Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Юродивый: почему святые притворялись сумасшедшими

Юродство — уникальное явление в христианском мире, ибо оно есть лишь среди православных. Юродивый человек ведёт себя как сумасшедший. Это даёт критикам православия основания усомниться в том, что мы правильно считаем Божьими людьми тех, кто несёт подвиг юродства.

Для нашего времени ведь это не свойственно, верно? Велик риск закончить в специальном психиатрическом учреждении. Не значит ли это, что святые юродивые — лишь желаемое, выданное за действительное?

Юродивый — это человек, который, по воле Божией, ведёт себя как сумасшедший

Выражаясь современным языком, юродство — это эпатажное поведение, с внешними признаками безумия, несущее духовные цели. Юродничать — значит притворяться сумасшедшим.

Кто такой юродивый? Обычно тот, кто выполняет волю Божию, задание Всевышнего. Очень редко на этот путь становятся по личному решению. Как ни крути, христианство имеет достаточный инструментарий для того, чтобы двигаться по духовному пути без подобных крайностей.

«Юродивый», картина Павла Сведомского. Видно, что это человек без дома и хорошей одежды. Он сознательно идёт на такой путь ради духовных целей
«Юродивый», картина Павла Сведомского. Видно, что это человек без дома и хорошей одежды. Он сознательно идёт на такой путь ради духовных целей. Фото: upload.wikimedia.org

Юродство можно считать своеобразным проявлением аскетики. Аскетизм — это самоограничение: в пище, в общении, в прочих удовольствиях. Человек, который встал на путь юродства, отказывает себе в нормальном человеческом общении. Отыне он для всех — сумасшедший.

Некий манифест юродства можно найти в Новом Завете:

«Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим…»

(1Кор. 4:10)

И таких цитат немало. Можно поразмыслить ещё вот над этой:

«Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?»

(1Кор. 1:20)

Примеры Юродства есть в Ветхом Завете: Илия, Осия, Иезекииль

Больше всего юродивых было на Руси, а потому именно здесь и появился термин для их названия. Но само явление мы можем наблюдать на протяжении всей известной истории человечества. Здесь нельзя пройти мимо Ветхого Завета. Многие пророки вели себя как Юродивые. Вот лишь несколько примеров:

  1. Исаия ходил без одежды три года.
  2. Осия жил с блудницей, к которой не питал чувств.
  3. Иезекииль питался лепёшками, которые готовил на коровьем навозе.
Пророка Илию условно можно назвать юродивым Ветхого Завета. Он ходил без одежды, чтобы предупредить о грядущем египетском плене
Пророка Илию условно можно назвать юродивым Ветхого Завета. Он ходил без одежды, чтобы предупредить о грядущем египетском плене. Фото: days.pravoslavie.ru

Мы не можем сказать, что здесь речь идёт однозначно о том же самом юродстве. Внешне похоже. Но что значит быть юродивым? Быть может, за каждой странностью в поведении стоят разные проявления духовной деятельности человека. Тут утверждать что-либо тяжело.

В случае пророков православие учит, что их поведение — преимущественно иллюстрация (если угодно, символ) грехов еврейского общества или предупреждение о беде. Так пророки привлекали внимание общества к актуальным для своего времени проблемам.

Юродство ли это? Не совсем, но, по крайней мере, напоминает.

Юродствуют с разными целями, например, чтобы сохранить молитвенные старания

Юродство — не внутреннее побуждение человека. Он ведёт себя так не потому, что не может иначе. Это осознанное притворство.

Сам же юродивый может быть очень дальновидным человеком. Об этом рассказывает настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин:

«Если, в общем-то, дурачиться, если, скажем так, принимать на себя образ больного человека, дурачка — как говорят в народе, — это еще не значит быть юродивым. Юродивый — это совершенно нормальный человек, который на себя принимает этот образ.

Вот, мы допустим, сегодняшнего святого, которого вспоминаем, Андрея Христа ради юродивого, который в Константинополе прославился, которого мы соединяем с праздником Покрова Божией Матери, — у него был ученик.

У юродивого был ученик — Епифаний. <…>

Будучи учеником юродивого, он приобрел, видимо, те добродетели, которые дали возможность Спасителю, Господу поставить его на управление самой главной кафедрой православного мира — Константинопольской.

Причем не в такое уж простое время для самого Константинополя, когда там начинали всякие там, скажем так, — и иконоборческая ересь, тогда уже решившаяся, но еще, в общем-то не потерявшая силу, то есть там много было проблем».

Игорь Фомин
протоиерей

Каковы же цели юродства? Вряд ли существовала некая единая.

Юродство — не институт, цели этой практики у каждого человека индивидуальные

Православным богослов из Франции Жан-Клод Ларше напоминает, что у каждого человека была особая ситуация и своя причина. Поэтому не надо рассматривать юродство в целом:

«Я бы предостерег от того, чтобы говорить о юродстве как о некой институции или даже как о феномене, который является постоянным и однозначным. На самом деле, если последовательно читать жития юродивых, можно заметить, что, несмотря на общие для всех черты, перед нами каждый раз новая индивидуальная история. Как я уже говорил, юродство возникает как личноe призваниe и прежде всего подразумевает путь личной аскезы, а то, что затронутой оказывается и общественная сфера, — это лишь разовое последствие, но ни в коем случае не цель. На фоне общих для всех черт один юродивый от другого очень сильно отличается».

Жан-Клод Ларше
богослов

Протоиерей Андрей Ткачёв согласен с этим мнением и приводит примеры царя Давида и Андрея Юродивого:

«Безногий в глазах общества более почтен, чем безумный. Нужны особые причины для того, чтобы изображать сумасшествие. Вот Давид притворялся безумным при дворе царя Гефского, чтобы спасти свою жизнь (1-я Царств 21:13-15).

Андрей же юродствовал, чтобы скрыть близость к горнему миру, чтобы удобно совершать молитву, не будучи ни похваляемым за святость, ни отягчаемым просьбами со стороны верующих.

Из всех отношений с миром юродивому остается только презрение и поношение. Этого он и ищет. В своем желании насытиться унижением и насмешками он выше мучеников.

Мученик может обличать мучителей, говоря: вы безумны и верите ложно, а я, подобно Павлу, говорю вам «слова истины и здравого смысла» (Деян. 26:25). Юродивый же этого сказать не может.

Напротив, ему может сказать любой: «Ты безумец», а он только глупо расплывется в улыбке, или выкинет какой-то фортель.

Безумие добровольное, напускное, но настолько искусное, что от настоящего сумасшествия его невозможно отличить, есть особый вид защиты сокровищ. Под сокровищем разумеем молитву.

Защищать же ее приходится от похвалы, от суеты, от неизбежной связанности с миром и обществом, пусть даже и христианским, но все равно одержимым страстями.

Очевидно, что жар молитвы, нуждающейся в такой защите, должен быть необычайным. То есть сокровище должно быть подлинным, без примесей.

Юродство не путь стяжания молитвы, а скорее, способ сохранения молитвы. И еще — способ служения».

Андрей Ткачёв
протоиерей

На Руси жили десятки юродивых, но к XX веку их почти не осталось

У католиков и протестантов юродивых не было. Интересно, почему? Быть может, сам дух православия намного больше располагал к подобной форме духовного служения? История Русской православной Церкви насчитывает 36 юродивых.

36
такое количество юродивых почитают в православии

Относились к этим людям по-разному. Кто-то смеялся, кто-то уважал. Примечательно, что Иван Грозный, известный лютым характером, не стал обижаться на юродивого Блаженного Николая, который его оскорбил.

Кстати, «блаженные» — лик, который обычно имеют святые юродивые. Один из самых известных канонизированных юродивых — Василий Блаженный. Он жил в XV–XVI веках, носил вериги, не имел одежды и дома, ограничивал себя в пище. При этом Василий Блаженный прославился чудесами, а также — даром предвидения.

Подобных этому святому было немало, но к XIX веку возникло такое неприятное явление, как «фальшивые юродивые». Так об этом рассказывает православный богослов Жан-Клодо Ларше:

«На рубеже XIX–XX веков в России фальшивое юродство — те самые «юродствующие», но не юродивые — расцвело бурным цветом. Дело в том, что некоторые из первых настоящих юродивых были признаны святыми, творили чудеса при жизни и после смерти.

И это в конце концов привело к тому, что среди простого населения стало возникать уважение и едва ли не практика почитания людей, поведение которых лишь отчасти напоминало образ жизни юродивых.

Все это провоцировало разных маргиналов гоняться за быстрой славой и за щедрыми подаяниями — и для этого выдавать себя за юродивых, а обыватели стали принимать за настоящих юродивых обыкновенных душевнобольных.

Жан-Клодо Ларше
богослов
Юродивый Василий Блаженный на картине С. А. Кириллова
Юродивый Василий Блаженный на картине С. А. Кириллова. Фото: upload.wikimedia.org

При этом богослов напоминает, что должно было двигать реальных юродивых:

«Юродивые в первую очередь стремились обрести подлинное смирение. А еще — бесстрастие (Oтцы Церкви считали это качество условием приобщения к подлинной Божьей любви и любви к ближнему).

Они вели себя как безумные — и тем самым навлекали на себя презрение и насмешки со стороны окружающих, которые их оскорбляли и даже избивали. Все это они выносили терпеливо и кротко, без тени ненависти, они не проявляли ответной агрессии и не были злопамятными.

Наоборот, они были признательны своим обидчикам, тем больше их любили и молились о них.

Кроме того, физически они существовали в крайней бедности, ходили в тряпье даже в очень холодную погоду (а в жаркую иногда, наоборот, отыскивали и надевали побольше разной одежды!), очень мало ели и спали, жили на помойках (иногда буквально в куче навоза!).

Терпение, смирение, беспристрастие (отложение попечений и печали о мире), бесстрастие — все это они обретали не только на уровне души, но и на уровне тела».

Жан-Клодо Ларше
богослов
Больше всего юродивых было в XIX веке, но большинство из них — самозванцы.

Были ли такие люди в XX веке? Да, хотя и немного.

Максим Румянцев (1860 — 1928) — новомученик. Ходил босиком, не признавал всё мирское, прославился проницательностью и глубокой верой. По доносу попал в тюрьму, где и убит.

На фото Максим Румянцев, юродивый начала XX века
На фото Максим Румянцев, юродивый начала XX века. Фото: foma.ru

Алексей Ворошин (1886 — 1937) — новомученик. Разочаровался в невесте и предпочёл свадьбе иной путь, духовный. Не имел дома, носил лохмотья. Сделал несколько удачных предсказаний о будущем России и людей из своего окружения. Покалечен в тюрьме и скончался после этого в больнице. По свидетельствам врачей, сумасшедшим не был.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *