Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Экуменизм: как православие смотрит на объединение церквей?

14.10.2019
4 163

Некоторые верующие справедливо задумываются: отчего нужно много христианских конфессий? Нельзя ли взять и убрать границы? Библия же одна, Христос один, к чему десятки протестантских церквей, католики, православные?

Это стремление называется экуменизм. Его идея понятна и благородна. Но в православии не всё так просто. Есть определённые препятствия, через которые исторические церкви не только не могут, но не желают перешагнуть.

 Экуменизм — это стремление к единству церквей

Экуменизм — это одновременно и идеология, и само движение. В его корни лежит понимание, что Иисус Христос — одна личность, которая подарила нашему миру единую систему знаний.

Эта система знаний легла в основу всех христианских конфессий, которые по-разному её интерпретировали. В этом процессе приняли участие святые, богословы, епископы и др.

Иоанн Павел II — выдающийся папа Римский, убеждённый сторонник экуменизма
Иоанн Павел II — выдающийся папа Римский, убеждённый сторонник экуменизма. Фото: upload.wikimedia.org

Существенное влияние на формирование христианских догм оказало Священное Предание. Собственно, сама Библия — это зафиксированная в тексте часть Предания. Однако и до неё и после Предание существовало, а потому христианская мысль по-разному трансформировалась на Западе и на Востоке.

На заре христианства разночтения в вероучении и богослужебной практике возникали по географическим причинам: трудно было обмениваться информацией.

В более поздние времена вмешалась политика, организационные разногласия и другие внешние факторы, которые изолировали главные христианские ветви друг от друга. Это был не единичный процесс. Такое явление называют расколом.

Экуменизм — это идея, а как её воплотить, каждый видит по-своему.

Экуменисты стремятся преодолеть различия и возродить единство христиан. А цель у разных энтузиастов может отличаться вплоть до двух крайностей:

  • создать единую церковь без каких-либо территориальных, традиционных и прочих различий;
  • сохранить за всеми ветвями их индивидуальные особенности, но сделать так, чтобы представители различных конфессий видели в соседях воплощение своей единой святой церкви, а не инославных или иноверцев.

В 1948 году организована экуменистическая организация Всемирный совет церквей

Экуменизм имел разные воплощения на протяжении человеческой истории.

Один из самых заметных — организация Всемирного совета церквей в 1948 году. Она создана путём слияния нескольких экуменистических организаций

О себе Всемирный совет Церквей заявляет следующее:

«ВСЦ не ставит своей целью построение «сверх-Церкви» или стандартизацию стилей богослужения; скорее речь идет о более глубоком общении христианских церквей и общин с тем, чтобы они могли увидеть друг в друге истинное воплощение «единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви».

Это положено в основу совместного исповедания апостольской веры, сотрудничества в миссионерском и человеческом служении и, когда это возможно, совместного участия в таинствах».

Само собой, что эта организация существует не только на одной инициативе. В своей деятельности её члены опираются на Священное Писание и находят те стихи Библии, которые считают подтверждением правоты своего дела.

РПЦ относится к экуменизму неоднозначно, католики его приветствуют, но объединяться ни с кем не хотят, а англиканцы открыты ко всем христианам

Русская православная Церковь по-разному отзывается об экуменизме. Часто за позицию Церкви выдают чьё-то частное мнение, но в целом этот вопрос по-прежнему — благодатная почва для споров. Ни один Вселенский собор не поставил точку в этом вопросе.

И всё же русская церковь — первая среди православных поместных церквей ещё в XVII веке воспротивилась идеям экуменизма.

И сегодня православные иерархи не спешат объединяться с другими конфессиями. Объясняют это тем, что берегут православное учение от иных влияний. Если коротко, отношение православных таково: согласны соединится с той церковью, которая отвергнет всё, с чем несогласно православие и, по сути, тоже станет православной.

Православие не приемлет экуменизм в его нынешней форме и держится за традиции.

Православие в целом готово присматриваться к экуменизму, но не в той форме, в которой он представлен сегодня в мире. Так решили представители православных церквей на всеправославном совещании в 1948 году.

Католическая Церковь приветствует экуменизм. Особенно велик вклад папы Римского Иоанна Павла II. Понтифик считал нелепостью то, что братья во Христе должны затворяться друг от друга, словно чужие.

Однако Католическая Церковь бережно относится к своим традициям, догматам и правилам богослужения. Отказываться от них ради объединения она не желает

Англиканская Церковь обеими руками за экуменизм. Она старается не делить мир на католиков и православных. Главное, чтобы христианин признавал Троицу. Остальное — уже детали.

Святые отцы и некоторые епископы негативно высказывались об экуменизме

Святые отцы о экуменизме преимущественно были негативного мнения. Будучи православными ревнителями, они очень резко критиковали экуменическое движение. С их точки зрения, претендовать на истину могло только православие.

Как мы увидим в следующем разделе, такая категоричность не отвечает вероучению православной Церкви, однако высказывания многих святых — это частные мнения, которые те не согласовывали ни друг с другом, ни с церковными канонами.

Одним из неприятелей идеи единства христиан был святитель Серафим (Соболев):

«Наша церковь никогда не считала еретиков входящими в ее состав, в состав самого тела Христова…

Отсюда понятно, кто стоит за экуменистическим движением…

Их устроители стремятся не к догматическому соединению всех так называемых христианских церквей с Православными Церквами, а к смешению тех и других, через отступление православных от своей веры и их дружбы с еретиками, в особенности с протестантами.

А это смешение равносильно уничтожению Православия.. ..Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение у праведности с беззаконием».

(2 Кор.6.14)

Святой Серафим слишком вольно применяет слово «ересь». Русская православная Церковь с этой позицией не может быть согласна. Но об этом мы поговорим в следующем разделе.

По ошибке, Максима Исповедника часто причисляют к борцам с экуменизмом. На самом деле он писал о ереси
По ошибке, Максима Исповедника часто причисляют к борцам с экуменизмом. На самом деле он писал о ереси. Фото: pravlife.org

Из-за путаницы понятий «ересь» и «экуменизм» многих святых задним числом причисляют к противникам объединения христиан. Например, в контексте разговора об экуменизме часто цитируют Максима Исповедника:

«Желаю и молюсь, чтобы вы были резки и непреклонны с еретиками только касательно сотрудничества с ними в их извращенной вере. Ибо полагаю человеконенавистничеством и уклонением от Божественной любви потакать заблуждению, отчего уже впавший в него еще больше повреждается».

Максим Исповедник
преподобный

Однако критикует ли он здесь экуменизм? Нет, речь идёт об однозначно еретических движениях. Но в православной Церкви и без того хватает критиков экуменимзма. Один из самых напористых — архиепископ Аверкий (Таушев). Он говорил следующее:

«..Неужели можем мы считать эти слова Спасителя (Мф.16,18) ложными, неоправдавшимися, кощунственно признавая, что «врата адова» все же «одолели Церковь», разбив её на множество разных церквей? Да не будет! Не позволим себе такой страшной хулы на Сына Божия! .. Кто лжет и впадает в заблуждение, тот невидимым Судом Божиим тотчас же отсекается от Тела Церкви, отпадает от Нее, тем самым теряя надежду спасения…Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит 3, 10) Так ли поступают современные «христиане»- или они стыдятся требования Слова Божия, как устарелых. Вот почему лгут на Истину все эти «экуменисты» и всякого рода современные «объединители», стремящиеся соединить несоединимое: Правду с беззаконием, Свет с тьмою, Христа с велиаром, верного с неверным (2 Кор.6, 14-15).. Мы не говорим уже о целом ряде канонических правил Православной Церкви, воспрещающих молитвенное общение с еретиками, за что полагается отлучение от Церкви, а епископам и клирикам-извержение из сана».

Аверкий (Таушев)
архиепископ
Архиепископ Аверкий (Таушев) — ярый противник экуменизма
Архиепископ Аверкий (Таушев) — ярый противник экуменизма. Фото: pravdonbass.net.ua

А вот ещё одна неодобрительная цитата архиепископа об экуменизме:

«..модернисты-либералы, непрошеные «реформаторы» Православия, каких уже немало во всех Православных поместных Церквах, создали для себя как бы единый фронт, включившись в так называемое экуменическое движение, ставящее себе якобы задачей объединить всех христиан во «Единую Церковь», переставшую будто бы по греховности людей, вследствие оскудения духа любви существовать на земле. ..вхождение в эту организацию православных противоестественно, и не только противоестественно, но и порочно и преступно».

Аверкий (Таушев)
архиепископ

Экуменизм — не ересь, хотя русская православная Церковь и не считает, что им нужно увлекаться

Нередко авторы различных материалов пишут, якобы экуменизм — это ересь. Ничего подобного! Это заблуждение.

Протоиерей Пётр Андриевский объясняет, что экуменизм не отвечает признакам ереси:

«Ересь — это догматическое заблуждение, конкретное искажение конкретной истины православной веры.

Какую же истину или истины православной веры искажают экуменисты? Что это за ересь — экуменизм? Ведь ересь, имеющая свое название, должна иметь и свое, свойственное только ей выражение.

Из анафематствования экуменизма Зарубежной Церковью вытекает, что под ересью экуменизма следует понимать известные экклезиологические ереси:

лжеучение о том, что Церковь Христова в настоящее время не существует, а должна быть собрана из иноверий и расколов, а также противоположное этому лжеучение — что границы Церкви не ограничиваются известными Поместными Православными Церквами, а распространяются на расколы и еретические сообщества.

Но при чем здесь экуменизм? Ведь можно участвовать в богословских диалогах с еретиками (быть, таким образом, формально экуменистом), однако исповедовать православную веру.

А можно и не участвовать ни в каких экуменических мероприятиях, однако исповедовать означенные выше экклезиологические ереси.

Таким образом, объявление экуменизма ересью вносит великую путаницу».

Пётр Андриевский
протоиерей
С экуменизмом не надо бороться.

Отец Пётр объясняет, что на теме «ересь экуменизма» спекулируют недобросовестные люди. Это портит отношение с другими конфессиями на пустом месте:

«Некоторые «антиэкуменические» издания нередко усматривают ересь даже в присутствии инославных (католиков, монофизитов и других) на православных богослужениях, сопровождая это «обличительными фотоматериалами», свидетельствующими, по мнению их редакций, о «вероотступничестве» наших архиереев.

Следует напомнить таким ревнителям не по разуму, что святой равноапостольный князь Владимир крестил Русь в веру православную после беседы со своими послами, которые побывали на Патриаршей литургии в Храме Святой Софии в Царьграде.

А ведь они были в то время погаными язычниками! И слава Богу, что в храме Святой Софии тогда не оказались «ревнители» Византии Православной.

Потому что выгнанные взашей из храма русские послы, вернувшись в Киев, не произнесли бы тогда свои знаменитые слова: «Не знаем, где мы находились — то ли на земле, то ли на небе!»

Пётр Андриевский
протоиерей

Но ведь в редакциях некоторых «ревнительских изданий» трудятся не простецы. Им должно быть понятно, что даже молитвы православных экуменистов с еретиками являются всего лишь каноническим нарушением, которое отнюдь не следует оправдывать или поощрять, но никак не догматическим заблуждением.

Богословские же диалоги с еретиками не являются даже и каноническим преступлением. Церковь имеет полное право вести любые богословские диалоги, то есть проповедовать Православие находящимся вне Церкви.

Но, конечно же, никакой епископ или мирянин не имеет никакого права молиться вместе с еретиками. И если экуменические мероприятия в настоящее время не могут обходиться без этих общих молений, то такой экуменизм нашей Церкви не нужен».

Протоиерей Пётр Андриевский призывает не идти на поводу у глупости и не воевать с экуменизмом. Верующему христианину нужно сперва разобраться в терминах, а уже потом обсуждать эти вопросы
Протоиерей Пётр Андриевский призывает не идти на поводу у глупости и не воевать с экуменизмом. Верующему христианину нужно сперва разобраться в терминах, а уже потом обсуждать эти вопросы. Фото: upload.wikimedia.org

В связи с этим протоиерей Пётр приводит к неутешительным прогнозам:

«Если бы ревнители не по разуму критиковали экуменизм как вредное и опасное для Православной Церкви явление, то эта критика была бы совершенно справедливой.

Но, объявляя экуменизм ересью, они вносят в души своих читателей смятение.

Православный читатель из таких публикаций вдруг узнает, что практически все (!) члены Священного Синода нашей Церкви еретики, более того, даже «все еретики».

Всем же известно, что еретики Царствия Божия не наследуют, с таковыми нельзя находиться в евхаристическом общении.

Неудивительно поэтому, что, начитавшись подобных «антиэкуменических» статей, некоторые клирики и миряне решают порвать с такими «вероотступниками» евхаристическое общение, то есть уходят в раскол.

Но кто ответит на Страшном Суде за их души? Ведь перегородки между Церковью и расколом, вопреки ложным предположениям «ревнителей», доходят до небес точно так же, как и между Церковью и еретическими сообществами».

Пётр Андриевский
протоиерей

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *