Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Прелесть и 2 её вида

Значение слова «прелесть» — кажется, что-то безобидное, но в православном контексте оно приобретает совсем другой, жуткий смысл. Святые отцы настоятельно рекомендуют избегать её, потому что для верующего такое состоятельно губительно.

Какая прелесть способна так разрушительно воздействовать на человека? О чём речь вообще? Сейчас разберёмся.

Значение этого слова — нечто, чем ты обольстился на духовном пути

Прелесть — это нечто, что тебя обольщает. А что такое лесть вообще? Это некая похвальба, внушение человеку ложного чувства гордости. Сама гордость — это плохо, а если она ещё ни на чём не основана, вообще кошмар.

То есть прелесть — это заблуждение человека, его неверное представление о себе.

Подразумевается, что прелесть — это не чьё-то действие по отношению к человеку, а его лесть самому себе. То есть самообман, излишнее самомнение — вот, что такое прелесть.

Есть 2 вида прелести: обычная и духовная прелесть — уход в мистику от Бога

О простой прелести мы уже сказали, это самообман.

Другой вид прелести — духовная прелесть. Это такое состояние, когда человек вроде бы идёт по пути духовного развития, но цепляется на ложные признаки своего развития. Он делает акцент на побочных проявлениях своего развития и интерпретирует их, как сигналы о том, что он движется в правильном направлении.

На самом же деле человек сосредотачивается на мистике и впадает в грех горделивости. Об истинной духовности тут не может идти и речи. Так об этом рассказывает профессор богословия А.И.Осипов:

«Прелесть — это такое духовное состояние человека, в котором он видит себя святым. Совершенным. Достойным Бога, достойным всех даров Божиих — вот что такое прелесть. Почему называется именно «Прелесть», потому что лесть и так всем нам, само-лесть, присуща уже по существу. Здесь же человек уже, кажется, трудится, своим собственным трудом приобретает многое, достигает многого, как кажется, и впадает в прелесть».

А.П. Осипов
профессор богословия

Прелесть — это внешние якобы духовные проявления в жизни человека. Часто это обман или самообман. Человек может думать, что он видел ангела и возгордиться. На самом же деле суть христианства не во внешних проявлениях, а в воспитании благочестия. Прелесть провоцирует гордость.

На фото — «Божия Матерь Зейтунская», необычное явление на египетском храме. Православие считает, что это не христианское чудо, а прелесть
На фото — «Божия Матерь Зейтунская», необычное явление на египетском храме. Православие считает, что это не христианское чудо, а прелесть

Преподобный Никодим Святогорец очень точным описанием дополняет эту картину:

«Испытывая при сем некоторые духовные движения и утешения, делатели сии начинают думать о себе, что возвысились уже до состояния чинов ангольских, и чувствуют в себе присутствие Самого Бога; иной же раз, углубившись в созерцание каких-либо отвлеченных, не земных вещей, мечтают о себе, будто совсем выступили из области мира сего и восхищены до третьего неба».

Никодим Святогорец
монах, богослов

Прелесть — грех, ибо она влечёт за собой другие страшные грехи

Мало того, что прелесть ведёт нас по неправильному пути, так она ещё постепенно втягивает в жизнь человека всё новые грехи.

Преподобный Григорий (Синаит) рассказывает, как это происходит:

«Ибо за возгордением следует прелесть (от мечтаний), за прелестью — хуление, за хулением — страхование, за страхованием — трепет, за трепетом — исступление из ума.

Распаляя все естество и омрачив ум сочетанием с мечтаемыми идолами, она приводит его в исступление опьянением от палительного действа своего и делает помешанным».

Григорий (Синаит)
православный святой

Чтобы не пришлось бороться с прелестью, полезно знать её природу:

«Ведать подобает, что прелесть три главных причины имеет, по коим находит: гордость, зависть бесов и наказательное попущение. Этих же причины суть: гордости — суетное легкомыслие (или тщеславие), зависти — преуспеяние, наказательного попущения греховная жизнь. — Прелесть от зависти и гордого самомнения скорее получает исцеление, особенно если кто смирится. Но прелесть наказательная, — предание сатане за грех, — часто попущает Бог своим оставлением даже до смерти. Бывает, что и неповинные для спасения предаются на мучительство (бесов). Ведать подобает, что и сам дух гордостного самомнения дает предсказания иногда в тех, кои не тщательно внимают сердцу.

Если кто с самонадеянностью, основанною на самомнении, мечтает достигнуть в высокие молитвенные состояния, и стяжал ревность не истинную, а сатанинскую, того диавол удобно опутывает своими сетями, как своего служителя».

Особенно уязвимы для прелести неопытные христиане:

«Свободное произволение человека удобно преклоняется к общению с противниками нашими, в особенности произволение неопытных, новых в подвиге, как еще обладаемых демонами. Бесы находятся вблизи и окружают новоначальных и самочинных, распростирая сети помыслов и пагубных мечтаний, устраивая пропасти падений. Город новоначальных — все существо каждого из них — находится еще в обладании варваров… По легкомыслию не вдавайся скоро тому, что представляется тебе, но пребывай тяжким, удерживая благое со многим рассмотрением, и отвергая лукавое… Знай, что действия благодати — ясны; демон преподать их не может; он не может преподать ни кротости, ни тихости, ни смирения, ни ненависти к миру; он не укрощает страстей и сластолюбия, как это делает благодать».

Духовную прелесть связывают с восточной мистикой, но это неверно

Радикальные православные любят критиковать буддизм и индуизм за мистические практики. Упрекают в том, что там люди достигают сверхъестественных способностей. Такие учения называют эгоцентричными и видят в них проявление прелести.

Но это от незнания чужих традиций. Состояние человека во время медитации и сверхъестественные силы, которые он может получить, — это побочные результаты духовного пути. Сама же цель там такая же, как и у христиан, — сближение с Богом.

Стигматы православная церковь чаще всего относит к признакам духовной прелести. На фото — Падре Пио из Палестины, ныне покойный святой римской католической церкви. Критики полагают его шарлатаном.
Стигматы православная церковь чаще всего относит к признакам духовной прелести. На фото — Падре Пио из Палестины, ныне покойный святой римской католической церкви. Критики полагают его шарлатаном

Состояние прелести на Востоке называют другими словами, но суть остаётся та же. Что же касается сверхъестественных сил, что в католической и православной церкви известны такие же примеры:

  • Стигматы;
  • Прозорливость;
  • Левитация;
  • Общение с животными;
  • Способность исцелять.

И многое другое. Но как бы ошибся человек со стороны, если бы сказал, что цель православного христианина — это достичь прозорливости или научиться изгонять бесов. То же самое и в Восточных учениях.

Святитель Игнатий говорил, что прелесть — это повреждение естества человека ложью, она угрожает всем

Святитель Игнатий (Брянчанинов) давал своё определение прелести:

 «Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцов наших. Все мы — в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть — признавать себя свободным от прелести».

Игнатий (Брянчанинов)
епископ Русской православной церкви

Поэтому не только усердным христианам угрожает опасть впасть в грех прелести. Все мы должны быть внимательными и требовательными к себе.

Свобода от прелести — это ловушка, человек, который так о себе думает, побеждён.

Хотя далеко не все святые отцы согласились бы с ним. Феофан Затворник утверждал, что опасность прелести сильно преувеличена:

 «Прелести нечего бояться. Она случается с возгордившимися… кои начинают думать, что как зашла теплота в сердце, то это уже и есть конец совершенства. А тут только начало, и то, может быть, не прочное. Ибо и теплота, и умирение сердца бывают и естественные, —Суббота плод сосредоточения внимания. А надо трудиться и трудиться, ждать и ждать, пока естественное заменено будет благодатным».

Феофан Затворник
епископ Православной российской церкви

Но тут нет противоречия. Просто святые отцы говорят о разных вещах. Святитель Игнатий рассуждает о опасностях человека в молитве и христианской жизни:

«…бедствию подвергаются подвижники молитвы, извергшие из своего подвига покаяние, усиливающиеся возбуждать в сердце любовь к Богу, усиливающиеся ощущать наслаждение, восторг; они развивают свое падение, соделывают себя чуждыми Бога, вступают в общение с сатаною, заражаются ненавистью к Святому Духу. Этот род прелести — ужасен; он одинаково душепагубен как и первый, но менее явен, он редко оканчивается сумасшествием и самоубийством, но растлевает решительно и ум и сердце. По производимому им состоянию ума отцы назвали его мнением».

Игнатий (Брянчанинов)
епископ Русской православной церкви

Нужно проявлять скоромность и смирение, и тогда прелесть не сможет причинить вреда

Неправильные действия и реакции на результаты своих усилий в духовной жизни ввергают в прелести греха.

Поэтому на необычнее явления важно правильно отреагировать — без эмоций. Так об этом говорит Преподобный Григорий (Синаит):

«Никак не прими, если увидишь что-либо, чувственными очами или умом, вне или внутри тебя, будет ли то образ Христа, или Ангела, или какого Святого, или если представится тебе свет… Будь внимателен и осторожен! не позволь себе доверить чему-либо, не вырази сочувствия и согласия, не вверься поспешно явлению, хотя бы оно было истинное и благое; пребывай хладным к нему и чуждым, постоянно сохраняя ум твой безвидным, не составляющим из себя никакого изображения и не запечатленным никаким изображением. Увидевший что-либо в мысли или чувственно, хотя бы то было и от Бога, и принимающий поспешно, удобно впадает в прелесть, по крайней мере обнаруживает свою наклонность и способность к прелести, как принимающий явления скоро и легкомысленно. Новоначальный должен обращать все внимание на одно сердечное действие, одно это действие признавать непрелестным, — прочего же не принимать до времени вступления в бесстрастие. Бог не прогневляется на того, кто опасаясь прелести, с крайней осмотрительностью наблюдает за собою, если он и не примет чего посланного от Бога, не рассмотрев посланное со всею тщательностью; напротив того, Бог похваляет такого за его благоразумие».

Григорий (Синаит)
православный святой

Святитель Игнатий (Брянчанинов) поддерживает эту мысль.

«Не сочиняй себе восторгов, не приводи в движение своих нервов, не разгорячай себя пламенем вещественным, пламенем крови твоей. Жертва, благоприятная Богу — смирение сердца, сокрушение духа».

Игнатий (Брянчанинов)
епископ Русской православной церкви

Прелесть в православии — это серьёзный враг на определённом этапе. Но предупреждён — значит вооружён. Для внимательного и осторожного верующего прелесть не станет серьёзным препятствием.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *