Содержание
- 1 Преподобный Иоанн Лествичник — это выдающийся соустроитель монашества
- 2 Преподобный Иоанн Лествичник принял монашеский постриг в 20 лет
- 3 После смерти старца Мартирия преподобный Иоанн Лествичник прожил 40 лет отшельником в пустыне
- 4 Святой Иоанн стал игуменом в 65 лет
- 5 «Лествица» — это главный труд преподобного Иоанна Лествичника
- 6 30 ступеней «Лествицы» можно объединить в 5 групп
- 7 На иконах преподобного Иоанна Лествичника обычно изображают лестницу
Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский долго и тщательно работал над произведениями «Бесы» и «Братья Карамазовы». Тогда, когда у него не получалось написать тот или иной отрывок, он обращался к своим настольным книгам.
Самой главной из них была «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника. Благодаря ей все творения Фёдора Михайловича стали достоверными. Русский человек показан достоверно в своей духовной жизни, это отличает книги Достоевского от других русских классиков.
Преподобный Иоанн Лествичник — это выдающийся соустроитель монашества
Иоанн Лествичник — это христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря. Почитается как православный святой в лике преподобного. Его память православными отмечается в 4-е воскресение Великого поста и 30 марта (12) апреля. Католическая церковь также признает его святым и почитает его 30 марта.
Святой Иоанн Святой Церковью также почитается в числе выдающихся соустроителей монашества. Он великий подвижник, а также так же выдающегося духовного произведения под названием «Лествица». По нему он и получил свое прозвание Лествичника.
К сожалению, о жизни преподобного известно немного. Считается что он жил в пределах VI – VII веков. Некоторые исторические источники говорят о том, что он был сыном святых Ксенофонта и Марии. Место его рождения, также предположительно, определяется в Константинополе.
Святой Иоанн получил хорошее образование в молодости. Вполне возможно, что его семья имела хороший материальный достаток.
Несмотря на то, что преподобный получил хорошее светское образование, он с юных лет предпочёл радостям мира суровую и аскетичную жизнь. Это в дальнейшем повлияло на его решения стать монахом. Кроме того, пример родителей также помог ему сделать этот выбор.
Ему он и следовал в дальнейшем всю монашескую жизнь. Опыты своих духовных подвигов передал христианам в своих литературных трудах.
Преподобный Иоанн Лествичник принял монашеский постриг в 20 лет
В 16 лет Иоанн переехал в Египет и поступил в Синайский монастрь. Эта обитель привлекало подвижников уже с III века. Во времена подвижничества святого Иоанна Лествичника здесь проживало около 10 отшельников.
Наставником и руководителем будущего святого стал один из самых искусных и опытных Синайских учителей преподобный авва Мартирий. На Синае Иоанн Лествичник в качестве послушника пребывал четыре года, после чего принял монашеский постриг.
Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой.
У аввы Мартиря Иоанн находился 19 лет. Все это время он беспрекословно и строго выполнял все его указания. Это отметили пребывавшие в обители другие иноки. Так, например, несмотря на то, что преподобный не был игуменом, Анастасий Великий однажды назвал его так.
В иной раз Иоанн Савваит, подвижник из пустыни Гуда, омыл Иоанну Лествичнику ноги, как если бы он уже был игуменом.
После смерти старца Мартирия преподобный Иоанн Лествичник прожил 40 лет отшельником в пустыне
После того, как авва Мартирий умер, святой Иоанн решил избрать жизнь отшельника. Для этого он удалился в пустыню Фол, раскинувшуюся у подножия горы Синай. Здесь он прожил 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах.
В пустыне преподобный питался так, как предписывает устав постнической жизни, постился, спал ровно столько, чтобы не лишиться здравости ума. Сам святой говорит об этом так: «Я не постился чрезмерно и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся.., и Господь скоро спас меня».
Кроме того он предавался литературному творчеству, а также обрабатывал огород, от которого питался.
Однажды явились к преподобному Иоанну Лествичнику некие люди, которые стали его упрекать его в многословии при духовных беседах, объясняя это его тщеславием. В ответ Иоанн возложил на себя обет молчания и придерживался его до того момента пока завистники сами не попросили святого отказаться от него.
За всё своё время нахождения в пустыне Иоанн кочевал с места на место в пустыне, не покидая её. Иногда, правда, он посещал Египетские земли. Когда люди, приходившие к нему за духовными советами, начинали донимать его, отшельник скрывался от них в пещере.
В житие святого есть упоминания о том, что за время своего жительства в пустыне он совершал чудеса. Так, например, однажды его будущий помощник Моисей, поступивший к нему в ученики, работал на огороде, устал и уснул под утесом.
В это время спал и Иоанн и во сне явилось ему видение: благолепный Муж упрекнул его и отметил, что тогда как он дремлет, Моисей, находится в беде. Святой тотчас же проснулся и стал молиться.
Когда же вечером Моисей вернулся с работы, он рассказал преподобному о том, что во время сна ему, представилось, что его зовёт Иоанн. Он вскочил и отбежал с места, в это время туда упал огромный камень, скатившийся утёса.
Святой Иоанн стал игуменом в 65 лет
После того, как преподобный Иоанн Лествичник прожил отшельником в пустыне 40 лет, его избрали игуменом Синайского монастыря. По некоторым данным, это произошло тогда, когда святому исполнилось 65 лет.
Управлял обителью он в течение 4-х лет. За это время он совершил несколько чудес. Кроме того по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря, он написал в это же время свою знаменитую «Лествицу», то есть руководство для восхождения к духовному совершенству.
В конце жизни святой Иоанн Лествичник назначил преемником в руководстве монастырём своего брата Георгия, молчальника-отшельника. При этом он предсказал, что он в течение года также отойдёт к Отцу небесному.
Действительно, через девять месяцев после кончины преподобного, Георгий сам отошёл к Господу. Считается, что Георгий был тем епископом Фаранским, который в 680 году окончательно перенес кафедру в Синайский монастырь.
О смерти святого Иоанна Лествичника существуют противоречивые сведения. По одним из них святой умер в возрасте 80 лет около 606 года. По другим сведениям это произошло в 649 году.
Частицы мощей Иоанна Лествичника хранятся в греческих монастырях: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Коница), в монастыре Кехровуниу (остров Тинос), в монастыре Богородицы (остров Самос), в монастыре Богородицы (Панагии Турлиани, остров Миконос). Глава находится в монастыре в честь Преображения Господня (Метеоры).
Иоанна Лествичника почитали уже в Древней Руси. Игумену Синайскому посвятили, например, столпообразный храм в Московском Кремле. По своему внешнему виду он напоминает «Лестницу в небо» (Лествицу). В наше время она известна как колокольня Ивана Великого.
«Лествица» — это главный труд преподобного Иоанна Лествичника
Своё главное творение, созданное по просьбе рафаилских монахов преподобный Иоанн Лествичник назвал «Лествица» (Лестница, Лествица райская или скрижали духовные). Это название он объяснил так:
«Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения». Несмотря на то, что предназначена она, в основном, для монахов, читать её могут и миряне, стремящиеся к духовному совершенствованию.»
В «Лествице» преподобный Иоанн объединил духовные и аскетические традиции египетских монастырей. В «Лествице» преподобный Иоанн объединил духовные и аскетические традиции египетских монастырей.
В книге 30 бесед о 30 различных ступенях духовного восхождения к совершенству. Написана она в середине VI века по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря. Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы, по которой восходят ангелы (Быт. 28:12).
Книга относиться к жанру духовной аскетической литературы. Её цель — рассказать о том, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов.
Идея, заложенная в «Лествице» предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Основой такого духовно совершенствования признана следующая строка из Священного Писания: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (МФ. 11, 12).
30 ступеней «Лествицы» можно объединить в 5 групп
Согласно преподобному Иоанну Лествичнику, на пути к духовному совершенствованию хритианин необходимо пройти 30 ступеней, которым соответствует 30 глав книги. Условно их можно разделить на 5 групп:
Группа | Ступени |
Борьба с мирской суетой
(ступени 1-4) |
Отречение мирского жития Беспристрастность (отложение попечений и печали о мире) Странничество Послушание |
Скорби на пути к истинному блаженству (ступени 5-7) |
Покаяние) Память о смерти) Плач) |
Борьба с пороками (ступени 8-26) |
Кротость и безгневие Удаление памятозлобия Несквернословие Молчание Правдивость Отсутствие уныния и лености Борьба с чревоугодием Целомудрие Борьба со сребролюбием Нестяжание Искоренение нечувствия Малый сон, усердие к братской молитве Телесное бдение Отсутствие боязливости и укрепление в вере Искоренение тщеславия Отсутствие гордыни Кротость, простота и незлобие Смиренномудрие Низложение страстей и укрепление добродетелей |
Душевный мир (ступени 27-29) |
Безмолвие души и тела Молитва Бесстрастие |
Вершина пути — союз трёх главных добродетелей (ступень 30) |
Вера, надежда и любовь |
Кроме того, в «Лествицу» также входит «слово особенное к пастырю». Оно относиться исключительно к духовным наставникам. Преподобный Иоанн также много пишет о монашестве. Так для него монах у него выступает идеалом христианина и называется он подвижником.
Кроме того, святой разделили в своем сочинении два типа монашества: уединенное и общежительное. Высшая цель монахов — достижение чистоты, которая есть бесстрастие, при этом его необходимо отличать от нечуствия.
Именно поэтому в сочинении Иоанна Лествичника подробно исследован «механизм искушения», состоящий из прилоги, «сосоложения» или внимания, а также зависимости.
На иконах преподобного Иоанна Лествичника обычно изображают лестницу
Изображения преподобного Иоанна Лествичника можно часто встретить на иконах, в книгах, нравоучительных лубках и т.д. Что же касается икон святого, то на них обычно рисуется лестница, ведущая от земли к небу.
По ней на небо взбираются люди в монашеском одеянии. Некоторых из взбирающихся монахов бесы сталкивают с этой лестницы и сбрасывают в ад. Он обозначен на иконах условно разломом в скале. Тех же, кто преодолевает подъём, принимает Христос и ангелы. Икона также содержит знаки монашества, помещенные на святом.
Кроме того, во второй половине XI века появились иллюминированные рукописи, представляющие идеалы монашеской аскетики. Некоторые из них содержали развернутый цикл иллюстраций различных ступеней покаяния и аскезы. Изначально же в греческих рукописях имелось лишь выполненное чернилами изображение лестницы с тридцатью ступенями, увенчаный крестом.
Святой Иоанн Лествичник помогает по молитве к нему спастись душам христиан. В его честь сложен акафист, текст которого следующий:
Тропарь, глас 8
Иной тропарь, глас 4
Кондак, глас 1
Иной кондак, глас 4
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение