Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Неофиты и их 13 ошибок

Один батюшка учил, что если плюнуть на землю, враг узнает твои мысли, а ещё один учил, что если перекреститься неправильно, радуются бесы. Всё это глупости, которые не имеют ничего общего с православием.

Но кто такие новички в церкви, неофиты — как не малые дети? Когда ты ничего не знаешь, любую информацию можно принять за истину и пойти неверным путём. Это сложный период, через который приходится проходить каждому православному христианину.

Раньше неофитами называли христиан после крещения и только что постриженных монахов.
Неофитами называют людей, только что обращённых в любую религию.
В христианской традиции это слово исторически имело два смысла:

  • Люди, которые недавно прошли обряд Крещения;
  • Монахи, которых только что постригли.
Неофит
человек, познающий учение Христа

Сегодня в христианстве неофит — это скорее уровень понимания учения Христа и образ жизни, чем стадия посвящения. Но об этом мы поговорим дальше.

Кто такой неофит в православии?

Неофитство в православии — явление многогранное. Казалось бы, какое определение подойдёт неофиту? «Человек, который в христианстве меньше десяти лет»? Есть подобные соображения, но они в корне неправильны.

Можно десять лет ходить в тренажёрный зал, но если там просто сидеть, не делать никаких упражнений, то фигуру это никак не улучшит.

То есть неофит — это не указание на христианский стаж, а на что-то иное. На что же? Скорее, на вектор его духовной жизни. Неофит — это тот, который встал на путь познания Христа и идёт по нему.

Неофитство — это не статус, а процесс. Нельзя встать на путь, поставить всё на паузу, грешить направо и налево, но формально оставаться неофитом. Ты либо идёшь по этому пути, либо сходишь с него. Стоять на нём невозможно.

Иоанн Крестьянкин учил, что человек, обращаясь к Богу, отдаёт Ему сердце. Неофитам важно прочувствовать глубину этого высказывания, а не относиться к вере формально
Иоанн Крестьянкин учил, что человек, обращаясь к Богу, отдаёт Ему сердце. Неофитам важно прочувствовать глубину этого высказывания, а не относиться к вере формально

И, конечно, нет никакой справки о том, что человек неофит. Неофитами называют новичков, но главное — чтобы те сами считали себя людьми на духовном пути. Важно не то, кем нас считает окружение, а то, что у нас внутри.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин так и сказал, в контексте разговора о введении документов, проходящих через компьютер:

Иоанн Крестьянкин
архимандрит

«Сейчас эти документы в том виде и с такой подачей опасности для нас не представляют. Запомни и уясни для себя волю Божию: Сыне, даждь Ми твое сердце. Не паспорт, не пенсионное удостоверение, не налоговую карточку, но сердце! Все те смущения, смятения и неразбериха для того так властно и входят, что нет живой веры, нет доверия Богу».

Православие радо появлению новых неофитов, но требует от них должного прилежания

Какой религиозной традиции не всё равно, сколько у неё приверженцев? Православие — не исключение. Новый воцерквлённый человек — это всегда радость. И радость не с формальной позиции организации, которая получила ещё одного члена, а радость духовная.

Стоит напомнить, что в православии есть убеждение, что только путь за Христом ведёт к спасению. Соответственно, каждый новый член Церкви — это потенциально спасённая душа.

Но сам факт того, что человек пришёл в церковь, покрестился, купил свечку, ещё ни о чём не говорит. Можно посадить цветок в горшок, но если за ним не ухаживать, он завянет. Так и православное общество должно заботиться о неофите, чтобы тот не почувствовал себя чужим в церкви Божьей.

Синдром неофита — это горделивость, импульсивность и крайности в духовной жизни

Синдром неофита — это не болезнь, а досаждающее окружающим поведение. Скажем, жил себе человек спокойно и вдруг наткнулся на христианство. Его окатил поток откровений, кажется, вся жизнь встала с ног на голову. Всё прекрасно и обещает быть ещё лучше.

Неофит с головой ныряет в новую для себя сферу, а попутно пытается туда же затянуть окружающих. Если это не удаётся, он начинает на них злиться, мол, недалёкие, тёмные, чужие люди, ничего не понимают.

Верующему выстригают часть волос, так происходит пострижение в монахи. В древности новообращённого назвали бы неофитом, но сегодня этот смысл остался только в истории
Верующему выстригают часть волос, так происходит пострижение в монахи. В древности новообращённого назвали бы неофитом, но сегодня этот смысл остался только в истории

Всё это признаки не духовного человека, а того, кому не хватает житейской мудрости. Этот запал со временем утихает, но на первых парах подобный энтузиазм делает неофита просто невыносимым для окружающих.

13 ошибок неофитства

  1. Горделивость. Чувство своей исключительности по отношению к непосвящённым людям толкает к греху — гордости. А это уже очень далеко от христианства.
  2. Пресыщение. Неофит очень быстро пресыщается новой сферой. Он нахватал из неё всего понемногу, вряд ли что-то действительно усвоил, но обилие информации было такое, что эта область ему уже надоела.
  3. Ложные цели. Новая аура может очаровать неофита. Желая быть к ней ближе, он бежит на все службы, на все таинства, общается со священниками, молится любой найденной молитвой, скупает иконы, подвески, пьёт святую воду, собирает дома церковную библиотеку. Всё это атрибуты, но не суть учения. Однако так много людей считают, что если у них дома будет не одна, а семь Библий, причём подороже, то это более благочестиво.
  4. Навязчивость. В поиске знаний неофит бежит к их источнику — батюшке. Дабы показаться более пресвящённым, неофит осыпает священника десятками заученных терминов: теофания, эпифания, литургика, апофатия. Не факт, что служитель храма, который учил это лет семь назад в семинарии, сходу припомнит, о чём речь. Неофит очень цепляется за внешнюю сторону религии, пренебрегая сутью. Но вот неофит так просто не отстанет, ибо, по его мнению, в религии не может быть второстепенных вещей. Надо вычитать что-то ещё и прийти обсудить с батюшкой проблематику израильской археологии или творения гностиков IV века. Конечно, всё это интересно, но уместно в академиях, а не в церкви. У священника же свои функции. Отвлекать его не хорошо.
Прозелитизм
стремление всех обратить в свою веру и процесс этого обращения
  1. Отсутствие смирения. Если уж дорвался до истины, то другого авторитета и чужого мнения быть не может. Неофиту сложно сказать что-то поперёк. Он будто бы и сам всё знает.
  2. Конфликты. Что-что, а конфликтовать неофит будет. Есть же атеисты, иноверцы, учёные, грешники. Всех надо вразумить. Не так важно, что сам ещё не всё понимаешь. Главное — это отстаивать своё мнение, даже если никто не пытается с ним спорить.
  3. Слепость к себе. Духовное учение — это наука о саморазвитии. Но неофит занят чем угодно, только не духовным преображением. Во-первых, некогда. Во-вторых, он и так хорош.
  4. Разделение духовной и материальной жизни. Для неофита есть учение о загробной жизни. Оно интересно, красиво, но совершенно бесполезно. Понять, что есть причинно-следственная связь между нынешними поступками и посмертной судьбой может только опытный верующий.
  5. Пренебрежение спасением. Уверенность в том, что раз ты христианин, тебе всё и так дано, — это бич многих неофитов. Ведь они же уже покрестились, что ещё надо?
  6. Осуждение всех. Как же без этого? Ведь есть Библия. В ней описано полно грехов. Соседка ведёт себя как блудница, священник в церкви не лучше новозаветных фарисеев, да и друзья — далеко не апостолы. Стремление сделать мир идеальным в конце концов очень больно разочарует.
  7. Эйфория. Это волнительное состояние. Оно близко к возбуждению, но ничего не имеет общего с верой. Увы, сравнивать неофиту не с чем. Он наслаждается новым для себя опытом, полагая, что уже достиг духовных вершин.
  8. Стремление учить. «Так красиво говорит священник в интернете, такой умный. Хочется быть как он. Ведь всё же понятно с христианством. Пойду-ка, расскажу друзьям о Боге», — думает неофит и совершает большую ошибку. Учить должен тот, кого спрашивают. Это важный принцип. Если люди не обращаются к тебе за советом, значит, ты ещё не готов проповедовать.
  9. Нехристианские идеи. Увы, без достаточной базы знаний сложно отличить заблуждение от истины. Неофиту сложно разобраться, какие наставления христианских деятелей согласуются с учением Христа, а какие — личное мнение или ошибка. К сожалению, в христианской литературе много ложных утверждений. И неофиты рискуют им довериться.

Прозелитизм — бич всех неофитов

Прозелитизм — это стремление всех обратить в свою веру и процесс этого обращения. Это стадия становления многих религий. Если бы в своё время прозелитизмом не занимались апостолы, то христианство просто бы вымерло.

Понятно, что раз есть религия, нужны её приверженцы. А где их брать? Конечно же, обращать тех, кто согласится пересмотреть свои убеждения.

Но на современном уровне развития общества и религиозной мысли прозелитизм — дурной тон, признак фанатизма и скудоумия. Нет ничего благочестивого в том, чтобы заявиться со своим уставом в чужой монастырь и потребовать соблюдения канонов своего Священного Писания от иноверцев.

Святой Патрик — известный католический миссионер в Ирландии. Многие неофиты мнят себя такими же борцами с иновериями, но ныне Церковь ни с кем не воюет, а спасает души Многие верующие так и остаются неофитами, но выход есть
Святой Патрик — известный католический миссионер в Ирландии. Многие неофиты мнят себя такими же борцами с иновериями, но ныне Церковь ни с кем не воюет, а спасает души

В самом деле, мы же не ездим в США требовать от американцев принять русский язык в качестве национального? С религией — то же самое: Бог с каждой нацией говорил на своём языке, доступными ей образами.

Любой индуист или буддист, если он захочет стать христианином, сможет ознакомиться с достаточным количеством информации, чтобы принять решение. И сам потом придёт в храм.
Аналогично и христианину доступна любая информация о других религиях. Нет никакой войны за души людей. Есть лишь свободный выбор.

Новый Завет писали в иных условиях, в I веке. Там миссионерская проповедь служила инструментом выживания. Но неофиту это неизвестно. Он стремится всех и вся обратить в христианство, не задумываясь, нуждается ли тот человек в такой услуге.

Многие верующие так и остаются неофитами, но выход есть

Истощение — тот естественный итог бездумного неофитства. Распылив все силы, человек угасает и теряет интерес к религии (хотя и не только к ней, неофит-вегетарианец ничем не спокойнее неофита христианина).

Увы, сделать следующий шаг способен далеко не каждый верующий. Многие так и остаются неофитами. Встречали ли Вы ворчливых старух в церкви, которые ругают молодых девушек за короткие юбки, неправильно поставленные свечи и т.д.? Вот они — тот самый случай, когда христианство шиворот на выворот: атрибуты впереди учения. Ни смирения в них, ни любви, один формализм.

Формализм не должен быть впереди учения.

Неофитам на религиозном пути можно дать два совета:

  1. Изучить список ошибок новичков, чтобы не повторять их.
  2. Довериться мудрому и опытному христианину, который, если что, подскажет, что исправить в себе.

Комбинируя и то, и другое, будет намного проще понять саму суть христианской веры и приблизиться к духовному совершенству.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *