Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Преображение Господне. Что необычного можно увидеть каждый год на горе Фавор?

22.04.2019
226
Скачать эту статью

Каждый год 6 августа по старому стилю (19 августа по-новому) все желающие могут стать свидетелями чуда, которое повторяется уже несколько столетий на горе Фавор. Именно здесь произошло описанное в Евангелиях явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы.

Ежегодно в день празднования Православной Церковью праздника Преображения Господня над горой Фавор появляется светлое облако. Оно осеняет православный храм, находящийся на горе Фавор, покрывает и сам храм, и людей, находящихся в нем.

Явление светлого облака происходит только в хорошую погоду, когда на небе не бывает облаков и только в день православного празднования Преображения Господня.

Преображение Господне в русской народной традиции называется Яблочный или Второй Спас

Преображение Господне или Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — это описанное в Евангелиях явление Божественного величия и славы Иисуса Христа его трем ближайшим ученикам.

Произошло во время молитвы на горе (предположительно это гора Фавор). Также это праздник христианской церкви под таким же названием. В русской народной традиции его называют Яблочный или Второй Спас. Об этом знаменательном событии сообщают все евангелисты кроме Иоанна (Мф. 17:1-6, Мк. 9:1-8, Лк. 9:28-36).

Джованни Беллини. Преображение. Ок. 1455г. Музей Коррер, Венеция. Преображениеи Господне — это явление Божественного величия и славы Иисуса Христа своим ученикам на горе Фавор
Джованни Беллини. Преображение. Ок. 1455г. Музей Коррер, Венеция. Преображениеи Господне — это явление Божественного величия и славы Иисуса Христа своим ученикам на горе Фавор

Православная церковь празднует день Преображения Господня 6 (19) августа по юлианскому календарю или же 19 августа по григорианскому календарю. Последнее относиться в поместных церквах, перешедших на новоюлианский календарь.

В католической церкви этот праздник празднуется 6 августа. В Армянской апостольской церкви этот праздник считается переходящим от 28 июня до 1 августа. Православная церковь включает его в число двунадесятых праздников.

День Преображения Господня апостолы увидели Христа преображенным — во всей Божественной славе

Слово «преображение» происходит от греческого «метаморфосис» и латинского Transfiguratio, что буквально переводиться как «превращение в другой вид», «изменение формы». Полное название праздника звучит так: Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Этот праздник относят к 12 важнейшим праздникам после Пасхи. Они непосредственно связанны с событиями из жизни Христа и Пресвятой Девы Марии.

Титульный лист Евангелия от Матфея. Неизвестный автор. Третья четверть XI век. События Преображения Господня описаны в синоптических Евангелиях, например, в Евангелии от Матфея
Титульный лист Евангелия от Матфея. Неизвестный автор. Третья четверть XI век. События Преображения Господня описаны в синоптических Евангелиях, например, в Евангелии от Матфея

Все События Преображения Господня описаны в каждом из синоптических Евангелией: от Матфея, Марка и Луки. Эти описания очень похожи. Евангелия повествуют, что Иисус пророчески произнёс:

(Мк. 9:1)

«…истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе»

После этого, через шесть дней Он взял троих своих учеников Петра, Иакова и Иоанна и отправился с ними для молитвы на гору Фавор. Эти ученики считались самыми близкими Ему.

События Преображения описаны в синоптических Евангелиях.

На горе во время молитвы Иисус Христос «преобразился пред ними: и просияло лицо его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). При этом случилось явление двух ветхозаветных пророков. Моисей и Илия явились и стали беседовать с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31).

Пророки Моисей и Илия. Пророки явились ученикам Христа в день его преображения
Пророки Моисей и Илия. Пророки явились ученикам Христа в день его преображения

Петр восхитился всем происходящим и сказал Христу: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9:5). Куща — род шалаша или палатки. После того, как апостол произнес эти слова, явилось облако осенившее всех.

Из облака ученики Христа услышали голос, который сказал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте!» (Мф. 17:5). После того, как Иисус на горе преобразился, Он спускаясь с неё запретил говорить своим ученикам об увиденном до своего Воскресения.

Богословы говорят о том, что Преображение Господне — это откровение всех Лиц Святой Троицы

Богословское толкование Преображения Господня говорит о том, что Преображение Христа это явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа. Таким образом, отвечая на вопрос: что это такое, необходимо говорить об откровении всех Лиц Святой Троицы.

Иоанн Златоуст. Мозаика «северного» тимпана Собора Святой Софии в Константинополе. IX век. Святой Иоанн Златоуст разработал богословское толкование факту Преображения Господня
Иоанн Златоуст. Мозаика «северного» тимпана Собора Святой Софии в Константинополе. IX век. Святой Иоанн Златоуст разработал богословское толкование факту Преображения Господня

Христово Преображение показало, что в Иисусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое. При этом богословы отдельно указывают на то, что во время преображения божественная природа Христа не менялась. На горе Фавор она лишь явлена в Его человеческой природе.

Иоанн Златоуст сказал, что оно произошло «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Своё пришествие на облаках во славе с ангелами». Явление Мисея и Илии также символично.

Об этом Иоанн Златоуст говорит так: «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».

Некоторые богословы считают, что во время Преображении преобразилась и природа человека.

Некоторые богословы, например, Косма Маюмский и Иустин Попович, считают, что во время Преображения преобразилось и всё человеческое естество. В этот момент Бог стал человеком и преобразил его Божий образ, удаляя тем самым с него остатки первородного греха.

Событие Преображения Господня стали центром спора по вопросу об «умной» молитве и фаворском свете.

Святой Косьма Маюмский. Фреска. Около 1316-1321 год. Святой Косма Маюмский считал, что во время Преображения Господня также преобразилось и человеческое естество
Святой Косьма Маюмский. Фреска. Около 1316-1321 год. Святой Косма Маюмский считал, что во время Преображения Господня также преобразилось и человеческое естество

Вот что писал о Преображении святой Ефрем Сирин:

Ефрем Сирин
Святой

«Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне… Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия.

Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга: Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона – Петра, домоправитель, поставленный Отцом, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых».

Церковное предание называет местом Преображения Господня гору Фавор

В священном Писании гора, на которой произошло Преображение Господнее, не называется по имени. Церковное предание при этом указывает на гору Фавор, которая находится в Галилее в шести километрах на юго-восток от Назарета. По названию этой горы именуется явленный Господом во время Его Преображения Божественный Свет — Фаворский.

Гора Фавор, вид со стороны Назарета. Гора Фавор — это то место, на которое указывает Церковное предание как на место Преображения Господня
Гора Фавор, вид со стороны Назарета. Гора Фавор — это то место, на которое указывает Церковное предание как на место Преображения Господня

В наше время на горе Фавор имеется два действующих монастыря, православный и католический. Первый это греческий женский монастырь Преображения Господня. Его основал в 1844 году архимандрит Иринарх.

Католический мужской монастырь построили монахи-францисканцы в XX века. На территории православной обители находиться церковь Преображения, а территорию католического монастыря занимает базилика Преображения Господня.

Скептики говорят, что гора Фавор имеет высоту всего 588 метров и поэтому высокой её нельзя назвать.

В наше время некоторые исследователи называют местом, где Иисус Христос явил свою божественную Славу не гору Фавор, а один из отрогов горы Еромн. Дело в том, что Фавор имеет высоту всего 588 метров над уровнем моря, при этом в священно писание упоминается термин «высокая гора» (Мф. 17;1, Мк. 9:2).

Гора Ермон выше и при этом её склоны не заселялись как склоны Фавора и на её вершине не находилась крепость. В любом случае эта альтернативная версия Православной Церковью не признается.

История праздника Преображения господня берёт своё начало в Армении в IV веке

История праздника Преображения Господня начинается в iv веке. Именно тогда в Армении святитель Григорий Просветитель установил его. Первоначально праздник отмечался только на христианском Востоке. Богослов Михаил Скабалланович утверждает, что праздновать этот день начали в период правления императора Маврикия (582-602 годы). Светская власть способствовала распространению и возвышения праздника.

Лев VI (Философ) перед Христом. Мозаика в соборе святой Софии. В Константинополе праздновать Преображение Господнее начали при императоре Льве Философе
Лев VI (Философ) перед Христом. Мозаика в соборе святой Софии. В Константинополе праздновать Преображение Господнее начали при императоре Льве Философе

В Константинополе праздник Преображения Господня начали праздновать при императоре Льве Философе. Произошло это около 900 года. Православная церковь празднует Преображение 6 (19 августа). Причина выбора Православной церкви этой даты неизвестна.

Существует версия, что такая дата взята от даты освящения часовни в IV веке на горе Фавор в честь Преображения Господня. После истечения 40 дней после преображения празднуется Воздвижение Креста Господня.

Праздник Преображения Господня стали праздновать около 900 года.

На Западе праздник Преображения стали праздновать не ранее VIII века. Папа Римский Каликст III установил его для общего почитания в 1457 году. Произошло это в честь победы войск венгерского регента Яноша Хуньяди над турками. Произошло данное событие под Белградом 22 июля 1456 года. Праздновать праздник стали 6 августа.

В России праздник Преображения Господня в народе называется Яблочный Спас

Праздник Преображения Господня относиться к числу двунадесятых великих празднеств. Он имеет один день предпразднства (5 августа) и семь дней попразднства (с 7 по 13 августа). Его отдание в храмах совершается 13 (26) августа. Преображение выпадает на Успенский пост со всеми его ограничениями.

Накануне праздника вечером совершается Всенощное бдение, а на великой вечере читаются паремии и совершается лития. На Утрене совершается полиелей, а также читаются каноны. Они написаны выдающимися песнописцами-богословами преподобным Иоанном Дамаскиным и преподобным Космой Маюмским. Непосредственно в день праздника в храме совершается Литургия. Священники переменяют в этот день одежды на белые, что символизирует божественный нетварный фаворский свет.

Яблочный спас в Малороссии. Н. Бондаревский. В народной традиции восточных славян праздник Преображения Господня называется Яблочный Спас
Яблочный спас в Малороссии. Н. Бондаревский. В народной традиции восточных славян праздник Преображения Господня называется Яблочный Спас

Существующая среди восточных славян традиция называет праздник Преображения Вторым или же Яблочным Спасом. Яблочный Спас его стали называть потому, что согласно Типикону, в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, — яблоки, после чего их разрешалось употреблять в пищу. В Израиле и южных христианских странах, например, Греции, ко времени праздника как раз поспевал виноград. Естественно, что на Руси виноград рос не везде и поэтому его заменили яблоками.

Освящение плодов на праздник Преображения Господня производится в конце праздничной Литургии. Это выражение дара Богу от благословлённой Им природы. Существует даже специальная молитва — «На освящение начаток овощей (плодов)».

На иконе Преображения Господня Христос обычно изображается вместе с пророками Моисеем и Илией

Икона Преображения Господня сформировала свой традиционный облик к IX веку. Обычно на этом образе Христа изображают на вершине скалы, над которой Он как бы парит. По бокам от него и тоже в воздухе изображают стоящих пророков Моисея и Илию.

Под скалой нарисованны апостолы в очень экспрессивных позах — они закрыли свои лица и лежат на земле, не смея взирать в сторону Учителя, от которого исходит ослепительно яркий неземной свет.

Преображение Господне. Современная икона, иконописная мастерская Елеон. Иконогафия иконы Преображения Господня сложилась к IX веку
Преображение Господне. Современная икона, иконописная мастерская Елеон. Иконогафия иконы Преображения Господня сложилась к IX веку

Одежда Иисуса отличается необычной белизной. Эта белизна описана в синоптических евангелиях. Вокруг фигуры спасителя изображают мандорлу, то есть нимб, на его фоне Иисус символически изображается в виде просфоры на дикосе во время литургии. При этом удаляясь от Христа, пространство мандорлы получает больше света. Это символизирует фаворский свет.

От мандорлы к апостолам протягиваются три острых луча. Они символизируют «стрелы Божества», о которых говорится в ирмосе четвертой песни канона Преображению Господню Иоанна Дамаскина. Пророков Моисея и Илию изображают по обеим сторонам от Христа в виде сослужащих Ему священника и диакона.

Ученики обычно изображаются испуганными увиденным ими преображением Христа и явлением двух пророков. При этом апостол Петр имеет радостное выражение лица.

Видеоролик: Преображение Господне. На 27 секунде автор говорит о том, что Преображение Господне — это один из 12 величайших христианских праздников.

На некоторых русских иконах могут присутствовать дополнительные вставки по сторонам от основного сюжета. Это может быть восход апостолов с Христом на гору или же поднятие Им упавших на землю от страха учеников. Современные иконы Преображения Господня обычно изображают Иисуса Христа в сиянии света, исходящего от его одежды.

Перед иконой Преображения Господня обычно молятся в праздник Преображения

Несмотря на то, что образу Преображения Господня можно молиться в любое время, обычно к нему обращаются во время торжественной Литургии на праздник Преображения. Икона помогает в следующих случаях:

  • очищения от грехов;
  • исцеления;
  • укрепления веры;
  • спасения родных и близких.

Видеоролик: Преображение Господне молитва. 19 августа. Яблочный Спас. На видеоизображении транслируется текст молитвы на праздник преображения Господня.

Примерный текст молитвы к иконе преображения Господня следующий: «Господи Иисус Христос, к тебе обращаемся с молитвами искренними. Спаси и сохрани души наши в чистоте, избави от корысти и зависти, да не позволь ступить на тропу, с верного пути сбивающей.

Молим Тебя, яви свою благодать каждому, кто избрал путь, верой праведной наполненный. Позволь искупить все прегрешения деяниями благочестивыми. Помоги, Господи, укрой от противников наших, зло против наших жизней помышляющих. Аминь».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *