Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Вербное воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим

Вербное воскресенье сложно не узнать. Все несут веточки в церковь и обратно. А зачем? Понятно, что дело в традиции. Но вряд ли сторонний человек навскидку вспомнит Библейскую историю, где важным атрибутом была бы верба. Такой действительно нет.

Вербное воскресение означает праздник, связанный с входом Господним в Иерусалим

Верба нам перешла в наследство от славянских язычников. Но ничего в этом страшного нет, ибо веточки вербы удачно заменили пальмовые ветви, которые просто негде разыскать во многих регионах нашей родины

Вербное воскресение — не самое точное название для этого церковного праздника, поскольку не раскрывает, что означает для нас эта дата. А речь о событии, которое называется вход Господень в Иерусалим.

Если отдельные эпизоды из жизни Иисуса Христа не встречаются во всех канонических евангелиях, то это описано у каждого из четырёх евангелистов. Конечно, есть отличия, но только в мелочах. Общая суть же едина. Так что же произошло, согласно Библии, много веков назад в Вербное воскресение?

Иисус Христос с учениками путешествовал и проповедовал. И вот Он направился на празднование Пасхи в Иерусалим. Это не просто рядовое путешествие, а финал пути Спасителя. По дороге Иисус Христос раздобыл себе ездовое животное:

«Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих и говорит им:

пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите.

И если кто скажет вам: что вы это делаете? — отвечайте, что он надобен Господу».

(Марк 11:1–3)
Спаситель въезжает в святой город Иерусалим в Вербное воскресение. Можно заметить, как на пути Иисуса Христа застилают пальмовые листья — символ торжества
Спаситель въезжает в святой город Иерусалим в Вербное воскресение. Можно заметить, как на пути Иисуса Христа застилают пальмовые листья — символ торжества. Фото: pravmir.ru

Фактически это прибытие Мессии — человека, которого уже много веков ожидали иудеи. Они не сомневались, что явится некто, способный спасти народ от страданий и найти для них путь спасения.

Однако Иисус Христос оказался лишь нищим путешественником, в то время как евреи ждали некого царя. Поэтому Спаситель для них ничем не отличался от других таких же странствующих проповедников. Однако кое-кто всё же воспринял Иисуса Христа всерьёз и даже встретил его с почестями. Об этом расскажем дальше.

Встречая Иисуса Христа, иудеи размахивали пальмовыми ветвями

Встречая Иисуса Христа, иудеи размахивали пальмовыми ветвями

Иерусалим тогда находился во власти Римской империи. Многие иудеи полагали, что Мессия спасёт их от влияния этого государства.

Можно допустить, что слава Христа хоть и не была довольно широкой, многие современники слышали, кто Он такой. По крайней мере, текст Священного Писания даёт основания для таких утверждений.

Местные жители срывали пальмовые листья и клали на пути Иисуса Христа, восклицая: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!». Почему пальмы? Такова древняя иудейская традиция на торжества:

«В первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней».

(Лев. 23:40)
Иисус в этот день въехал в Иерусалим, изгнал торгующих из храма и лечил больных

Далее произошёл известный эпизод изгнания торговцев из храма:

«И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников».

(Мф. 21:12–13)

К слову, иудеи убеждены, что события не могли происходить именно так. Торгующим никогда не позволяли делать это внутри храма. Как бы то ни было, затем Иисус Христос, согласно евангелиям, исцелил несколько человек и отправился ночевать в Вифанию.

Вербное воскресение — день, когда Иисуса публично признали Мессией

Но все описанные обстоятельства — это лишь внешние детали. Не столь важно, куда Спаситель попал географически и как близко оказался в этот момент от Своей смерти. Куда важнее скрытое содержание этих событий.

Иисуса впервые публично признают Мессией посторонние люди. Это уже не Его собственные слова, не указание Иоанна Предтечи, а отклик в сердцах верующих.

Это точка многовековых ожиданий, в которых пребывал еврейский народ.

Это своего рода кульминация пути Христа и всего библейского повествования.

Это роднит Вербное воскресение и праздник Благовещения: было обещание рождения Мессии, и вот — Он, наконец, провозглашён самим человечеством. Во входе Господнем в Иерусалим много символов:

  • осёл — символ мира. Воин должен въехать на лошади;
  • предречения входа в рай. Чуть позже, после распятия, Иисус войдёт уже в другой город — в небесный Иерусалим.

Накануне вербного воскресенья произошла Лазорева суббота: воскрешение Христом умершего Лазаря

Накануне вербного воскресенья празднуют Лазореву субботу. Это очень интересный эпизод новозаветного повествования. У Иисуса Христа скончался друг по имени Лазарь. Его похоронили в гробнице, в скале, как того требовала традиция. Но Спаситель явил людям чудо — он воскресил Лазаря.

Воскрешения Лазаря, это событие вспоминают за день до Вербного воскресения (входа Господня в Иерусалим)
Воскрешения Лазаря, это событие вспоминают за день до Вербного воскресения (входа Господня в Иерусалим). Фото: s7.drugiegoroda.ru

Об этом событии нам рассказывает только Евангелие от Иоанна. Вот эта история:

«Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень.

Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?

Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.

Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком.

Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него».

(Ион. 11:38–45)
Воскрешение Лазаря — важное событие. Вероятно, именно оно стало причиной того, что люди так потянулись к Иисусу Христу

Но в то же время их преданность довольно быстро улетучилась. После воскрешения Лазаря иудеи потянулись к Иисусу Христу. Рассказывает священник Александр (Агейкин):

«Иисус впервые смог победить смерть, оживить Лазаря, который уже три дня лежал в гробу.

Поэтому Иисуса встречали как царя, как триумфатора — на дороге люди стелили свои одежды, они махали пальмовыми ветвями, чествовали Христа.

Ну а потом, буквально через несколько дней, те же самые люди кричали перед Пилатом «Распни, распни!»

Александр Агейкин
священник

Освящённая верба — это отголосок язычества, но используют её вместо пальмы

Замена пальмы на вербу — это не только выбор случайного растения. В этом символе произошло слияние культур

В холодных северных странах не было возможности использовать пальмовые ветви, а потому их заменяли на ветви освящённой вербы. Тем не менее, ещё одно название праздника — неделя ваий. Вайи — это побеги папоротника или пальмы.

Подобные явления мы можем наблюдать во многих странах:

  • ирландские божества почитаются как христианские святые;
  • в некоторых регионах Африки поклоняются чернокожему Иисусу Христу.

Это естественный процесс, когда пришедшая из вне религия проходит процесс адаптации под местные верования. Фактически нет ни одной страны, где существовало бы «чистое» христианство. В каждом есть своя порция местных верований и традиций.

Взять хотя бы Параскеву Пятницу. Это славянская богиня. Однако её образ смог перекочевать в православную традицию.

Верующие приносят в церковь вербу, чтобы символически поприветствовать Иисуса
Верующие приносят в церковь вербу, чтобы символически поприветствовать Иисуса. Фото: podrobnosti.mk.ua

Или праздник поминания усопших, радоница. Эти традиции посидеть на кладбище восходят к древним славянским укладам, однако они тесно влились в жизнь Церкви.

Верба имела особый смысл для наших предков — древних славян. Они праздновали Вербохлёст. Согласно дошедшим до наших дней представлениям. Если ударить другого человека вербой, то это может иметь следующие последствия:

  • удачу для ударенного человека;
  • ударенная женщина забеременеет

Вероятно, что этим не исчерпывалось обрядовое значение вербы. Миссионеры редко когда пытались запретить местные языческие традиции в любых странах. Им проще было подогнать уже имеющийся уклад под христианскую картину мира.

Вербохлёст удачно пришёлся на Вход Господень в Иерусалим. Верба стала отличной заменой пальмам и компромиссом с древними славянскими традициями. В этом нет ничего предосудительного. Но сам факт довольно интересный.

В этот праздник люди освящают вербу и хранят её весь год

В этот праздник люди освящают вербу и хранят её весь год

Вербное воскресение проходит во время великого поста, но в него допустимы некоторые послабления. Конкретной даты у праздника нет. Он просто проходит за неделю до христианской Пасхи.

Ночью в вербное воскресение верующие проводят бдение. Взяв ветви освящённой вербы, православные христиане как бы приветствуют Иисуса Христа. Часто в эту дату организуют крестный ход во имя Господне.

Семь дней до Пасхи — день празднования Вербного Воскресенья.

Сами веточки вербы потом забирают с собой. Их принято хранить в течение года. Многие предпочитают украшать ими иконы. Главное тут не поставить всё с ног на голову и не превращать христианство в форму религиозного фетишизма.

Веточка освящённая — да, но это не делает её талисманом или оберегом. Она — скорее напоминание для человека о важности праведной жизни и примере Иисуса Христа. Рассказывает священник Александр (Агейкин):

«Мы освящаем эти ветви с надеждой, что не будем распинать Спасителя.

Верба — символ нашей верности Богу. Мы знаем, что он не просто победитель смерти, а сын Божий.

Мы храним эти ветви целый год, чтобы не позволить себе забыть о верности Христу.

Нам нельзя уподобляться тем иудеям из Иерусалима в своих поступках, в своих отношениях с близкими, в своей вере».

Александр Агейкин
священник

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *