Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Кто такой Люцифер: демон, явленный по ошибке переписчика

Кто такой Люцифер? Если Вам представился некий демон или падший ангел, то Вы сильно заблуждаетесь. Всё это выдумки, которые не имеют ничего общего с христианством.

Масса художественных произведений популяризируют неправильный образ Люцифера: комиксы «Леди Смерть», сериал «Люцифер», «Божественная комедия» Данте.

Но правда в другом:

Люцифер — это всего лишь планета Венера и божество, которое с ней отождествляется.

Сатана — это ангел-прокурор в Ветхом завете, он ничего общего с Люцифером не имеет

Часто между Люцифером и сатаной ставят знак равенства. Но причин для этого нет. Сатана — это вовсе не дьявол с рогами, не негодяй, не что-либо злое. «Сатана» переводится как «обвинитель» или «противник».

В Ветхом Завете сатаной (всегда с маленькой буквы) называют разных персонажей. Но особенно примечателен некий персонаж на совете богов. Именно термин «совет богов» применяли древние евреи.

Сегодня мы назвали бы этот высший небесный орган советом ангелов, но тогда слова «ангел» не существовало, а все духовные существа именовались либо «эль» (бог), либо слугой Эля.

Памятник образу Люцифера (собор святого Павла в Льеже,скульптора Гийома Гифса)
Памятник образу Люцифера (собор святого Павла в Льеже,скульптора Гийома Гифса). Фото: gravure-dore.ru

Так вот именно в числе слуг эля фигурирует некий сатан. Сатан — это должность, но не имя. Его роль — это взвешенно подойти к оценке жизни человека.

Если есть грех, значит указать на него. Именно таким был сатана в Библии. А люцифер здесь не причём.

Люцифер (денница) упоминается в книге Исаии как эпитет, «сын зари» — это Венера

Слово «люцифер» мы встречаем в Ветхом Завете единожды — у пророка Исаии. Он обращается с обвинительной речью к царю Вавилона. Какому именно — вопрос спорный. Быть может, обобщённому образу. Исайя пишет:

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.

А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней».

(Исаия 14:12–15)

Нужны пояснения:

Слова «люцифер» у Исайи не было. Исайя использовал слово «хилель», а люцифер — это поздний латинский перевод.

Люцифер — это не имя собственное.

Люцифер (Хилель) — это эпитет, а не имя. Переводится как «светоносный». Так Исайя иронизирует над неблагочестивым, по его мнению, царём.

«Сын зари» — это название Венеры. «Хилель» и «сын зари» — это прямые указания на планету Венера. Именно она рождается на заре. Это яркое и красивое небесное тело. Она соответствовала многим божествам: Фосфор, Астарта, Афродита и т.д. б Использовали такой эпитет и для Христа в Новом Завете:

«Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя».

(Отк. 22:16)

В заподносемитской мифологии, Шахар (заря) — отец Люцифера

Заря — это одно из 70 божеств, которых почитали в заподносемитской мифологии. Звали его Шахар. Это была рождающая сила. Рассвет приносит свет, тепло и жизнь, а значит, именно он должен отвечать за репродуктивную силу.

О божестве Хилель археология ничего не знает, даже как выглядит это существо.

Зато есть мнение, что это одно из имён бога Астара (Асирату, Аттар). Это было бы логично, ибо Астар в Месопотамии ассоциировался с Венерой. Чей сын этот бог, как не Шахара? Это весьма убедительная версия, потому что есть миф, который объясняет, когда же, откуда и почему пал этот персонаж.

В поэме о борьбе Баала и Муту (Мота) рассказано, что Муту победил верховного бога Баала. Богам потребовалось срочно кого-то посадить на его трон. Выбор пал на Астара, как сказано, ужасного. Но новый бог не оправдал надежд и правил бездарно.

Впоследствии Баала воскресили, и он сверг Астара с трона:

«Схвати Ба’л сыно Асирату, многи о срази рукою, притеснителе о срази палицей, иссущающи мертв, поверже н землю. вз[ошел] Ба’л н тро царски свой, {н престол], кресл властительско свое».

Не секрет, что многие мифы Месопотамии вошли в еврейские предания, а гимны Баала отразились на Библейских псалмах.

Потому очевидно, что если Исайя хотел сделать аллюзию в обращении к царю Вавилона, то сделал отсылку именно на западносемитский миф. Ни о каком выдуманном Люцифере он слыхом не слыхивал.

Фрагмент стелы V–IV века из Аравии. На ней изображён козёл и антилопы — священные животные бога Аттара. Отсюда козёл начнёт своё шествие к образу дьявола
Фрагмент стелы V— IV века из Аравии. На ней изображён козёл и антилопы — священные животные бога Аттара. Отсюда козёл начнёт своё шествие к образу дьявола. Фото: art.thewalters.org

Занятно, что символ Аттара — козёл. Быть может, именно в честь этого божества появилась традиция козла отпущения, когда несчастное животное выгоняли в пустыню на верную смерть за грехи людей.

В поздние века на заре христианства месопотамских богов стали активно демонизировать. Астарта превратилась в злого демона Астарота, могучий и добрый Баал в злобного демона Ваала, ну а Астар лёг в основу антропоморфного образа дьявола.

Падших ангелов не существовало, но античная мифология и Первая книга Еноха создали этот миф

Раз «люцифер», по Библии, — просто красивый эпитет, то откуда взялась история о Люцифере, который был падшим ангелом?

Из разных источников. Она возникла не за один день, а пережила ряд трансформаций. Один из самых древних вариантов этого мифа — история о Прометее. Этот титан относился с уважением к людям и из-за этого вступил в конфликт с Зевсом, который отобрал у людей огонь (скорее всего, огонь знания).

Прометей украл это пламя и принёс его на землю (вот он — светоносный персонаж в буквальном смысле). Но за свою доброту Прометей поплатился тяжёлой карой. Собственно, он — одно из самых ранних божеств, которые выступили против верховного Бога, за что попали в немилость.

Эту историю на свой лад пересказали в еврейской культуре. За основу взяли довольно мутный стих Ветхого Завета:

«тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал».

(Быт. 6:2)
Фото Люцифера таким, как он есть. В действительности это слово обозначает планету Венера
Фото Люцифера таким, как он есть. В действительности это слово обозначает планету Венера. Фото: naked-science.ru

Кто такие «сыны Божие»? непонятно. Иисус явно говорит, что это не могут быть ангелы:

«ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах».

(Мф. 22:30)

Но автор апокрифической Первой книги Еноха жил до Иисуса, а потому развил историю из книги Бытия с оглядкой на миф о Прометее:

«И Азазел научил людей делать мечи, и ножи, и щиты, и панцири, и научил их видеть, что было позади них, и научил их искусствам: запястьям, и предметам украшения, и употреблению белил и румян, и украшению бровей, и украшению драгоценнейших и превосходнейших камней, и всяких цветных материй и металлов земли».

(1 Енох 2:14)
Демоны приносят в мир знания, как и античный титан.

Но если греческий миф с симпатией пишет о Прометее как о благодетеле, то апокрифическая история считает знания вредными, а их носителей — предателями Божьими.

Вероятно, тут ещё присутствует оглядка на предание о древе познания добра и зла, но возведённое в абсолют. Во главу всего ставят не ценность знания, а его источник.

Забавен выбор имени главного демона — Азазел. Так назывался обряд козла отпущения. Явная перекличка с образом Аттара.

Дьявол — не Люцифер, а всего лишь роль деятельности

К годам написания Нового Завета появилось ещё одно слово — «дьявол». Это не имя, а функция — «противник», «клеветник». Если внимательно почитать новозаветные книги, становится ясно, что дьявол — это роль по отношению к кому-либо, а не указание на конкретное лицо.

Дьяволом нарекают разных персонажей, исходя из их поведения в конкретной ситуации. В общем, гадать, кто он на самом деле в разных эпизодах, можно долго. В этом нет смысла.

Дьявол — синкретический образ, который сегодняшняя культура вывернула наизнанку.

Образ внешнего врага очень удобен, чтобы снять с себя ответственность за грехи. Но правда в том, что христианская модель прекрасно работает и без дьявола.

По крайней мере, в эпоху до возникновения христианства люди ничего не знали про противника Бога, однако это не мешало вести благочестивую жизнь.

Настоящий Люцифер — персонаж античной мифологии

В греческой мифологии был персонаж по имени Фаэтон (блистающий). Он был сыном зари — богини Эос. Прислуживал богине планеты Венеры — Афродите. Много общего с представлениями о Месопотамских божествах, не правда ли?

Но Фаэтон не справился с огненной колесницей и чуть было не испепелил землю. Зевс уничтожил эту повозку вместе с Фаэтоном. Получилась новая вариацию на тему борьбы верхового Бога с подчинённым богом, который не справился со своей ролью.

Фаэтон из греческих мифов — это есть подлинный Люцифер (так его имя пишется на латинском)
Фаэтон из греческих мифов — это есть подлинный Люцифер (так его имя пишется на латинском). Фото: grekomania.ru

Римляне называли Фаэтона Люцифер. Собственно, это и есть единственный и настоящий Люцифер. V — век, когда в Библии появилось слово Люцифер.

При переводе еврейской Библии на латинский в V веке Иероним Стиридонский заменил слово «хэлель» на «lucifer». Использовал при этом строчную букву, так как ясно понимал, что речь о планете.

Лишь поздние переписчики по ошибке стали использовать заглавную букву. В России распространён синодальный перевод Библии, где вместо «люцифер» — «денница». Это логично, ведь именно так называли у нас планету Венера.

Вымышленный образ Люцифера-демона сделал популярным Данте, но это не имеет отношения к христианству

Кем был Люцифер в древнем мире, мы поняли. Но что же изменилось до наших дней? Всё дело в массовой культуре. Увы, далеко не всегда популярна достоверная информация.

Вместо того чтобы узнать, как всё устроено в христианстве или хотя бы в иудаизме, люди верят тому, что слышат с пелёнок.

Повсеместно известны идеи Данте: пламя преисподней, круги ада и Люцифер в самом центре. Но всё это — лишь порождение фантазии. Данте никогда не опирался на традиционное богословие.

Он жил в христианском мире и чувствовал себя обязанным творить на соответствующую тематику. Однако душой поэт стремился к античности.

Люцифер на гравюре Г. Доре к поэме А. Данте. Это вымышленный образ. Ничего подобного нет в христианстве
Люцифер на гравюре Г. Доре к поэме А. Данте. Это вымышленный образ. Ничего подобного нет в христианстве. Фото: peresedov.pro

Если углубиться в «Божественную комедию», сразу видно, что интересно автору: Вергилий, Плутон, Цербер, Люцифер… — это дань своим увлечениям, но никак не изложение реальной картины.

Дальше Мильтон и другие авторы подхватили образы Данте и распространили их чрезвычайно широко, популяризировав миф.

И вот, уже в какой-то дилетантской статье рассказывают, что имя Люцифера до падения было Сатана, и от этих басен здравомыслящему христианину стоит держаться в стороне.

Никакой иконы Люцифера нет.

Одно из последних безумств на счёт Люцифера — появление в интернет -пространстве икон с изображением кого-то, похожего на ангела. Это не сатанизм, не эпатаж, не откровение, а просто безвкусица и невежество.

Православного христианина такая «икона» смущать не должна. Просто кто-то решил, что может быть оригинальным.

О сатане и дьяволе можно почитать в других статьях

Тема о появлении образа дьявола очень масштабна. Подробнее о ней можно почитать в других наших статьях: Ветхозаветный сатана был ангелом, чей образ смешали с царями и языческими богами , а также — Дьявол и Люцифер: как языческие божества через кино и книги стали врагом человечества.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *