При этом Отец ― источник бытия Святого Духа и Сына, но при этом Отец не обладает большей властью и честью, чем Сын и Святой Дух.

Видеоролик: Уроки православия. Святая Троица. Ключевые темы церковной догматики. Урок 13. 27 апреля 2016 год. На 1 минуте 40 секунде автор говорит, что все три Лика Святой троицы отличаются личными или ипостасными свойствами, но это единый Бог.

Три Лица, имеют:

  • одну волю (желание и волеизъявление);
  • одну силу;
  • одно действие: любое действие Бога едино: от Бога Отца через Сына в Духе Святом.

Именно поэтому Святая Троица единосущная и неразделимая. Все ее лица действуют совместно. Даже когда Бог Сын сошел на землю и принял Крестные страдания и мученическую смерть, и тогда все ипостаси единого Бога действовали совместно. К сожалению, далеко не все люди в состоянии это понять, так как Пресвятая Троица ― это великая божественная тайна.

Познать Троичность Бога можно только по действию Божией Благодати

Познать Троичность Бога можно только путём мистического откровения по действию Божественной благодати. Это доступно только тому, чьё сердце очищено от страстей. Так, например, когда Сын Божий сошёл на землю чтобы своей мученической смертью на Кресте искупить грехи человечества и открыть людям путь в Царство небесное, ученики Иисуса Христа могли видеть Лики Святой Троицы.

Святые Василий Великий, Григорий Назианзин (Богослов), Григорий Нисский (Великие Капподокийцы). Фрагмент фрески. Святые отцы после великих духовных трудов и подвигов также созерцали Лики Святой Троицы, так об этом свидетельствуют святые, называемые в богословии Великие капподокийцы
Святые Василий Великий, Григорий Назианзин (Богослов), Григорий Нисский (Великие Капподокийцы). Фрагмент фрески. Святые отцы после великих духовных трудов и подвигов также созерцали Лики Святой Троицы, так об этом свидетельствуют святые, называемые в богословии Великие капподокийцы

Святые отцы, также созерцали Единую Троицу. Среди них можно выделить Великих Каппадокийцев (Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского).

Иконографическая традиция изображения Троицы, в первую очередь, отражает несколько библейских эпизодов, из которых широко распространены Предвечный совет и Гостеприимство Авраама, реже упоминаются явление Троицы Александру Свирскому и Святая Живоначальная Троица с деяниями. Большой Московский собор 1666-1667 года запретил изображать Бога Отца (43 глава).

Вспоминают, кому и когда впервые явилась Свята Троица на праздник Пятидесятницы

Праздник посвященный Святой Троицы считается одним из самых главных христианских праздников. Называется он День Святой Троицы или же Пятидесятница, иногда Духов день. Православные отмечают его в воскресение в день Пятидесятницы, то есть на пятидесятый день после Пасхи.

Этот праздник входит в число двунадесятых праздников. Новообращенный может запутаться когда празднуется День святой Троицы, ведь в западноевропейской традиции его празднуют на 57-ой день после пасхи на не на 50-ый.

«Сошествие Святого Духа на апостолов». Архиепископская мастерская в Великом Новгороде. Рубеж XV—XVI веков. В День Святой Троицы или же пятидесятницы православные отмечают схождение Святого Духа на апостолов
«Сошествие Святого Духа на апостолов». Архиепископская мастерская в Великом Новгороде. Рубеж XV—XVI веков. В День Святой Троицы или же пятидесятницы православные отмечают схождение Святого Духа на апостолов

Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения), когда апостолы собрались вместе.

«Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян 2,2-4).

Православные отмечают День Святой Троицы на 50-ый день после Пасхи.

В этот день апостолы видели все три лика Пресвятой Троицы, так как Единородный сын присутствовал посреди них, Бог-Отец породил Его и присутствовал поэтому с Ним, а Дух Святой действует и поэтому становиться рачночестным им. Пятидесятницей заканчивается Пасхальный цикл, и следующие недели нумеруются в богослужебном календаре как «недели по Пятидесятнице».

«Явление ангелов Аврааму. Фреска лоджии Рафаэля дворца понтифика в Ватикане». Рафаэль Санти. 1519 год. Считаеться что первому Святая Троица явилась пророку Аврааму в виде трех прекрасных мужей-Ангелов
«Явление ангелов Аврааму. Фреска лоджии Рафаэля дворца понтифика в Ватикане». Рафаэль Санти. 1519 год. Считаеться что первому Святая Троица явилась пророку Аврааму в виде трех прекрасных мужей-Ангелов

Когда и кому впервые явилась Божественная Троица вопрос спорный. Дело в том, что в православии считается, что Бог Бог открыл о Себе родоначальнику богоизбранного израильского народа Аврааму, явившись ему в образе трёх Ангелов.

При этом некоторые представители протестантизма указывают, что это произошло позднее, когда Иоанн Креститель крестил Христа и на Него сошёл Святой Дух в виде голубя. Первый сюжет относиться к Ветхому завету, а второй к Новому.

История праздника Пятидесятницы начинается с Ветхого Завета

История праздника Пятидесятницы имеет свои корни ещё в Ветхом Завете. В нём указанно, что на 50-й день Пасхи евреи праздновали «праздник средмиц». Его праздновали через 7 недель после Пасхи.

Он служил «праздником начатков жатвы пшеницы»» (Исх. 34,22, Втор. 16,10). В Священном Писании указывается на то, что апостол Павел спешил в Иерусалим посетить этот праздник (1 Кор. 16,8 Деян. 20,16).

Видеоролик: День Святой Троицы. На 1 минуте 8 секунде автор рассказывает о том, что на Троицу храмы и жилища украшают свежей зеленью.

Согласно Новому Завету христианский праздник Пятидесятницы установлен апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16).

Уже в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 20) есть прямая заповедь праздновать Святую Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа».

В IV веке святой Василий Великий составил молитвы, которые и сегодня читаются на праздник Святой Троицы.

Праздник Пятидесятницы под названием дня Святого Духа от самых первых времен праздновался Церковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай Древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда — песнопение литургии: «Елицы во Христа крестистеся…»).

В IV веке были составлены святым Василием Великим читаемые на вечерне до сих пор коленопреклонные молитвы. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и святой Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь.

День Святой Троицы православные празднуют, участвуя в особом богослужении, а также поминанием умерших родителей

День Святой Троицы в России всегда отмечался особо. В этот день плели венки из трав и цветов, украшали дома. Полы в храмах выстилали полевыми травами и в вазах ставили цветы, символизирующие обновление человечества благодаря Святому Духу.

Этот обычай настолько распространился на Руси, что Русская церковь даже выступила с постановлением ограничить украшательство, чтобы не нанести лишнего вреда природе.

Глава Кызыльской епархии  Высокопреосвященный Феофан (Ким), архиепископ Кызыльский и Тывинский возглавил Всенощное бдение в честь праздника Пятидесятницы в Воскресенском соборе г. Кызыл. Фотография. Служба на праздник Пятидесятницы считается одной из самых торжественных и красивых в году
Глава Кызыльской епархии  Высокопреосвященный Феофан (Ким), архиепископ Кызыльский и Тывинский возглавил Всенощное бдение в честь праздника Пятидесятницы в Воскресенском соборе г. Кызыл. Фотография. Служба на праздник Пятидесятницы считается одной из самых торжественных и красивых в году

Накануне Дня Святой Троицы в церквях совершается всенощное бдение. На этот праздник православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году.

В воскресенье проводится литургия, за которой следует вечерня, где славится сошествие Святого Духа и читаются три молитвы с коленопреклонением.

Народная славянская традиция допускает празднование Троицы в течение трех дней.

На Пятидесятницу вспоминают события Божественной жизни от Благовещения Пресвятой Богородицы, до Пасхи и Вознесения Господа Иисуса Христа. Праздник Пятидесятницы это день рождения Церкви Христовой.

В славянской народной традиции День Святой Троицы называется Троицей или Троицыным днём и отмечается как праздник либо один день (воскресенье), либо три дня (с воскресенья по вторник). Троица завершает весенний цикл, и по прошествии следующего за ней Петровского поста начинается новый — летний сезон.

Кулачные бои у Царева городища на Троицу. Начало XX века. Русская Церковь всегда осуждала некоторые народные обычаи празднования дня Троицына дня. К ним относятся и кулачные бои
Кулачные бои у Царева городища на Троицу. Начало XX века. Русская Церковь всегда осуждала некоторые народные обычаи празднования дня Троицына дня. К ним относятся и кулачные бои

У русских Троица всегда считалась великим праздником, при этом христианские традиции его празднования сочетались с народными. Некоторые из них Церковью осуждались и искоренялись.

Так, например, Русская Церковь отрицательно относилась к кулачным боям, которые проводились на Троицу. Также порицались различные гадания и языческие обычаи, такие как «встреча русалок».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *